Инновации представляют собой многомерную, динамичную, глобальную и открытую систему, которая расширяет конкурентоспособность, создает экономические выгоды и улучшает качество жизни путем создания и принятия новых идей и технологий. Строительная индустрия имеет широкое восприятие как один из менее инновационных секторов, отчасти из-за фрагментарной природы деятельности. Модели инноваций в строительстве во многом различаются от других секторов, поэтому требуется больше исследований, чтобы уметь правильно проанализировать различные виды инновационной деятельности, а также роль заинтересованных сторон проекта в стимулировании и реализации строительных инноваций. Основная цель данного исследования — изложить методологию для подробного изучения конкретных способов внедрения инноваций, которые осуществляются в условиях проекта и в динамике между проектами и инновациями на уровне фирм.
Ключевые слова: измерение инноваций, строительная отрасль, жизненный цикл проекта, строительство, технология.
Инновации стали центральным вопросом для всех отраслей экономики ведущих стран мира, благодаря их вкладу в повышение уровня национального экономического роста, конкурентоспособности и более высокого благосостояния населения в целом [2].
Инновации могут стать ключевым источником конкурентного преимущества и для строительных компаний, предлагая средства, с помощью которых фирма может достичь удовлетворения запросов клиента в конкретном проекте или же своих собственных целей по ряду проектов [3]. Строительная индустрия является пример сектора экономики, в котором традиционные меры не отражают степень инновационной активности Строительство часто относится к числу менее инновационных секторов. Тем не менее, на рынке появляются все новые разработки, которые способны оказать значительное влияние на уровень благосостояние организаций данного сектора. Большая часть инноваций данной сферы остается скрытой, так как они разрабатывается на уровне проектов частных организаций, которые стремятся к сохранению индивидуальности в рамках открытой конкуренции
Инновационная цепочка создания стоимости на уровне проекта
Представление об инновационной цепочке создания стоимости, представляет инновации как последовательный, трехэтапный процесс, который включает в себя генерацию идеи, идеи развитие, и распространение разработанных концепций. Этот процесс включает в себя шесть важнейших задач, а именно, внутренние источники, межсекторальные источники, внешние источники, отбор, развитие и распространение идеи по всей компании. В таблице 1 представлены звенья цепочки создания стоимости, ключевые вопросы и ключевые показатели эффективности для измерения каждой величины.
Таблица 1
Инновационная цепочка создания стоимости на уровне фирм
Генератор идей |
Концепция |
Диффузия |
||||
Внутренние |
Региональные |
Внешние |
Выбор |
Развитие |
Распространение |
|
Творчество |
Сотрудничество внутри фирмы |
Сотрудничество вне фирмы |
Скрининг и начальное финансирование |
Движение для начального результата |
Распространение через организацию |
|
Ключевые вопросы |
Есть ли кадры с идеями? |
Какие инновации пропагандирует сама компания? |
Есть ли хорошие идеи вне фирмы? |
Готова ли организация финансировать новые идеи? |
Можно реализовать идеи в продукт? |
Есть возможность развития идеи через фирму? |
Показатели производительности |
Количество идей высокого качества |
Количество идей высокого качества на всех уровнях |
Количество идей высокого качества вне фирмы |
Процент идей, выбранных для финансирования |
Наиболее доходные идеи |
Желаемые рынки, группы клиентов, количество товара |
Первый этап заключается в создании идей, которые могут возникнуть внутри подразделения, в подразделениях компании, или вне фирмы;
Второй этап — преобразование или отбор идей для финансирования и разработки. их в продукты или практики;
Третий этап — это распространение этих продуктов и практики. Инновационная цепочка создания стоимости предлагает специализированный и систематический подход к оценке уровня фирмы эффективность инноваций.
Роли разных участников в инновационном процессе
С этой точки зрения клиенты могут выступать в качестве катализатора для стимулирования инноваций, оказывая давление на партнеров цепочки поставок. Данное стимулирование позволит улучшить общую производительность и поможет им разработать стратегии, которые необходимы для борьбы с непредвиденными изменениями.
С другой стороны, подрядчики играют роль посредника во взаимодействии между учреждениями, которые разрабатывают многие новые продукты и процессы (поставщики материалов и компонентов, специалисты-консультанты и торговые подрядчики) и те, кто принимает эти инновации (клиенты, регуляторы и профессиональные учреждения) [5]. Каждый субъект строительного процесса вводит разные типы инновации в зависимости от их специализации. Поэтому предлагается, чтобы компании, работающие в строительстве, должны быть исследованы отдельно, как подсекторы строительства, включая архитектуру, градостроительство, геодезию, консультации, управление активами / средствами и управление проектами, которые могли бы стать лучшим способом понимание и измерение инноваций на разных этапах, включая производство, строительство и маркетинг.
