В недалеком прошлом закрытие класса или школы на карантин вызывало много вопросов и проблем: как объяснить материал всем и провести урок, не превышая длительности урока в 40 минут? В настоящее время, когда учебные заведения страны закрываются на карантин, вопрос дистанционного обучения становится особенно актуальным.
Дистанционное обучение — способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимися. Получение образования в удаленной форме инициируется государством и содержится в законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором зафиксирована возможность реализации образовательных программ «с использованием дистанционных технологий» [1] и в приказе Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Цель дистанционного обучения такая же, как и у очного: получение новых знаний. [2]
Общепризнанным считается утверждение о том, что «живое» взаимодействие ученик-учитель очень важно и намного лучше, но без дистанционного обучения обойтись в современном мире невозможно. [3] Разрешение данного противоречия возможно посредством применения современных дистанционных технологий, таких, как цифровая платформа Zoom и виртуальная доска Padlet.
Zoom — это отличный сервис для проведения видеоконференций и онлайн-встреч, поэтому он идеально подходит для проведения онлайн уроков. Для входа в конференцию (урок) ученик переходит по ссылке-приглашению от учителя или при установке приложения на электронный носитель (телефон, планшет, ноутбук) и вводит постоянный идентификатор конференции. Эта платформа стабильнее, чем Skype и позволяет проводить полноценные уроки по 40 минут (это длительность бесплатной сессии в Zoom). Учитель (организатор) видит и слышит всех учеников группы. У организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников. [4]
Одно из преимуществ использования данной программы — это возможность менять виртуальный фон, что помогает создать незабываемую атмосферу на каждом уроке. Например, при изучении достопримечательностей Лондона (культурологический аспект) можно менять фон на компьютере учителя и создать эффект присутствия. Функция “демонстрация экрана” позволяет просматривать презентации и видео со звуком, показывать задание или фрагмент задания (упражнения). Более того, демонстрацию можно поставить на паузу, перевести слова и фразы, обсудить вопросы. В настройках организатор может разрешить всем ученикам делится экраном, то есть возможность показать свой экран, и тогда вся группа сможет просмотреть домашние задания, например, презентации или описание фото.
Следующим преимуществом данного ресурса является наличие на панели кнопки карандаш. С этим набором инструментов все участники могут указать на непонятный момент в задании, а учитель использует маркеры, чтобы выделять строки в тексте, обращать внимание учеников с помощью цветной указки (цвет тоже можно выбрать) на нужные области в задании или ошибки, допущенные учащимися. Для работы с младшими школьниками — это отличная возможность раскрашивать и рисовать на экране при выполнении заданий по аудированию. Аудиозадания также возможны с помощью этой платформы: достаточно нажать на кнопку, и ученики слушают аудио так, как слушали бы его в учебном кабинете на уроке.
Кроме того, существует чат, где можно писать сообщения и передавать файлы всем ученикам или одному. Мы считаем это уникальной возможностью для стеснительных учеников, которые боятся задавать вопросы учителю в классе при всех. В чате ребенок может задать вопрос или сообщить, что материал не понятен, лично учителю, тогда педагог вносит корректировки в план по ходу урока. Также дети могут оставить отзывы или написать, чем для них был полезен урок, чему научились, то есть педагог может получить обратную связь от учеников; а наличие возможности автоматического сохранения чата позволяет учителю совершенствовать формы проведения уроков. В сохраненном чате дети могут найти слова, выражения, значения которых спрашивали во время занятия.
Главный вопрос преподавателей иностранного языка: как же диалоги, работы в мини-группах и обсуждения? На уроках можно разделить студентов на пары или группы, выдать различные индивидуальные задания. Zoom позволяет делить студентов по группам или парам и распределять их в сессионные залы (Breakout Rooms), где ученики общаются только друг с другом, остальные участники их не видят и не слышат. Учитель разбивает группу учеников на столько комнат, сколько требует задание упражнения. Организатор может свободно перемещаться по комнатам и слушать ответы учеников, наблюдать за их работой, при необходимости корректировать или подсказывать. Процесс точно такой же, как на уроке, только лучше — группы не мешают друг — другу.
