Часто в юридических печатных изданиях в РФ поднимается вопрос о возможности заимствования нeкоторых методов по раскрытию и расследованию неочевидных преступлений. Поэтому у нас появился интерес к анализу процесса раскрытия и расследования неочевидных преступлений в различных правовых системах мира. В данной статье мы хотим остановиться на особенностях расследований таких преступлений в Германии и Российской Федерации. Выбор этих стран обусловлен следующими причинами:
1) использование зарубежного опыта предполагает необходимым изучение опыта этих стран, в которых несхожая правовая система;
2) США — это наиболее яркий представитель системы права, который добился высоких результатов в борьбе с преступностью;
Таким образом, в целях выработки путей адаптации положительного зарубежного опыта в российских условиях мы можем провести сравнительный анализ взаимодействия следственных и оперативных органов по раскрытию и расследованию неочевидных преступлений в Америке и нашей стране.
От взаимодействия органов дознания и следователя во многом зависит успешное расследование большинства неочевидных преступлений. Такое взаимодействие осуществляется в определенных формах, под которыми в научной литературе понимаются основанные на уголовно-процессуальном законе конкретные способы сотрудничества этих органов, средства связи между ними, обеспечивающие их совместную согласованную работу при расследовании преступлений [1].
Письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об аресте, о приводе, и т. д. органу дознания уполномочен давать только следователь, согласно п.4 ч.2 ст. 38 УПК РФ.
Соответственно, основные направления, по которым ведут расследование следователь осуществляет не единолично, а с органами дознания. Рассмотрим более подробно основные направления, которые четко обозначены в уголовно- процессуальном законе: исполнение постановлений следователя о задержании подозреваемого или обвиняемого, их приводе и аресте; поручения следователя о проведении органами дознания оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя; поручения следователя о производстве органами дознания следственных действий; получение содействия со стороны органов дознания при производстве следователем следственных и иных процессуальных действий; поручения следователя о производстве иных процессуальных действий [4].
Таким образом, мы приходим к тому, что в нашей стране процесс и формы взаимодействия следственных органов и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании неочевидных преступлений так или иначе закреплены в нормах права, несмотря на имеющийся ряд пробелов и сложностей в осуществлении данной правоприменительной деятельности.
Обращаясь к опыту зарубежных коллег, мы можем сказать, что оперативно — розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание в Америке всегда осуществляла полиция. Это означает, что о у них происходит слияние оперативно розыскных и следственных полномочий. Так как работник полиции наделен этими полномочиями. Сотрудник полиции наделен как оперативно-розыскными, так и следственными полномочиями, что позволяет говорить о слиянии оперативно-розыскных и следственных полномочий.
В нашей стране, согласно ст.144–145 УПК РФ проходит проверка сообщений о преступлении, что очень схоже с производством расследования в США, когда должностное лицо собирает материал, который при наличии достаточных данных позволяет полагать, что конкретное лицо сoвершило конкретное преступление, передаётся прокурору, который принимает решение o выдвижении обвинения. При этом какие-либо процессуальные процедуры, направленные на доказывание, в ходе расследования не производятся.
В Америки, из принципа федерализма вытекает своеобразие организации расследования уголовных дел. Децентрализация государственной функции дознания и предварительного следствия, наделение ею различных учреждений исполнительной власти — вот, что является характерной чертой системы органов расследования в Америке.
Федеральное устройство в США предполагает независимость местных органов власти от органов власти штата; последние независимы от федерального правительства. На каждом из этих трех уровней государственной власти имеются собственные, автономные органы расследования. Федеральные органы проводят расследование преступлений, которые отнесены к подследственности и подсудности федерального правительства, а следственные органы в штатах расследуют преступления, отнесенные к компетенции властей штатов.
В Америке правоприменительные ведомства — это государственные органы, которые были наделены правом проведения следственной и оперативной работы, производства задержаний, обысков и выемок, арестов.
Также, мы считаем необходимом сказать, что в отличие от уголовно-процессуального механизма в нашей стране, в Америке отсутствует процедура формального возбуждения уголовного дела. Мы считаем, что это содействует эффективному и быстрому расследованию преступлений. Процедура дознания в Америке сравнима с до следственной проверкой в России, согласно УПК РФ (по своему содержанию). Различие между ними заключается в том, что полиция наделена правом производства следственных действий, которые по российскому законодательству возможны только после возбуждения уголовного дела [2].
Хотелось бы обратить особое внимание на исключительную рациональность, стремление к экономии средств, сил, а также отсутствие параллелизма и дублирования в Америке, в отличие от нашей страны в расследовании неочевидных преступлений.
В ходе нашего анализа мы пришли к выводу, что при расследование неочевидных преступлений зарубежные коллеги меньше, чем мы занимаются составлением процессуальных документов, а больше заботятся о соблюдении процессуальной формы Таким образом, заметки и наброски — это протоколы допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых в США, в РФ же, это официально оформленные документы. Но если в их стране действия работников полиции затрагивают интересы граждан, то все решается только с разрешения судьи. Например, если будут происходить следственные действия, связанные с ограничением личной свободы граждан, такие как предварительный арест, обыск и т. д. Мы считаем, что в нашей стране, по сравнению с Америкой, очень усложнен механизм уголовного закона. А это значит мы теряем быстроту и эффективность расследования неочевидных преступлений.
Таким образом, полиция в США справляется с раскрытием преступлений, они не заинтересованы в укрытие нераскрытых неочевидных преступлений. Их практика доказала, что в системе отсутствует возможность укрытии преступлений от учета, необоснованные переводы нераскрытых преступлений в категорию раскрытых и другие манипуляции статистикой. Мы считаем, что так происходит потому что государство передало на усмотрение полиции все, что связано с обнаружением преступлений и установлением преступников. Полиции «не выгодно» укрывать преступления, так как с реальным состоянием борьбы с преступностью связывается выделение средств, техники, штатов (земель).
Думается, что именно так и должно выглядеть решение весьма важной и актуальной проблемы для критериев оценки органа дознания, зачастую называемой «палочной» системой [3]. Для отечественных органов внутренних дел данная проблема имеет весьма серьезное значение.
Мы считаем, что совершенствование взаимодействия следователя и оперативных органов предполагает четкое разграничение их полномочий и вместе с тем установление надлежащих контактов в их деятельности по раскрытию и расследованию неочевидных преступлений.
Литература:
- Бастрыкин, А. И. Криминалистика. Техника, тактика и методика расследования преступлений / А. И. Бастрыкин. — М.: Проспект, 2017. — 408 c.
- Белкин Р. С. Курс криминалистики: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд., дополненное. М., 2010
- Великанов, В. В. Процессуальные и криминалистические аспекты расследования и разрешения в судах дел об убийствах: дис.... канд. юрид. наук / В. В. Великанов. — Н. Новгород, 2000. — 206 с.
- Расследование отдельных видов преступлений: Учебное пособие/Под. Ред. Баева О. И., Филипова А. Г. — Изд., 2-е, перераб. и доп. — М.: Издательство Норма, 2014 год — 992с.
- Конституция Российской федерации. М., 2019.
- Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. М., 2018.
- Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. т. 2. М.: Прогресс. 2007.
- Махов В. Н., Пешков М. А. Уголовный процесс США (досудебные стадии). М., 2001.