Создание интерактивного образовательного пространства как одно из условий развития личности ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (303) март 2020 г.

Дата публикации: 29.03.2020

Статья просмотрена: 1532 раза

Библиографическое описание:

Конюшкина, Е. Г. Создание интерактивного образовательного пространства как одно из условий развития личности ребенка / Е. Г. Конюшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68431/ (дата обращения: 17.10.2024).



Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.

Е. И. Тихеева, профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), где развивающая предметно-пространственная среда (РППС) определена как — часть образовательной среды — движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности.

В центре среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение доступа к общечеловеческим ценностям — социальным, духовным, нравственным.

В связи с введением в практику работы ФГОС ДО, нами был проведен анализ имеющихся условий во всех возрастных группах и выявлена проблема, что при организации РППС в нашем детском саду в большей степени применяются традиционные способы. Мы увидели необходимость создать в группах детского сада РППС с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. А также заинтересовать родителей в организации развивающей предметно-пространственной среды. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию РППС, позволяющих совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый — ребенок (дети), ребенок — ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) его дальнейшую перспективу.

Работа в режиме интерактивности налагает определенные требования к персональной компетенции педагогов, современному обществу требуется уже не специалист исполнитель, а специалист исследователь, инициативный, творческий.

Понимая всю важность этой проблемы, в ДОУ была проведена методическая работа, наиболее эффективными методами которой явились: сайт-экспедиции, «Дизайн-мастерские», «Бюро находок», «Педагогические типографии» в ходе которых воспитатели делились своими идеями, решали проблемы, презентовали успешный педагогический опыт и технологии. В дальнейшем педагогами ДОУ были разработаны авторские проекты по созданию интерактивной развивающей предметно-пространственной среды.

Остановлюсь более подробно на наиболее ярких и значимых моментах данной деятельности.

Накануне нового учебного года воспитатели обратили внимание на пустующие стены в группах. Ведь их тоже можно оформить и использовать в работе с детьми, сделать красочными и многофункциональными. Так возникла идея создания интерактивной стены.

Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Интерактивная стена — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить образовательную среду дошкольного образовательного учреждения. Интерактивная стена может представлять собой абстрактную картину, разделенную на несколько зон:

− зона познавательного развития,

− социально-коммуникативная зона,

− зона художественно-эстетического развития и др.

Основные цели и задачи интерактивной стены.

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям, в соответствии с ФГОС, с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

Задачи:

− Создать атмосферу эмоционального комфорта.

− Создать условия для творческого самовыражения.

− Создать условия для проявления познавательной активности детей.

− Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

Развивающая стена в каждой группе своя. Она отражает предпочтения детей и воспитателей. Её дизайн и наполнение может соответствовать названию группы.

Оформить интерактивную стену под силу любому педагогу. Неотъемлемые части развивающей стены — материалы, игры и пособия. Они могут иметь магнитную основу и располагаться на магнитной доске с различными элементами: лесками, прищепками, ленточками и т. д.

Элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами или другими материалами. На них легко крепятся фигурки, карточки, картинки.

В специальных кармашках размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фломастеры и т. д.

Для изготовления игр и пособий можно использовать пленки для ламинирования и магнитную пленку. Большинство игр — на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика.

Обязательное приложение к играм — образцы, схемы, карты– алгоритмы.

Содержание игр и пособий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Интерактивная стена открывает безграничные возможности для создания неповторимых, оригинальных и индивидуальных интерактивных игр и презентаций. И совершенно неважно, будет это занятие по математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте и т. д. — каждый элемент может предстать в новом образе. С помощью предложенных воспитателем на интерактивной стене предметов ребенок может получить необходимую информацию. От педагогического мастерства зависит, как ненавязчиво и незаметно расширить, закрепить полученный детьми опыт, развить их способности.

Интерактивная стена — эффективный способ организации как совместной, так и самостоятельной образовательной деятельности дошкольников.

Развивающая стена может стать мольбертом для творчества или выставкой детского мастерства.

Одним из элементов интерактивной развивающей среды может стать бизиборд — развивающий игровой планшет, на поверхности которого закреплены различные предметы: шнуровки, кнопки, замочки, закрутки, липучки и т. д. Всё нужно попробовать, открыть, захлопнуть, расстегнуть.

Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много задач, имеет развивающее, обучающее, воспитывающее значение.

В качестве составляющих бизиборда педагоги успешно используют развивающие игры Воскобовича: «Шнур — малыш», «Геоконт», «Математические корзинки», «Змейка», «Волшебная восьмерка» и др.

Работа с интерактивной стеной предполагает постоянное общение: детей друг с другом, воспитанников и педагога.

Как работать с развивающей стеной? Например, игровое пособие «Ёлочка».

В соответствии с содержанием образовательной деятельности воспитатель подбирает и размещает необходимый демонстрационный, дидактический материал в кармашки, задания на магниты, на лески, с которыми в дальнейшем работают и педагог, и воспитанники. Например, в конвертах могут находиться карточки — схемы, карты — алгоритмы: «Чьи следы?», «Лабиринты», «Поможем зверятам найти дорогу домой», задания для детей: «Собери картинку по цифрам», «Найди отличия», творческие задания «Рассели животных по своим домикам», «Дорисуй картинку», «Расставь цифры по порядку», «Подбери фигуры по размеру, цвету», «Украшения для елочки» и другие.

«Елочка» для родителей может быть наполнена заданиями по определенной теме, консультациями, советами, информацией о детях, их занятиях, увлечениях, успехах.

Таким образом, интерактивная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников — педагогов, детей и родителей.

Поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды не должен останавливаться на месте, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Литература:

  1. Баглей О. В. Конкурс на создание лучшей развивающей среды //Воспитатель ДОУ. 2015. № 1.
  2. Дыбина О. В. и др. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27)
  3. Микляева Н. В. особенности создания и развития интерактивной среды // Управление ДОУ. 2013. № 5
  4. Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. Кн.2. Диагностика, предметно-пространственная среда. М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная стена, развивающая стена, ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, воспитатель, группа, дошкольное образовательное учреждение, интерактивная образовательная среда, образовательная среда.


Похожие статьи

Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников

Создание воспитательного Web-квеста как средства повышения нравственных качеств младших школьников

Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе

Создание виртуального музея как эффективная медиаобразовательная технология при изучении родного края

Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в системе развивающего обучения

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Развитие механизмов мониторинга удовлетворенности и лояльности клиентов на базе цифровых технологий

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Похожие статьи

Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников

Создание воспитательного Web-квеста как средства повышения нравственных качеств младших школьников

Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе

Создание виртуального музея как эффективная медиаобразовательная технология при изучении родного края

Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в системе развивающего обучения

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Развитие механизмов мониторинга удовлетворенности и лояльности клиентов на базе цифровых технологий

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Задать вопрос