После проведения стандартного урока в классе у детей остаются только записи в тетрадях и словарях. Эта платформа записывает все происходящее на экране, то есть — весь урок, а по завершении конференции автоматически конвертирует и сохраняет его в указанный вами файл, но организатор может и остановить процесс конвертации. Запись урока — очень полезная функция: учитель может проанализировать свой урок с точки зрения эффективности используемых форм и приемов, у детей есть возможность повторить материал, а родители могут увидеть, как ребенок работал на уроке.
Для работы в группах и созданий мини-проектов на уроках дистанционного обучения идеально подходит виртуальная интерактивная доска Padlet. Padlet — это сервис, который дает возможность каждому ученику вывесить свою работу на доску, а учителю — прокомментировать и оценить каждого. [5]Доску можно использовать для совместной работы и собирать материал на одной стене. Именно поэтому она идеально подходит для групповой дистанционной работы. Учитель на платформе Zoom формирует группы учащихся и дает ссылку на Padlet, где для каждой группы есть название проекта для совместной работы. Обучающиеся распределяют обязанности: поиск фото, видео, аудиоматериала, информация по теме. Внутри сервиса Padlet есть различные функции: прикрепить фото, аудио и видео файлы, текстовую информацию, устанавливать ссылки или переходить по ним. Кроме этого, возможен поиск информации в поисковой системе Гугл, не выходя из Padlet. Гугл предоставляет поиск информации в следующих категориях: фото, видео, анимированное изображение, аудио и вебсайты. Поскольку поиск происходит мгновенно и над темой проекта работают несколько человек, между которыми распределены функции по поиску и отбору информации, то создание и представление мультимедийных онлайн мини-проектов на уроке становится возможным. Каждый обучающийся прикрепляет свою информацию на стену, создавая общую презентацию. Представляя свой проект на уроке в Zoom, ребята пользуются фото, видео файлами, загруженными на свою стену в Padlet, а одноклассники на мониторе своего домашнего компьютера смотрят презентацию как, если бы находились в классе.
Работа с этими сервисами способствует достижению не только предметных, но и метапредметных результатов. Учащиеся активно и с удовольствием используют ИКТ, что повышает их технологическую и информационную грамотность. Формат конференций помогает познакомиться с особенностями этикета и правил поведения при видео общении, которое становится все более распространенным и используется не только для общения с друзьями, но и в деловых беседах, обучении и собеседованиях. Значительным преимуществом для предметных результатов является работа со звуком и возможность многократного просмотра материала; все, что было непонятно, всегда можно повторить, а восприятие на слух помогает развивать навыка аудирования, что сложно развивать в неязыковой среде. Комфортная среда облегчает процесс общения, повышая коммуникативные навыки.
Дистанционное обучение получило в последние годы широкое развитие, во многих школах внедряется эта система, однако под данным термином подразумевается огромное количество различных подходов и возможностей реализации. Автором статьи рассматривается проблема реализации ФГОС в рамках дистанционного обучения и возможности ее решения посредством современных технологий, использование которых позволяет соединить в себе преимущества очной формы обучения, при этом давая удобство и гибкость удаленной формы работы, а именно — общение в коллективе, ощущение причастности, доступ к индивидуально созданным материалам и занятие в комфортных для ученика условиях.
С этой точки зрения платформа Zoom, основанная на методе конференцсвязи с широким списком организации работы, а именно индивидуальные ответы, работы в группах, и виртуальная доска Padlet, позволяющая транслировать онлайн подготовленные на уроке проекты, способствуют разрешению проблемы реализации ФГОС в условиях дистанционного обучения.
Литература:
1. Иван Ковалев. Дистанционное образование и закон. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.edutainme.ru/post/distantsionnoe-obrazovanie-i-zakon/. (07.03.2020)
2. Щербаков В. Эффективность дистанционного обучения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://teachbase.ru/learning/obuchenie/effektivnost-distancionnogo-obucheniya/. (07.02.2020)
3. 4.Академия профессионального развития. Дистанционное обучение в школе. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://academy-prof.ru/blog/distantsionnoe-obuchenie-v-shkole/. (07.03.2020)
4. Добрица Д. Zoom — программа для проведения онлайн-уроков английского: За и против [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.teachaholic.pro/zoom-programma-dlya-provedeniya-onlajn-urokov-anglijskogo-za-i-protiv/. (07.02.2020)
5. Таксикова Любовь, Бондарева Светлана © Институт математики и информатики МПГУ Бесплатная платформа для создания онлайн-досок Padlet [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://internet-for-teacher.blogspot.com/2017/12/padlet.html/