Анимация как новая жизнь традиционного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №13 (303) март 2020 г.

Дата публикации: 30.03.2020

Статья просмотрена: 1235 раз

Библиографическое описание:

Харченко, М. И. Анимация как новая жизнь традиционного искусства / М. И. Харченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68469/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор доказывает место анимационного кино в современном искусстве и доказывает преемственность традиционного искусства

Ключевые слова: современное искусство, традиционное искусство, анимационный фильм

Начиная с 1950-х годов в современном искусстве продолжают появляться направления, количество которых на 2020 г. насчитывается более ста девяноста [7]. Однако анимация не только не входит в этот список, но остается независимым и недооцененным видом искусства. По неясным причинам анимационный фильм воспринимается как ориентированный на детскую аудиторию. В период с 2002 по 2020 год премию Оскар в номинации “Лучший анимационный фильм” получали мультфильмы, которым по российской моде можно дать рейтинг 0+ [8]. Для сравнения, среди номинантов 2014-го года была последняя режиссерская работа Миядзаки “Ветер крепчает”, но премию получило “Холодное сердце”. Таким же образом в тени трехмерного диснеевского “Города героев” остались самобытные “Сказание о Принцессе Кагуя” Исао Такахаты и “Песнь моря” Томма Мура. Усугубляет ситуацию огромный поток анимационного шлака, который успешно крутят по детским телевизионным каналам, оставляя негативное впечатление об анимации в целом у образованной части населения. Однако среди анимационных фильмов можно найти скрытые сокровища, которые следует называть произведениями искусства.

Роджер Элиот Фрай настаивал на, во-первых, продолжении традиций классической живописи в современном искусстве; во-вторых, невозможности ощущения и понимания нового искусства без учёта опыта традиционных работ [5]. При всем уважении к Фраю, трудно не заметить, насколько изменилось искусство и его правила за последнюю сотню лет. Отличия современного искусства от классического перечислила Алиса Николаева в журнале “Мост” в 2016-м: это концептуальность, открытость субъективным смыслам, выстраивание коммуникации со зрителем путем вовлечения его в арт-процесс, разрушение классического позитивного представления о прекрасном, интерпретация классических образов посредством отказа от классических ценностей, значимость личности автора либо его полная анонимность, вариативность образов, материалов, проблематик [6]. Не уверена, что место в этом списке имеет первый пункт, поскольку прямая связь с философией и идеологией для традиционного искусства так же актуальна, как для современного. От себя хочется добавить:

1) рост роли бессюжетности;

2) выход за рамки (и как результат появление таких направлений как инсталляция, перфоманс и пр.);

3) актуальность в ущерб архаичности;

4) уход от метафоричности в конкретику.

Уже в XX веке живопись перестала быть «королевой искусств», ее место заняли более актуальные перформанс, фотография и инсталляция. В XXI веке произведения современного искусства живут и работают по новым правилам и выполняют новые функции. Тем не менее, связь человека с традицией, историей настолько сильна, (и доказательство тому — бум на исторические фильмы, сериалы, компьютерные игры и книги), что даже если новое традиционное искусство больше не живет в музее, то исчезнуть из нашей жизни полностью оно не должно и не может. Недооцененность анимационного кино при безграничных творческих возможностях визуализации (по сравнению с игровым) делает мультфильм идеальным новым местом обитания традиционного искусства. Конечно, можно вспомнить компьютерные игры, среди которых есть такие алмазы как “Hellblade: Senua’s Sacrifice” [9] или “What Remain’s of Edith Finch” [10], но визуальная часть игр все еще слишком зависит от геймплея и требует вовлеченности зрителя-игрока в процесс.

С самого своего появления анимация стала преемником традиционного изобразительного искусства лишь с той разницей, что ранее статичные сюжеты обрели движение, а границы монитора заменили раму. Так же, как живопись, анимация рассказывает историю в плоскостном изображении с четкими границами при помощи изобразительных визуальных средств. Развитие кинематографических систем, имитирующих наличие третьего измерения не внесло кардинальных изменений, даже в 3D-очках углубленное объемное изображение все еще воспринимается в пределах определенного формата.

Доказать свою идею я хочу, разобрав трейлер анимационного фильма 2020 года “Wolwalkers” Томма Мура [11]. Ирландский художник и режиссер создал уже два полнометражных рисованных фильма, вдохновляясь и беря за основу кельтский фольклор и искусство. В фильме «Wolfwalkers» он остается верен себе — сюжет разворачивается в средневековом ирландском городе и его окрестностях. Несмотря на то, что фильм создан с помощью компьютерной графики, рисование города имитирует гравюру, а условность рисунка и ощущение тесноты напоминают о серии “Пляски смерти” Гольбейна Младшего (рис 1.). Мур вообще во многом опирается на изобразительный язык средневековых гравюр, манускриптов и кельтские орнаменты. Главному источнику вдохновения и авторского стиля, Келлской книге, посвящен целый мультфильм[1].

