Статья посвящена типу «маленького человека» в современной русской литературе на примере творчества А. В. Иванова. Предметом исследования является роман «Географ глобус пропил». Обосновывается идея о том, что Виктор Служкин является «маленьким человеком», поскольку обладает всеми подходящими под определения чертами.
Ключевые слова: Алексей Иванов, Географ глобус пропил, маленький человек.
В русской литературе XIX века тип «маленького человека» играет очень важную роль, поскольку является достаточно актуальным и встречается в творчестве многих писателей, таких как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и других. Образ героя с чертами «маленького человека» вызывает у читателя жалость и сочувствие, что демонстрирует одну из причин, почему авторы достаточно часто используют данный типаж. Как правило, это персонаж, который имеет звание мелкого чиновника, не располагающего практически никаким крупным доходом. Неслучайно литературная энциклопедия дает такую характеристику: «Маленький человек в литературе — обозначение довольно разнородных героев, объединенных тем, что они занимают одно из низших мест социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью)» [3, с. 494]. Он не будет храбрым, но в то же время станет положительным героем, потому что безобиден и не пытается причинить какой-либо вред, он постарается быть хотя бы стойким.
Некоторые исследователи считают, что тема «маленького человека» давно уже утрачена и не встречается в современных романах, но у Виктора Служкина есть огромное количество характерных черт, которые его выдают. В первую очередь это наблюдается в самой аннотации романа: «Это роман не о том, что веселый парень Витька не может в своей жизни обрести опору. И не о том, что молодой учитель географии Служкин влюбляется в собственную ученицу. Это роман о стойкости человека в ситуации, когда нравственные ценности не востребованы обществом» [2, с. 4]. Уже с самого начала произведения читатель может увидеть, что главный герой не является счастливым, да и не совсем понятно, кем он является: он не может или не хочет оплатить билет на электричку, притворяясь глухонемых, что добавляет определенные оттенки «маленького человека» — некая трансформация образа, ощущение, что он так называемый юродивый. Это весьма популярный прием в русской литературе: сопоставление главного героя с чем-то ненормальным, мелким и неприятным или шутовским. Доказательством вышесказанного является несколько фраз из 3–4 глав романа, например, слова Нади, жены Служкина: «Папа у нас дурачок» [2, с. 14] или почти что признание главного героя «Я — шут» [2, с. 17]. Возвращаясь к 1-й главе, стоит выявить довольно важный момент, что по прибытии на вокзал, он, псевдо глухонемой, сразу домой не едет, а тут же идет в ларек и покупает пиво. Если в XIX веке такой маленький персонаж ничтожен в силу своего социального статуса и беспомощности перед власть имущими, то в XXI веке автору важно продемонстрировать, что герой еще и тянется к алкоголю и курению табака. Это доказывает идею, что Виктор Служкин пытается убежать, в первую очередь, от самого себя, а также от общества, от обязательств, от ответственности. Об этом рассуждает Т. Д. Долгих, говоря, что «Почти у всех героев романа — главных и второстепенных — есть мечта уехать, поменять жизнь, а значит, обмануть судьбу» [1], но в русской литературе очень редко «маленький человек» сможет это осуществить, поэтому у главного героя нет выбора. Ему придется начать что-то делать, следовательно, он устраивается в школу.