Подход жизненного цикла проекта для анализа строительных инноваций
Анализ инноваций на уровне проектов часто игнорируется в литературе в основном из-за трудности в мониторинге различных мероприятий, проводимых различными сторонами на каждом этапе проекта. Управление инновациями осложняется прерывистым характером производства на основе проектов, в которых часто возникают разрывы в обучении и обратной связи. Фирмы должны управлять технологическими инновациями и неопределенностью в организационных границы внутри сетей взаимозависимых поставщиков, потребителей и регулирующих органов. Тем не менее, проектные фирмы всегда вводят новшества; их работа всегда уникальны, всегда поставляются по индивидуальному заказу.
На рисунке 1 показана инновационная цепочка создания стоимости в строительном проекте. Связи между фирмой, текущим процессом и инновациями на уровне проекта необходимо тщательно проанализировать, чтобы выявить, как различные фирмы вносят вклад в инновационный процесс путем разработки / реализации стратегий, выделения ресурсов для создания идей и их распространения.
Рис. 1: Цепочка инноваций в строительном проекте
Проектные строительные фирмы часто имеют слабые внутренние бизнес-процессы. Измерение размеров и элементов строительных инноваций на уровне проекта является ключом к улучшению инновационной деятельность компании. Таким образом, конкретные показатели должны быть разработаны для оценки вкладов, реализации (процессов/ мероприятий), контекстуальных факторов (связанных с внешней средой), а также результаты инноваций и различные показатели должны применяться к различным факторам строительной отрасли для проведения более точного анализа. Возможные показатели для измерения входных данных включают необходимые ресурсы, такие как человеческие ресурсы, капитал, информационные технологии и т. д.; контекстуальные факторы связаны с проблемами на уровне организации, отрасли и страны, в которых инновации наиболее востребованы, например, организационная культура, конкурентоспособность и экономические условия, соответственно; Этап реализации включает в себя инструменты, методы и стратегии, такие как реинжиниринг бизнес-процессов и информационное моделирование зданий; и выходы включают метрики, такие как улучшение продукта / услуги и эффективность операций.
Выводы
Инновации — это динамичная, интерактивная, открытая, глобальная и многоплановая деятельность, повышает конкурентоспособность, создает экономические выгоды и улучшает качество жизни стандарты благодаря успешной эксплуатации новых идей и технологий. Из-за его вклада в несколько показателей эффективности на уровне фирмы и на национальном уровне, управление и точечное измерение инновационной деятельности во всех отраслях становится все более важным. Поскольку все сектора имеют свои уникальные характеристики, существует необходимость принимать каждую во внимание в исследованиях инноваций, чтобы стимулировать и контролировать инновации эффективно.
Модели инноваций в строительной отрасли во многом отличаются от других. Строительная отрасль в основном проектная и фрагментированная, поэтому большинство инноваций происходит на уровне проекта. Понимание того, как инновации происходят на этом уровне проекта ключ к улучшению, но большинство существующих исследований находится на уровне фирмы.
Предложенный подход жизненного цикла поможет наблюдать и измерить основные движущие силы, активаторы и контекстные переменные, связанные со всем процессом и понимающие роль различных субъектов и улучшить их возможности в содействии инновациям. Предлагаемое исследование позволяет пролить свет на скрытые инновации и тем самым помочь заинтересованным сторонам проекта лучше понимать и совершенствовать свои инновационные процессы и деятельность, тем самым увеличивая уровень конкурентоспособности.
Литература:
- Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С. Ю. Глазьев. — М.: Экономика, 2010. — 254 с.
- Инновационный менеджмент / под ред. Л. Н. Оголевой. — М.: Инфра-М, 2003. — 238 с.
- Кетова Н. П. Реализация стратегий маркетинга инноваций: предпосылки и условия поддержания конкурентоспособности российских компаний в условиях экономического кризиса // Теория экономики и управления народным хозяйством. 2009. № 9. — С. 91– 97.
- Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждение в Институте экономики / Н. Д. Кондратьев. — М., 1928. — 287 с.
- Короткова Т. Л. Роль маркетинга в коммерциализации инноваций // Практический маркетинг. — 2010. — № 3. С. 10– 16.