Обзор точек зрения по вопросу административно-правового статуса юридических лиц на примере управления Федеральной службы судебных приставов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 30.03.2020

Статья просмотрена: 219 раз

Библиографическое описание:

Шушкова, А. А. Обзор точек зрения по вопросу административно-правового статуса юридических лиц на примере управления Федеральной службы судебных приставов / А. А. Шушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 198-201. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68473/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: юридическое лицо, административно-правовой статус, исполнительное производство, правовой статус, государственная власть

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время институт юридического лица приобрёл невиданный размах. Без него (за отдельными исключениями) нет возможности осуществлять предпринимательскую деятельность. По нашему мнению, именно деятельность юридических лиц является одной из основ российской экономики и политической системы. Как известно, ещё в 2014 году институт юридического лица был сильно трансформирован. В данной статье мы исследуем особенности административно-правового статуса юридических лиц на примере Управления Федеральной Службы судебных приставов (далее — УФССП).

В общем смысле административно-правовой статус юридических лиц — это совокупность прав и обязанностей этого субъекта, которые предусмотрены законами и подзаконными нормативными актами, а также учредительными документами, в области государственного управления и административной деятельностью.

В настоящее время административно-правовой статус юридического лица регламентируется положением ГК РФ [1],Федеральных законах «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и т. д.

«Правовое положение» и «правовой статус» являются идентичными понятиями. Именно так они применяются в нормах международного и отечественного законодательства.

В советский период развития административного права юридическое лицо понималась только как государственный орган. И именно на основании этого понимания, и проводилось исследование сущности и правового статуса юридического лица. Большая часть учёных рассматривали юридическое лицо только в контексте гражданско-правовых отношений. В большей степени исследовались права юридических лиц. По этой причине научное сообщество в середине прошлого века начало активные споры о понятии юридического лица, его правовом статусе и степени участия в гражданских и административных правоотношениях [6, с.62].

Наиболее чётко проблемы административно-правового статуса юридических лиц выразил авторитетный ученый Ю. М. Козлов, который отметил следующее: «совершенно неверным является представление о том, что в административных отношениях у предприятия имеется лишь обязанности перед вышестоящим органом, а у последнего только права» [7, с.56]. Дальше учёный указал, что подчинённость означает только лишь большее количество прав у вышестоящего органа, чем у предприятия и отмечал, что именно в этом и проявляется логика управленческих отношений, которые означают юридическую подвластность одного органа другому.

Сейчас понимание юридического лица обусловлена его легальным определением, которое содержится в статье 48 ГК РФ. Согласно данной статьи под юридическим лицом понимается «организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» [1]. Кроме того, любое юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс либо смету. Этот указание было продублировано во многих законах об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц. К примеру, в Федеральных законах «Об акционерных обществах» и «Об обществе с ограниченной ответственностью».

Согласно действующему законодательству административно правовой статус юридического лица имеет ряд специфических особенностей, которые состоят в следующем:

1) обязательность государственной регистрации. Это положение установлено пунктом 1 статьи 51 ГКРФ, где указано что юридическое лицо должно быть обязательно зарегистрирована в уполномоченном государственном органе.

2) обязательность получения лицензии при осуществлении определённых видов деятельности.

3) передача в уполномоченные органы государственной власти налоговой, бухгалтерской и статистической и других форм отчётности. Налоговый кодекс Российской Федерации содержит в себе требования к порядку предоставления налоговой отчётности. Бухгалтерская отчётность регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учёте».

4) производство деятельности, и в том числе и предпринимательская, также принятие участия гражданско-правовых отношений с учетом пределах, указанных содержанием норм административного права.

5) участие во взаимодействии с разными органами исполнительной власти по причине различных аспектов деятельности.

6) исполнением специфических административно-правовых обязанностей, а также исполнение непосредственных административным запретов.

