Ключевые слова: ребенок, общение, родители.
Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. В первые две-три недели он не видит и не воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, ловят на себе его блуждающий взгляд. Именно благодаря любви близких взрослых, которая выражается в этих, на первый взгляд бесполезных, действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним.
Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже — на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка.
Если же на первом году жизни ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (например, оторванность от матери или занятость родителей), это так или иначе дает о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, очень жестокими и агрессивными. Компенсировать их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых в более позднем возрасте бывает очень трудно. Поэтому родителям необходимо понимать, как важно для младенца простое внимание и доброжелательность близких взрослых.
Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразием его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.
Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого — первая и основная потребность в общении — остается у ребенка на всю жизнь.
Некоторые родители считают все эти воздействия ненужными и даже вредными. Стремясь не баловать своего ребенка, не приучать его к излишнему вниманию, они сухо и формально исполняют свои родительские обязанности: кормят по часам, перепеленывают, гуляют и т. д., не выражая при этом никаких родительских чувств. Такое строгое формальное воспитание в младенческом возрасте очень вредно. Дело в том, что в положительных эмоциональных контактах с взрослым происходит не только удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития личности ребенка — его активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе. Зародыши всех этих важнейших качеств появляются в самом простом и примитивном на первый взгляд общении матери с младенцем.
Ребенку нужно постоянное общение с родителями, в первую очередь с матерью. Английский психиатр Джон Боулби полагает, что отчуждение ребенка в возрасте до трех лет от матери сроком более чем на три месяца вызывает в его психике изменения, которые нельзя уже полностью устранить, которые и делают его склонным к асоциальному поведению. Лишенный материнской ласки, внимания и заботы, ребенок начинает тосковать, испытывает тревогу. Все это накладывает отпечаток на его личность в будущем, ведет к снижению интеллекта, к нервному напряжению, к усилению агрессивности и т. п.
Полноценное общение с ребенком предполагает не просто совместное пребывание. С ребенком необходимо играть. Ребенок гораздо сильнее привязывается к человеку, изредка играющему с ним, чем к тому, кто деловито, но бесстрастно удовлетворяет его повседневные нужды: поит, кормит, меняет пеленки. Таков вывод советских и зарубежных исследователей. В игре ребенок познает мир, себя, окружающих, учится искусству общения. Загруженные бесконечными заботами, житейскими проблемами родители подчас забывают об этом и тем самым невольно создают предпосылки для будущих отклонений.
Ребенку, как воздух, нужна ласка и нежность родителей. Он должен впитывать в себя запас этой нежности в ранние годы своей жизни, чтобы потом суметь отдавать ее другим.
«Оказывается, что в основе постоянно вспыхивающей злобности нередко лежит младенчество и детство, проведенные в отсутствие ласки и доброты.
Способность к отзывчивости утрачивается почти необратимо, и возникает безудержный эгоцентризм…»,- пишет известный советский генетик В. П. Эфроимсон, с которым можно поспорить о фатальности подобной зависимости, но все же нельзя не учитывать ее при анализе нравственных изъянов личности.
Само понятие ласки и нежности нельзя понимать однозначно. Есть внешняя, так сказать, чувственная сторона нежности, когда детей бесконечно обнимают, целуют. И такая форма ласки нужна. Она естественна и необходима как сама материнская, родительская любовь. Но это не единственный и не главный способ проявления чувств.
Речь идет о нежности, которая связана со способностью родителей сопереживать состояниям своего ребенка. Сопереживать — это значит научить ребенка понимать состояния окружающих. Иными словами, истинная нежность родителей заключается в воспитании нежности у ребенка.
Стараясь создать своим детям розовое, безоблачное детство, мы подчас забываем, что, ограждая их от наших взрослых забот, мы лишаем их тем самым способности к сопереживанию.
«В детстве не должно быть бездумного, безмятежного счастья. Ребенок должен уметь соразмерять свои желания с желаниями и возможностями родителей». Эти мысли В. А. Сухомлинского особенно актуальны сейчас, когда материальный и культурный уровень семьи в нашем обществе растет и родители имеют большие возможности удовлетворять бесконечно растущие запросы детей. Между тем статистика дает тревожные цифры. По данным опроса, проведенного Н. Павловой в одной из колоний для несовершеннолетних, выяснилось: из 145 опрошенных у 121 были хорошие материальные условия, у 100 — дружные родители, у 104 — родители постоянно контролировали своих детей, а к 95 детям родители всегда относились очень ласково, ни в чем не отказывали.
«Ни в чем не отказывали». Речь идет не только о материальных благах, но о такой бездумной любви, когда каждое желание ребенка удовлетворяется безоговорочно, когда родители пытаются «опередить», предвосхитить его потребности, когда ему не нужны никакие усилия для торможения своих чувств и стремлений.
Как бы ни был мал ребенок, он должен знать, что сегодня у родителей плохое настроение, у мамы болит голова, у папы что — то не ладится на работе….и.т.п. Это совсем не означает, что свое дурное настроение мы можем сорвать на детях, что наша головная боль или служебные неприятности должны лишать ребенка радости, удовольствий. Речь идет о разумном подходе, об исключении крайностей.
