Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.
Е. И. Тихеева, профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), где развивающая предметно-пространственная среда (РППС) определена как — часть образовательной среды — движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности.
В центре среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение доступа к общечеловеческим ценностям — социальным, духовным, нравственным.
В связи с введением в практику работы ФГОС ДО, нами был проведен анализ имеющихся условий во всех возрастных группах и выявлена проблема, что при организации РППС в нашем детском саду в большей степени применяются традиционные способы. Мы увидели необходимость создать в группах детского сада РППС с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. А также заинтересовать родителей в организации развивающей предметно-пространственной среды. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию РППС, позволяющих совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.
Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый — ребенок (дети), ребенок — ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) его дальнейшую перспективу.
Работа в режиме интерактивности налагает определенные требования к персональной компетенции педагогов, современному обществу требуется уже не специалист исполнитель, а специалист исследователь, инициативный, творческий.
Понимая всю важность этой проблемы, в ДОУ была проведена методическая работа, наиболее эффективными методами которой явились: сайт-экспедиции, «Дизайн-мастерские», «Бюро находок», «Педагогические типографии» в ходе которых воспитатели делились своими идеями, решали проблемы, презентовали успешный педагогический опыт и технологии. В дальнейшем педагогами ДОУ были разработаны авторские проекты по созданию интерактивной развивающей предметно-пространственной среды.
Остановлюсь более подробно на наиболее ярких и значимых моментах данной деятельности.
Накануне нового учебного года воспитатели обратили внимание на пустующие стены в группах. Ведь их тоже можно оформить и использовать в работе с детьми, сделать красочными и многофункциональными. Так возникла идея создания интерактивной стены.
Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Интерактивная стена — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить образовательную среду дошкольного образовательного учреждения. Интерактивная стена может представлять собой абстрактную картину, разделенную на несколько зон:
− зона познавательного развития,
− социально-коммуникативная зона,
− зона художественно-эстетического развития и др.
Основные цели и задачи интерактивной стены.
Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям, в соответствии с ФГОС, с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи:
− Создать атмосферу эмоционального комфорта.
− Создать условия для творческого самовыражения.
− Создать условия для проявления познавательной активности детей.
− Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.
Развивающая стена в каждой группе своя. Она отражает предпочтения детей и воспитателей. Её дизайн и наполнение может соответствовать названию группы.
Оформить интерактивную стену под силу любому педагогу. Неотъемлемые части развивающей стены — материалы, игры и пособия. Они могут иметь магнитную основу и располагаться на магнитной доске с различными элементами: лесками, прищепками, ленточками и т. д.
Элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами или другими материалами. На них легко крепятся фигурки, карточки, картинки.
В специальных кармашках размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фломастеры и т. д.
Для изготовления игр и пособий можно использовать пленки для ламинирования и магнитную пленку. Большинство игр — на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика.
Обязательное приложение к играм — образцы, схемы, карты– алгоритмы.
Содержание игр и пособий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Интерактивная стена открывает безграничные возможности для создания неповторимых, оригинальных и индивидуальных интерактивных игр и презентаций. И совершенно неважно, будет это занятие по математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте и т. д. — каждый элемент может предстать в новом образе. С помощью предложенных воспитателем на интерактивной стене предметов ребенок может получить необходимую информацию. От педагогического мастерства зависит, как ненавязчиво и незаметно расширить, закрепить полученный детьми опыт, развить их способности.
Интерактивная стена — эффективный способ организации как совместной, так и самостоятельной образовательной деятельности дошкольников.
Развивающая стена может стать мольбертом для творчества или выставкой детского мастерства.
Одним из элементов интерактивной развивающей среды может стать бизиборд — развивающий игровой планшет, на поверхности которого закреплены различные предметы: шнуровки, кнопки, замочки, закрутки, липучки и т. д. Всё нужно попробовать, открыть, захлопнуть, расстегнуть.
Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много задач, имеет развивающее, обучающее, воспитывающее значение.
В качестве составляющих бизиборда педагоги успешно используют развивающие игры Воскобовича: «Шнур — малыш», «Геоконт», «Математические корзинки», «Змейка», «Волшебная восьмерка» и др.
Работа с интерактивной стеной предполагает постоянное общение: детей друг с другом, воспитанников и педагога.
Как работать с развивающей стеной? Например, игровое пособие «Ёлочка».
В соответствии с содержанием образовательной деятельности воспитатель подбирает и размещает необходимый демонстрационный, дидактический материал в кармашки, задания на магниты, на лески, с которыми в дальнейшем работают и педагог, и воспитанники. Например, в конвертах могут находиться карточки — схемы, карты — алгоритмы: «Чьи следы?», «Лабиринты», «Поможем зверятам найти дорогу домой», задания для детей: «Собери картинку по цифрам», «Найди отличия», творческие задания «Рассели животных по своим домикам», «Дорисуй картинку», «Расставь цифры по порядку», «Подбери фигуры по размеру, цвету», «Украшения для елочки» и другие.
«Елочка» для родителей может быть наполнена заданиями по определенной теме, консультациями, советами, информацией о детях, их занятиях, увлечениях, успехах.
Таким образом, интерактивная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников — педагогов, детей и родителей.
Поиск инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды не должен останавливаться на месте, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Литература:
- Баглей О. В. Конкурс на создание лучшей развивающей среды //Воспитатель ДОУ. 2015. № 1.
- Дыбина О. В. и др. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27)
- Микляева Н. В. особенности создания и развития интерактивной среды // Управление ДОУ. 2013. № 5
- Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. Кн.2. Диагностика, предметно-пространственная среда. М., 2015.