В статье авторы представляют необходимость создания особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития с целью повышения уровня конкурентоспособности и увеличения темпов роста экономики региона.
Ключевые слова: Пермский край, особые экономические зоны (ОЭЗ), территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
В условиях современной рыночной экономики повышение уровня конкурентоспособности и увеличение темпов роста экономики страны невозможно представить без развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, модернизации технологий, производства совершенно новых видов продукции, транспортной инфраструктуры и т. д. Для этого необходимо решить ряд научных, технических, внешнеторговых и общеэкономических задач, как отдельных регионов, так и страны в целом. В этих целях государства создают особые экономические зоны (ОЭЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», «особая экономическая зона — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны» [1].
На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) портовые особые экономические зоны;
4) туристско-рекреационные особые экономические зоны [1].
В настоящее время на территории России осуществляют свою деятельность 25 ОЭЗ, из которых 1 портовая, 9 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих и 9 туристско-рекреационных [5].
Особый режим ведения предпринимательской деятельности заключается в предоставлении экономическо-правовых преференций (например, таможенных и налоговых послаблений, субсидий, льготных кредитов и т. д.) резидентам ОЭЗ для привлечения иностранных и отечественных капиталов на территории, где создаются различные типы особых экономических зон. Согласно данным Министерства экономического развития Российской Федерации, издержки инвесторов в рамках реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30 % ниже, чем в целом по России [5].
Следует отметить, что в Пермском крае в 2006-м году уже вводилась налоговая льгота для крупных предприятий региона. Бизнес отчислял в краевой бюджет 13,5 % прибыли, в то время как стандартная ставка по налогу на прибыль для российских предприятий составляла — 18 %. Введенная налоговая льгота должна была привлечь в край крупные компании, однако ожидаемого эффекта не было достигнуто, и в 2014-м году льгота была отменена.
В декабре 2013 г. в ежегодном обращении к Федеральному собранию президент РФ Путин В. В. заявил о необходимости выделения зоны с темпами развития социальной структуры и экономики, опережающими другие регионы, заявил глава государства. Начать предложил с Дальнего Востока и Сибири. Причем особым условием должно было стать создание производств на не сырьевой основе, ориентированных по большей части на экспорт.
В дополнение к уже существующим ОЭЗ 29 декабря 2014 г. был принят ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» который ввел в правовое поле новый вид льготных территорий — ТОСЭР (территории опережающего социально-экономического развития).
Для создания ОЭЗ и ТОСЭР необходимо «наличие естественных экономико-географических конкурентных преимуществ для реализации инвестиционных проектов, соответствующих специализации предполагаемой к созданию особой экономической зоны» [1].
Пермский край имеет выгодное экономико-географическое положение. Он находится в относительной близости к Центральному региону страны. Территорию края пересекает сеть железных дорог, ряд его городов расположен по маршруту Транссибирской магистрали. Главным речным путем является р. Кама с притоками. Также развит автомобильный транспорт: по территории Пермского края проходит участок федеральной автодороги (Е22). Это поспособствовало развитию эффективной логистической структуры и связи с другими регионами России.
Пермский край обладает значительным минерально-ресурсным потенциалом. Согласно данным Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, в регионе наиболее развитыми являются такие отрасли, как добыча нефти и газа, калийно-магниевых солей, металлургического, химического и цементного сырья, хромовых руд, строительных материалов и пресных подземных вод [4]. Именно это является основой для поддержания и развития как самого минерально-сырьевого комплекса, так и смежных с ним отраслей производства. За счет этого повышается привлекательность для средне- и долгосрочных инвестиционных программ с достаточно малыми сроками окупаемости и большой отдачей от вкладываемых в них финансовых средств.
Все вышеперечисленные факторы, а именно близость к ресурсной базе для производства, доступ к инфраструктуре и транспортным артериям, открытость к межрегиональным и международным контактам, являются преимуществом для создания промышленно-производственной особой экономической зоны в Пермском крае. ОЭЗ может быть создана как «с нуля», так и на базе уже имеющихся крупных промышленных предприятий в зависимости от специализации планируемой экономической зоны. Известно, что в 2005 г., когда проводился федеральный конкурс на создание особых экономических зон, свои заявки на создание промышленно-производственных ОЭЗ подавали Пермь, Березники, ЗАТО «Звездный», Нытва, Кунгур, Добрянка и Горнозаводск. Так, например, администрация Нытвенского района предоставляла два инвестиционных проекта: строительство завода по производству древесноструженчных плит и создание ОЭЗ по производству семян многолетних трав на промышленной основе [4].
Также возможно образование технико-внедренческой ОЭЗ, направленной на развитие и внедрение инновационных разработок в различные сферы науки и производства. Это могут быть технопарки, центры развития робототехники, нанотехнологий, фармакологии и медицины, биотехнологий и т. д. Что касается размещения ОЭЗ этого типа, то вне конкуренции будут потенциальные площадки Перми, так как именно здесь сконцентрирована и инфраструктура, и квалифицированная рабочая сила.
Таким образом, в настоящее время ОЭЗ призваны выполнять самые разные задачи: от обеспечения притока отечественного и иностранного капитала до реализации курса импортозамещения. За счет этого идет не только развитие страны в целом, но и регионов, в которых расположены особые экономические зоны. Создание ОЭЗ в Прикамье могло бы стать толчком к более интенсивному развитию. Это поспособствует созданию новых рабочих мест, сокращению оттока населения, привлечению специалистов и передовых научных технологий, социально-экономическому развитию и повышению престижа региона, а также позволит ускорить интеграцию края и России в мировую экономику, перераспределить потоки инвестируемых капиталов в интересах Российской Федерации и Пермского края.
Литература:
- Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. От 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения: 14.03.2020).
- Пермский еженедельник «Новый компаньон» // Новый компаньон. URL: https://www.newsko.ru/articles/nk-316823.html (дата обращения: 14.12.2019).
- Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 N 398 (ред. от 10.05.2017) «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» // консультант. URL: https://www.newsko.ru/articles/nk-316823.html (дата обращения: 14.03.2020).
- Сайт Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края //. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129114/ (дата обращения: 14.03.2020).
- Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации //. URL: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 14.03.2020).