Разумное ограничение сиюминутных требований ребенка жизненно необходимо. Это своего рода профилактика капризов, воспитание выдержки, способности к торможению. И в отказе взрослых удовлетворить какие — то требования ребенка он должен увидеть не произвол взрослого, не желание постоянно «воспитывать», а жизненную необходимость и даже находить своеобразное удовольствие в отказе от собственных желаний. Этого не так просто добиться. Но стремиться к этому следует обязательно. Во имя самого ребенка!
В воспитании дошкольника всегда следует помнить закон, который условно можно обозначить так,-закон равновесия и компенсации. Суть его состоит в следующем: слишком много только радостных переживаний или только отрицательных деформирует личность. Они должны как- то уравновешивать друг друга. Когда мы сталкиваемся с постоянно угрюмым, замкнутым ребенком, то среди множества причин, сформировавших такой характер, может быть и болезнь. Но не исключено, что это ребенок, рано лишившийся радости. Когда мы сталкиваемся с верхоглядом, с легкомысленным, несерьезным подростком, то среди многих других причин возможна и еще одна: слишком легкое, безоблачное детство, бесконечное «скакание на одной ножке». Ничто у ребенка не проходит бесследно. И слезы, и смех. Все это как — то отпечатывается и хранится в его сознании, в эмоционально- волевой сфере.
Дошкольник постоянно испытывает потребность в общении со взрослыми. Он стремится участвовать в их жизни, выполнять ту же деятельность, что и они. Однако психические и физические силы ребенка не позволяют ему реализовать свои стремления. Возникает противоречие между потребностью действия у ребенка с одной стороны и невозможностью осуществить требуемые операции — с другой. Это противоречие разрешается в основном для дошкольников виде деятельности — игре. В мир игр входят не только предметы, которые окружают ребенка и с которыми он может непосредственно действовать, но также предметы действия взрослых, с которыми ребенок не в состоянии действовать, т. к. они для него еще физически недоступны. И тогда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, в игре. «Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется».
Ребенок не может без помощи взрослых развивать новые формы познавательной деятельности и удовлетворять свою потребность в новой, более сложной информации об окружающем мире. Поэтому и для удовлетворения познавательной потребности ребенок нуждается в других людях, а, следовательно, происходит развитие социальных форм общения между ребенком и взрослым. При этом Л. И. Божович отмечает, что потребность в общении, возникающая на основе потребности в новых впечатлениях и первоначально неотделимая от нее, в дальнейшем приобретает самостоятельное значение для ребенка и проделывает свой собственный путь развития.
Потребность в общении со взрослыми развивается у ребенка в течение всего дошкольного детства, взрослый становится образцом для подражания.
Влияние общения со взрослыми на процесс общения детей можно рассматривать в нескольких аспектах: 1) непосредственное общение воспитателя с детьми, которое имеет прямое влияние на особенности общения детей со сверстниками; 2) общение воспитателя с коллегами, родителями, которое воспринимается ребенком как образец должного поведения и имеет косвенное влияние общения детей со сверстниками; 3) непосредственное общение родителей с детьми, которое имеет прямое влияние на характер общения детей со сверстниками; 4) общение родителей между собой, которое воспринимается ребенком как образец должного поведения в семье и имеет косвенное влияние общения детей со сверстниками.
Одной из наиболее распространенных причин отклонений в развитии ребенка являются нарушенные семейные отношения — неблагоприятный тип воспитания и общения с детьми. Поскольку взаимоотношения внутри семьи и за ее пределами взаимосвязаны, то проблемы в отношении к себе, к другим людям могут проявляться у ребенка в виде эмоциональных переживаний, нарушении социальной адаптации или даже в виде неврозов.
Доминирующая роль в формировании личности ребенка, в том числе особенностей его общения, отношения к себе и окружающим, принадлежит семье. Но семья не может быть единственным полюсом воспитания и социализации ребенка. В дошкольном детстве есть еще одна составляющая жизни ребенка — это дошкольное учреждение, в котором он находится большую часть времени, а воспитатель является значимым взрослым во всех сферах жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении.
Каждый педагог имеет индивидуальный стиль общения и деятельности. От личности педагога и его стиля взаимодействия во многом зависит результат воспитательного воздействия на конкретного ребенка и коллектив детей в целом. В процессе общения педагог должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать собственным поведением отношение к другому человеку. Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся весомым фактором, определяющим содержание, особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимоотношений с детьми, влияют на развитие самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.
Литература:
- Алякринский Б. С. Общение и его проблемы. — 2001.
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — 2002.
- Белкин А. С. Знаете ли Вы своего ребенка? — М.: Знание, 1986.
- Леонтьев А. А. Психология общения — 2000.
- Немов Р. С. Психология — 2001.
- https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumanisticheskoy-napravlennosti-v-obschenii-detey-doshkolnogo-vozrasta