Также к особенностям административно правового статуса юридического лица следует относить и несение специфического вида административного наказания, а именно — административное приостановление деятельности. Этот вид наказания используется только касательно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Механизмом, позволяющим в принудительном порядке восстановить нарушенную законность, права и интересы различных субъектов в нашем государстве является исполнительное производство. Ведь недостаточно вынести решение суда — необходимо исполнить требования, содержащиеся в соответствующих исполнительных документах, поэтому от проработанности правового механизма исполнительного производства и от квалифицированности сотрудников службы судебных приставов, в данном случае судебных приставов-исполнителей зависит эффективность исполнения актов различных органов [8, с.81].

В настоящее время исполнительное производство является объектом пристального внимания учёных как теоретиков, так и практиков. Федеральные законы «Об исполнительном производстве» [3] и «О судебных приставах» [4] заложили правовую основу, которая способствует формированию самостоятельной процессуальной отрасли законодательства — исполнительного производства.

УФССП является одним из органов государственной власти и управления. Статус УФССП заложен в вышеуказанных законах и ряде подзаконных актов.

Специальная юридическая литература не содержит единообразного понимания административно-правового статуса организации и её элементов. Например, П. И. Кононов считает, что к обязательным элементам структуры государственных учреждений относятся их специальные права и обязанности, а также ограничение прав юридического лица в административно-публичной сфере, в том числе и меры ответственности, которые применяются к административным лицам [9, с.88]. Всё это применимо к УФССП. Д. Н. Бахрах, свою очередь, предлагает включить в структуру административно-правового статуса государственных учреждений такие блоки как:

− целевой, то есть объединяющий такие элементы как Цель, задачи и функции деятельности;

− структурно-организационный, то есть включающий в себя порядок образования, легализации, реорганизации и ликвидации юридического лица;

− компетентностный, который будет включать в себя подведомственность дел и государственно-властные полномочия юридического лица [5, с.155].

Необходимо рассмотреть характерные особенности данного вида юридических лиц:

1) создано государством без участия воли граждан;

2) юридическим основанием создания и деятельности служит публично- правовой аспект;

3) выступает в качестве носителя государственной власти, государственных прав и обязанностей. Для этого наделено государственно- властными полномочиями, которые имеют правоустанавливающий, распорядительный либо другой вид управленческого характера;

4) имеет специальную правоспособность, осуществляет общественные интересы и не имеет права преследовать частные интересы своих служащих.

5) цели деятельности управления закрепляется в публично-правовых актах и имеют общественно полезный характер.

Полагаем, что основополагающим элементом административно-правового статуса УФССП является цель деятельности. Именно цель является смыслом создания и деятельности государственного учреждения. Цели деятельности УФССП определены в Федеральном законе «Об исполнительном производстве», а также положение «О Федеральной службы судебных приставов» и ряде иных подзаконных нормативных актов.

Таким образом, можно предложить следующее. Можно сгруппировать элементы административно-правового статуса у ФССП следующим образом:

Первый блок — административная правосубъектность. Он включает в себя правоспособность и дееспособность.

Второй блок — внешнеорганизационный. Он включает в себя нормы, которое отражают отношение УФССП и государства, в том числе создание, государственная регистрация, полномочия, административно-правовые гарантии прав и меры административной ответственности.

Третий блок — внутриорганизационной. В него входят нормы, регулирующие действия по формированию и деятельности органа УФССП.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 251-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 30 нояб. 1994 г. № 52-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32, ст. 3301.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г. // Рос. газ. — 2001. — № 256, 31 дек.
  3. Об исполнительном производстве: федеральный закон от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ: Принят Гос. Думой 14 сент. 2007 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 19 сент. 2007 г. //Рос. газ.- 2007. — № 223, 06 окт.
  4. О судебных приставах: федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ: Принят Гос. Думой 04 июня. 1997 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 03 июля 1997 г. // Рос. газ. — 1997. — № 149, 05 авг.
  5. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М.: Эксмо, 207. С. 155.
  6. Ерохина Т. В. Некоторые вопросы административно-правового статуса государственных учреждений // Административное право и процесс. 2016. № 8. С. 62.
  7. Козлов Ю. М. Управление народным хозяйством СССР. Сущность, функции, методы. М.: Изд-во МГУ, 1969.
  8. Синюгин В. Ю. Административно-правовой статус субъектов, осуществляющих публично значимые функции // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2014. № 2 (39). С.81.
  9. Стахов, А. И. Административное право России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. И. Стахов, П. И. Кононов, Е. В. Гвоздева. — М.: Юрайт, 2018. С. 88.
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, административно-правовой статус, исполнительное производство, правовой статус, государственная власть, лицо, вышестоящий орган, государственная регистрация, ограниченная ответственность, Федеральная служба.


