Отдых и туризм становятся важной сферой деятельности общества, охватывающей широкий круг проблем, связанных с избирательностью многих видов рекреационных ресурсов к географической среде, с рациональной организацией рекреационных территорий, с прогнозированием потребностей в различных видах отдыха, с оценкой региональных особенностей рекреационных ресурсов. В данной статье дается анализ и оценка проблемам современного состояния водных ресурсов в Алматинской области.
Ключевые слова: водные ресурсы, рекреационный потенциал, окружающая среда, рекреация, загрязнение.
В начале статьи я бы хотела уделить внимание на проблему нехватки питьевой воды в мире и Казахстане.
На протяжении последних 30 лет проблема дефицита водных ресурсов является актуальной и одной из главных во всем мире, наряду с проблемами, связанными с изменением климата и другими глобальными проблемами.
Согласно специальному докладу ООН по оценке мировых водных ресурсов за 2019 год, глобальное потребление воды неуклонно растет примерно на один процент в год начиная с 1980-х гг. Причиной такого роста является сочетание роста мирового населения, социально-экономического развития и изменения структуры потребления воды. Эксперты прогнозируют, что мировой спрос на воду будет продолжать расти такими же темпами вплоть до 2050 года, что приведет к увеличению на несколько десятков процентов по сравнению с нынешним уровнем водопользования. Также, анализируя представленный доклад, следует отметить тот факт, что более двух миллиардов человек на планете живут, испытывая острую нехватку водных ресурсов, а около 4 миллиардов человек во всем мире испытывают острую нехватку воды не менее одного месяца в год. По мере увеличения спроса на воду и усиления последствий изменения климата продолжится рост уровня дефицита и дефицита водных ресурсов. Проблема дефицита водных ресурсов также является одной из главных проблем для Евразийского континента, в частности для государств Центральной Азии. Вода является ключевым фактором развития стран, а нехватка воды является актуальной проблемой для всего региона. [1]
Также стоит отметить, что такие исследователи, как Евниева А. К., Абдраимова М. Т., Заурбек А. К., Ибатуллина С. Р. в книге «Национальная программа развития водного хозяйства» подметили, что в настоящее время водное хозяйство является одной из базовых отраслей страны, от успешного функционирования которой зависят стабильность экономики, уровень жизнеобеспечения населения, устойчивость природной среды. Проблема дефицита водных ресурсов остро ощущается многими государствами, не исключением является и Казахстан. С точки зрения обеспечения национальной безопасности данная проблема в Республике стоит особенно остро и требует разработки национальной стратегии на долгосрочную перспективу.
На национальном уровне решение главных задач должно опираться на проведение научно-технической и инвестиционной политики, обеспечивающей рациональное использование водных ресурсов; обеспечения населения страны и отраслей экономики в воде; охрану водных ресурсов; решение региональных и межотраслевых проблем водообеспечения [2].
То есть мы должны знать, что использование водных ресурсов является одним из самых важных, ответственных факторов государства, который непосредственно влияет не только на социальную, но и на экономическую, политическую и на экологическую жизнь страны. И в конечном итоге, правильное использование данного фактора влечет или к процветанию, или к полному краху государства.
В то же время ситуация с водоснабжением в республике существенно различается по регионам. Согласно Национальному отчету о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов Республики Казахстан за 2016 год, “есть достаточно обеспеченные водой регионы, например, бассейн реки Иртыш (Восточно-Казахстанская область), и в то же время есть регионы, где вода дефицитна (Мангистауская область). На территории Казахстана выделено восемь речных бассейнов, крупнейшими из которых являются Иртыш, Балкаш-Алаколь, Арал-Сырдарья и Жайык-Каспий (всего более 90 % водных ресурсов).”
Немаловажное внимание надо уделить водным ресурсам Алматинской области.
Согласно статьям издания Алматы. «Киiк»:«Водные ресурсы Казахстана в новом тысячелетии» и «Окружающая среда и устойчивое развитие в Казахстане» есть данные, что основными трансграничными реками Алматинской области являются р. Иле, р. Текес, р. Коргас, р. Каркара и р. Баянкол.
Река Иле (длина — 1439 км, в т. ч. в Казахстане — 815 км) берет начало в Китае. В Казахстане по стоку река Иле уступает только рекам Иртыш и Урал. Иле обеспечивает 80 % притока воды в озеро Балхаш. Вопросами проведения работ по выполнению мероприятий бюджетной программы 008 «Ведение мониторинга охраны окружающей среды по поверхностным водам г. Алматы и Алматинской области занимается Отдел химико-аналитических исследований, который является структурным подразделением Дочернего государственного предприятия «Центр гидрометеорологического мониторинга» г. Алматы.
Отбор проб и анализ за качеством поверхностных вод проводится ежемесячно, а также по фазам режима на реках Алматинской области на 22 створах (к ним относятся трансграничные реки Иле, Коргас, Текес, Каркара, Баянкол). Анализ по воде проводится на 48 загрязняющих веществ. Одновременно в ОХАИ проводятся работы по ведению мониторинга трансграничного переноса токсичных компонентов на реках Иле и Текес.
Уровень загрязненности поверхностных вод трансграничных водотоков оценивается по величине комплексного индекса загрязненности воды (ИЗВ), который используется для сравнения и выявления динамики изменения качества поверхностных вод [4].