Генрих Вельфлин перечислял следующие черты классического искусства: линейность, плоскостное изображение, замкнутая форма, целостное единство и безусловная ясность (классическое искусство он противопоставлял искусству барокко) [4]. Все перечисленные черты характерны для трейлера “Wolfwalkers”. В большинстве кадров присутствует мотив окружности, часто выступающий в роли дополнительного обрамления. Похоже, рамки монитора уже не воспринимаются создателями как серьезное ограничение. (Рис. 2 и 3)

Есть показательная деталь еще и в смысловом слое. Современное искусство намного реже обращается к архетипам, мифологии и “вечным образам”. Не зная сюжет фильма, по одному лишь иллюстративному материалу легко прочитывается история, взаимосвязь персонажей, конфликт и характеры. В этом, кроме прочего, помогает отрисовка персонажей контурами различного характера (гладкий-шероховатый, плотный-прерывистый, тонкий-жирный, округлый-резкий). (Рис. 4 и 5)

Наконец, вряд ли человек научится не примерять каждый раз образ главного героя на себя. Резонансными становятся произведения, работающие как зеркало. Ярким примером стал “Джокер” Тодда Филлипса, показавший отражение современного “маленького человека”[2].

А значит, каждый главный герой произведения искусства — отражение потенциального зрителя. (И здесь можно поразмышлять, почему светловолосый персонаж “Wolfwalkers” в первых эскизах был мальчиком, но в итоге создатели решили сделать главными героями двух девочек). Актуальное искусство глубоко философично, однако, создается впечатление, что современные авторы пытаются найти или создать новые символы и смыслы, зачастую игнорируя опыт предков. Лично меня это озадачивает. Архетипические первообразы, (архетипы), в совокупности образующие «коллективное бессознательное», сопровождают человека и проявляются в образах, персонажах и сюжетах мифологии, религии, искусстве на протяжении веков [2]. В 1947 Юнг писал об архетипах и идеях из области духа как одном из полюсов коллективного бессознательного, между которыми скользит сознания, и архетипические представления по его мнению — это посредники между архетипами и сознанием [3].

Поскольку искусство имеет мощное влияние на психику и бессознательное, влияние архетипов и символов в каждом отдельном произведении и искусстве в целом будет работать всегда, независимо от времени, политической обстановки, идеологии и веры.

Напоследок хочется сказать о доступности анимационного искусства как о достоинстве. Саша Бурханова-Хабадзе описала в “ХЖ” собственный опыт становления зрителем современного искусства, акцентируя на том, что это получилось случайно, из-за определенного стечения обстоятельств, и что удается это не в любой день и не в каждом музее [1]. Принято, что впечатление от фотографии произведения искусства в разы слабее, чем от оригинала. Это значит, что для ощущения истинного искусства необходимо прийти на выставку, и то не факт, что звезды сойдутся, вы окажетесь в верной компании, умонастроении, придете на нужную выставку в нужный день и наконец-то ощутите этот трепет. Анимационный фильм остается оригиналом на любом носителе, независимо от размера и модели монитора. Его можно открыть и посмотреть в любое время суток, в кафе, в парке или у себя дома, что так актуально сегодня во время карантина COVID-19. А если серьезно, я надеюсь, что индустрия анимационного кино продолжит развиваться в сторону повествования осмысленных и визуально красивых историй, и не пойдет по более простому и прибыльному пути штамповки детских мультяшек. И когда к мультфильмам начнут относиться так же серьезно, как к игровому кино, современное искусство обретет еще одно перспективное направление.

Литература:

  1. Бурханова-Хабадзе С. Эпоха «пораженного» зрителя: Гарсес, Черчланд, Юиг. // “Художественный Журнал” № 106. М.: Artitude Editions, 2018, — С. 52–59.
  2. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991. — 298 с
  3. Юнг К. Г. О природе психического // Структура и динамика психического = The Structure and Dynamics of the Psyche. — М.: Когито-Центр, 2008. — С. 185–266. — 480 с. — 3000 экз. — ISBN 978–5–89353–230–2.
  4. Wölfflin H. Kunstgeschichtliche Grundbegriffe: Das Problem der Stilentwicklung in der neueren Kunst. Bruckmann, München 1915, Digitalisat, UB Heidelberg, DNB 364051590, OCLC 8405625 (2. Auflage 1917 online).
  5. Woolf V. Roger Fry. — London: Vintage, 2003. — pр. 149, 182, 188–189.
  6. https://mostmag.ru/art/iskusstvo-2/
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Современное_искусство#Течения_и_направления_в_современном_искусстве
  8. https://www.oscars.org/oscars/ceremonies/2020
  9. https://www.hellblade.com/
  10. http://edithfinch.com/
  11. https://www.youtube.com/watch?v=D3yiPC844BU

[1] The Secret of Kells номинировался на Оскар в 2010 и в том же году получил награды за лучший анимационный фильм Ирландской премии кино и телевидения и Британской анимационной премии

[2] Блестящий разбор фильма можно найти на YouTube-канале “Скрытый смысл” https://www.youtube.com/watch?v=Ui0SLrEhxOo

Основные термины (генерируются автоматически): современное искусство, традиционное искусство, анимационный фильм, искусство, Мура, плоскостное изображение, фильм.


Задать вопрос