Похожие статьи

Административно-правовая деятельность судебных приставов

В статье автор рассматривает вопрос о сущности и особенностях административного регулирования как метода государственного управления и в контексте этого — полномочия Федеральной службы судебных приставов. Подчеркивается важная роль и место Федерально...

Анализ законодательства, регулирующего административно-правовой статус должностных лиц

В статье проведен анализ основных норм действующего законодательства, направленного на регулирование административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации, с определением наиболее значимых моментов.

Правовые основы и основные направления деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области

В статье рассматриваются основы правового регулирования и ключевые направления деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области.

Финансово-правовая политика в отношении статуса финансового уполномоченного

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы исторические аспекты, а также проблемы правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Исследо...

Новеллы в регламентации правового статуса приставов в Российской Федерации

Правовой статус индивидуального предпринимателя

Статья посвящена рассмотрению вопросов, которые связаны с вопросами правового статуса индивидуального предпринимателя на практике. Рассмотрено понятие правового статуса индивидуального предпринимателя, перспективы изменения законодательства.

К вопросу об определении понятия саморегулируемой организации

Теоретико-правовой анализ понятия «государственная должность»

В данной статье рассматривается фактическое состояние теоретического определения государственных должностей Российской Федерации, а также субъектов РФ, неопределённость правовой природы, содержания и сущности государственных должностей, правовое поло...

Проблематика определения административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации

В течение многих лет в рамках, как правовой теории, так и правоприменительной деятельности проблема определения понятия «должностное лицо» остается одной из наиболее актуальных. Наличие неопределенности в вопросе определения правового содержания, в т...

Понятие полномочий органов публичной власти в семейно-правовой сфере

В статье автор исследует современное состояние юридической науки и законодательства касательно вопроса определения понятия полномочия органов публичной власти в семейно-правовой сфере, формулирует собственное видение данной административно-правовой к...

Похожие статьи

Административно-правовая деятельность судебных приставов

В статье автор рассматривает вопрос о сущности и особенностях административного регулирования как метода государственного управления и в контексте этого — полномочия Федеральной службы судебных приставов. Подчеркивается важная роль и место Федерально...

Анализ законодательства, регулирующего административно-правовой статус должностных лиц

В статье проведен анализ основных норм действующего законодательства, направленного на регулирование административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации, с определением наиболее значимых моментов.

Правовые основы и основные направления деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области

В статье рассматриваются основы правового регулирования и ключевые направления деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области.

Финансово-правовая политика в отношении статуса финансового уполномоченного

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы исторические аспекты, а также проблемы правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Исследо...

Новеллы в регламентации правового статуса приставов в Российской Федерации

Правовой статус индивидуального предпринимателя

Статья посвящена рассмотрению вопросов, которые связаны с вопросами правового статуса индивидуального предпринимателя на практике. Рассмотрено понятие правового статуса индивидуального предпринимателя, перспективы изменения законодательства.

К вопросу об определении понятия саморегулируемой организации

Теоретико-правовой анализ понятия «государственная должность»

В данной статье рассматривается фактическое состояние теоретического определения государственных должностей Российской Федерации, а также субъектов РФ, неопределённость правовой природы, содержания и сущности государственных должностей, правовое поло...

Проблематика определения административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации

В течение многих лет в рамках, как правовой теории, так и правоприменительной деятельности проблема определения понятия «должностное лицо» остается одной из наиболее актуальных. Наличие неопределенности в вопросе определения правового содержания, в т...

Понятие полномочий органов публичной власти в семейно-правовой сфере

В статье автор исследует современное состояние юридической науки и законодательства касательно вопроса определения понятия полномочия органов публичной власти в семейно-правовой сфере, формулирует собственное видение данной административно-правовой к...

Задать вопрос