На территории Алматинской области за 2009–2010 годы в среднем ИЗВ наблюдался по трансграничным рекам: в реку Иле с территории КНР (створ пр. Добын) поступает вода, относящаяся по качеству к 3 классу — «умеренно загрязненная». ИЗВ — 2,24. Загрязнение реки наблюдается за счет железа общего (2,7 ПДК), меди (8,0 ПДК); качество воды р. Текес — с. Текес относится к 3 классу — «умеренно загрязненная» с ИЗВ — 2,07, при повышенном содержании железа общего — 2,2 ПДК и меди — 7,75 ПДК; индекс загрязненности воды р. Коргас — с. Баскуншы составил 1,76 соответственно, качество воды относится к 3 классу — «умеренно загрязненная». Превышение ПДК отмечается только по содержанию меди — 7,1 ПДК; качество воды р. Каркара — у выхода из гор характеризуется как «умеренно загрязненная» — 3 класс, индекс загрязненности воды имеет значение 1,62. Загрязнение реки отмечается только по содержанию в воде меди — 6,03 ПДК; река Баянкол характеризуется по качеству воды как «умеренно загрязненная» — 3 класс. Индекс загрязненности воды составил 1,61, превышения ПДК зафиксированы по содержанию меди — 6,43 ПДК.
Анализируя динамику ИЗВ трансграничных рек, можно сделать выводы об изменении состояния трансграничных вод области за 2009–2010 годы. Трансграничные реки являются одним из источников пресной воды, причем основная часть трансграничных вод Алматинской области формируется в Китае. [5]
В 2011 году подписано Соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Китайской Народной Республики об охране качества вод трансграничных рек. Таким образом, в долгосрочной перспективе система управления трансграничными водотоками должна быть поднята на качественно новый уровень, что будет способствовать экономически эффективному и экологически безопасному использованию водных ресурсов и развитию социально-экономического межгосударственного сотрудничества Республики Казахстан и Китайской Народной Республики
На данный момент наше государство уже принимает меры, чтобы улучшить качество водных ресурсов в Алматинской области. Это можно доказать тем, что Республика Казахстан подала заявку на финансирование в размере 75,31 млн. долл. США в эквиваленте от Исламского банка развития на реализацию проекта по улучшению водоснабжения сельских районов Алматинской области и намерена направить часть вырученных средств на оплату товаров, работ, сопутствующих услуг и консультационных услуг, которые будут закуплены в рамках данного проекта.
Целью программы является повышение благосостояния населения за счет обеспечения централизованной и надежной системы водоснабжения, улучшение доступа к безопасной питьевой воде, снижение уровня передаваемых через воду заболеваний, связанных с отсутствием безопасной воды, для примерно 300 000 жителей в 31 селе Карасайского и Енбекшиказахского районов Алматинской области.
Проект будет включать в себя следующие компоненты:
- строительные работы. Предполагается осуществить два комплекса строительных работ: строительство распределительного трубопровода и сетей водоснабжения в Карасайском районе; и строительство станции водоочистки, распределительного трубопровода и сетей водоснабжения в Енбекши-казахском районе. Пакеты строительных работ, которые планируется закупить на основе международных конкурсных торгов, ограничиваются странами-членами банка.
- Поддержка в эксплуатации и техническом обслуживании системы водоснабжения подразумевает закупку оборудования и техники через открытые международные конкурсные торги.
- Развитие потенциала, повышение осведомленности и внедрение системы электронного счета за воду. Данный компонент предусматривает развитие потенциала Казводхоза и филиала бак и развитие системы электронного учета воды, а также совершенствование системы мониторинга. Выбор поставщика услуг будет осуществляться на основе отбора из одного источника программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).
- Поддержка реализации проекта включает в себя: консультационные услуги по экспертизе проектов и надзору за строительством, которые будут отобраны из шорт-листа консалтинговых фирм из стран-членов Банка: предоставление ИТ-оборудования и мебели для офиса группы управления проектом, которые будут закуплены на основе национальных закупок: выбор аудиторской фирмы для финансового аудита проекта, который будет выбран из шорт-листа национальных аудиторских фирм. [6]
В заключение я бы хотела выделить следующее:
Неравномерное распределение источников пресной воды по всей территории страны, устаревшая инфраструктура водоснабжения, географические особенности, плохое управление водными ресурсами, недостаточный приоритет в формировании водной политики, — вот одни их самых главных причин сокращения водных ресурсов в Казахстане.
Но, как мы говорили ранее, государство прилагает все усилия и принимает все меры для решения данных проблем. Например, для сохранения и улучшения водных ресурсов в Алматинской области созданы многочисленные водоемы, бассейны, пруды и водоканалы. В Алматинской области есть такие водохранилища, как Или, Капчагайское водохранилище, Балхаш, Алаколь, Каратал и т. д, и наше правительство принимает все необходимые меры, чтобы сохранить эти ресурсы.
Литература:
1. https://cabar.asia/en/how-does-kazakhstan-solve-the-problem-of-drinking-water-shortage-in-the-era-of-oil-leadership-in-central-asia/
2. Национальная программа развития водного хозяйства / Евниев А. К., Абдраимов М. Т., Заурбек А. К., Ибатуллин С. Р. и др./-. Тараз, 2005.-41 с. /Фонды ДГП ЮЗНПЦСХ НИИВХ/.
3. Современное экологическое состояние бассейна озера Балхаш /Под ред. Т. К. Кудекова.- Алматы: Каганат, 2002.- 388 с.
4. Водные ресурсы Казахстана в новом тысячелетии-Алматы: Киiк, -133с.
5. Окружающая среда и устойчивое развитие в Казахстане.- Алматы: Киiк, 2004.- 211
6. https://www.kz.undp.org/content/kazakhstan/en/home/operations/procurement/tenders/general-procurement-notice--almaty-region-rural-water-supply-imp.html