Довольно важным эпизодом в романе является момент, когда он впервые появляется в кабинете директора, ибо там он сталкивается с антагонистом, который сразу же воспринимает Виктора как своего врага, это снова выявляет идею, что Служкин — маленький человек, а такой тип «часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному» [3, с. 495]. В данном случае это Роза Борисовна. Во 2-й главе уже сразу А. В. Иванов показывает это противопоставление: «Служкин с достоинством уселся у стены. Женщина, с которой беседовал директор, оказалась обращенной к Служкину спиной, и это вызвало у нее видимое даже по спине раздражение. Однако развернуться в менее тициановский ракурс она не пожелала, а для Служкина другого места в кабинете не имелось» [2, с. 9]. Достаточно важную роль здесь играет описание, поскольку выявляет отношение антагониста к главному герою, например, прием сравнения: как только она узнала имя Виктора Сергеевича «губы ее брезгливо вздрогнули» [2, с. 11]. Стоит отметить тот факт, что перед «Угрозой» Борисовной географ бессилен, он не может дать отпор, такой герой не будет компетентным, он не делает никаких попыток к самосовершенствованию, его никто не принимает: завуч, учащиеся, бывшие одноклассники. Для учеников 10-х классов Виктор Сергеевич представлен не столько в образе учителя, сколько товарищем «по несчастью». Это связано с тем, что в этом походе мальчики вырастают настолько сильно, что перестают воспринимать его как героя. Географ не может быть лидером, боится брать ответственность, поэтому для них он обретает статус маленького человека: «Нам такие начальники-бухальники не нужны, — беспощадно добавляет Борман. — Так что ты нам больше не командир, и звать мы тебя будем просто Географ» [2, с. 309–310]. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что Служкин занимает не свое рабочее место, которое вскоре потеряет, как, например, титулярный советник Голядкин из «Двойника» Ф. М. Достоевского.
Помимо приема сравнения здесь играют важную роль эпитеты, в первую очередь — это кличка учителя. То, что он просто «географ» практически без имени и отчества лишний раз выявляет факт, что он никто. Он «маленький человек», который в глазах такого безжалостного общества является низшим. Анализируя главы молодости Служкина, можно увидеть, что с детства он не проявляет никаких талантов, не было ни одного благородного поступка: он не может выполнить даже простое поручение, когда его просят записать музыку, а он путает кассеты. Витя не имеет возможности признаться в любви, отдает ключи товарищу, хотя этого не хочет, очень много он совершает ошибок и не даже не задумывается о том, что мог бы изменить свою жизнь к лучшему, но он этого не делает, и, даже устроившись учителем в школу, не меняет себя.
Достаточно спорным моментом является факт, что Виктор Сергеевич устраивается работать учителем, в то время как «маленький человек» — это в первую очередь чиновник. Однако А. П. Чехов в рассказе «Учитель словесности» упоминает о том, что преподаватель — это тот же государственный служащий: «Но тотчас же он с уверенностью говорил себе, что он вовсе не педагог, а чиновник, такой же бездарный и безличный как чех, преподаватель греческого языка; никогда у него не было призвания к учительской деятельности, с педагогикой он знаком не был и ею никогда не интересовался, обращаться с детьми не умеет; значение того, что он преподавал, было ему неизвестно и, быть может, даже он учил тому, что не нужно» [4, с. 367–368]. Опираясь на данное размышление, можно с уверенностью заявить, что Виктор Служкин — это тот же «маленький человек» Никитин, потому что эти герои схожи и Антон Павлович четко указывает, что молодой учитель словесности — это тот самый тип ничтожных людей. К этому типу в романе можно приписать и Градусова, ученика, который чем-то похож на Географа. Градусов тот же шут, человек, который так же нуждается в сострадании: «Вот уж не ожидал от Градусова такой ранимости» [2, 306]. И очень важной сценой, доказывающей эту идею, является эпизод, когда они вместе пьют, как товарищи, водку.
Подводя итоги, можно смело заявить, что тип «маленького человека» играет важную роль в русской литературе, читатель испытывает жалость и сострадание, наблюдая за судьбой такого героя. Безусловно, Виктор Служкин является «маленьким человеком» в данном романе: он государственный служащий, зависит в какой-то степени от других, страдает от алкоголизма, не всегда может разобраться в собственной жизни, не то, что в жизни учащихся. И самое главное — этот герой сам испытывает чувство вины и сострадания, в первую очередь, по отношению к самому себе.
Литература:
- Долгих Т. Д. Основные мотивы романа А. Иванова «Географ глобус пропил» // Филология и литературоведение, 2012. (http://ivanproduction.ru/literoturovedenie/osnovnyie-motivyi-romana-a.ivanova-geograf-globus-propil.html)
- Иванов А. В. Географ глобус пропил [текст] // Алексей Иванов. — Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. — 448 с.
- Николюкин А. Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. — Институт научн. Информации по общественным наукам РАН. — М.: НПК «Интелвак», 2001. — 1600 с.
- Чехов А. П. Учитель словесности. — Собр. соч.: в 8 т. — М.: 1970. — Т. 5.