В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями младших дошкольников по коррекции детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников.
Ключевые слова: дошкольное учреждение, детский сад, младший дошкольный возраст, детско-родительское взаимодействие, адаптация детей.
Процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения является актуальной проблемой в психологической науке и практике с самого начала существования общественного дошкольного образования и до сих пор. Педагоги давно заметили, что, впервые оказываясь в дошкольном учреждении, большинство детей переживает стрессовое состояние, в это время организм и психика дошкольника испытывает серьезную нагрузку. В этом возрасте, в основном 3–4 лет, ребенок эмоционально неустойчив и особенный стресс обуславливается разлукой с родителями, новой обстановкой, незнакомыми взрослыми и сверстниками, непривычным распорядком дня, ограничениями поведения, необходимостью соблюдения требований и правил [1, с. 20]. На сегодняшний день существует немало исследований по выявлению факторов влияния на процесс адаптации дошкольников к детскому саду, в частности это работы К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой, Л. Н. Галигузовой, Л. В. Макшанцева, Т. Н. Филютиной, Е. А. Чепраковой и др.
Многие авторы отмечают, что среди основных факторов, осложняющих период адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду, выделяются смена предметно-пространственной обстановки и появление новых взрослых в окружении детей. Особенности процесса адаптации периода во многом зависит от того, насколько хорошо семья подготовила дошкольника к поступлению в ДОУ [2].
Отечественные и зарубежные психологи (М. Р. Битянова, Дж. Боулби, Я. Л. Коломинский, А. А. Налчаджян, К. Роджерс и др.) изучали различные аспекты влияния детско-родительских отношений на характер адаптации дошкольников к новым условиям. Однако научных работ в данной области крайне мало, а динамичные изменения социально-экономических условий в нашей стране, затрагивающих положение современной семьи, особенно имеющей детей, обуславливают необходимость проведения более актуальных исследований.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом в жизни человека, поскольку в это время активно закладываются основы формирования личности. Семье в этот период отводится особая роль, в частности важна существующая в ней система отношений как между всеми членами семьи, так и между родителями и ребенком. Семья выступает в качестве важнейшего фактора, персональной среды развития личности дошкольника. Возникновение в семейной системе воспитания и внутрисемейных отношений сложностей, недостатков и противоречий негативно сказывается на личностном развитии дошкольника, на его психическом здоровье и эмоциональном благополучии и, соответственно, на отношении ребенка с окружающим миром, которое отчётливо проявляется в течении его адаптации к дошкольному учреждению.
В этом смысле интересно исследование социальной адаптации у дошкольников и ее взаимосвязи с детско-родительскими отношениями, проведенное Н. Н. Авдеевой. Исследователь выделила критерии влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей к ДОУ: особенности привязанности дошкольника к матери; стиль детско-родительского взаимодействия; отношение родителей к дошкольному учреждению.
Н. Н. Авдеева выяснила, что в возрасте 3–4 лет привязанность к близким людям уже сформирована и находится на стадии уменьшения, что указывает на то, что в этом возрасте ребенок должен легче переносить разлуку с ними [1, с. 23].
М. Эйнсвортом были выделены три типа привязанности: надежная, безопасная привязанность, ненадежная небезопасная привязанность избегающего типа и ненадежная небезопасная привязанность тревожно-сопротивляющегося типа. Н. Н. Авдеевой было выяснено, что адаптация дошкольников с разными видами привязанности различается: большинству дошкольников с легкой формой адаптации свойственна надежная привязанностью, при адаптации средней тяжести дошкольники отличаются ненадежной привязанностью, а при тяжелой адаптации отмечается ненадежная привязанность, главным образом тревожно-сопротивляющегося типа.
Второй фактор адаптации ребенка к ДОУ представлен характером детско-родительского взаимодействия, которое присуще семье дошкольника. Тип детско-родительского взаимодействия во многом оказывает влияние на психическое развитие ребенка, его личности, что сильнее всего проявляется в процессе переживания психологического стресса при прохождении адаптационного периода в детском саду [3]. Только внимательными, чуткими, заботливыми родителями может быть сформирована основа доверия ребенка к миру; только при таких условиях возможно создание у дошкольника позитивных моделей «Я», окружающих, безопасного социального взаимодействия. Особенности сформированности этих моделей во многом обуславливают восприятие дошкольником всего окружающего, характер его отношений с другими детьми и взрослыми, его познавательные интересы, способность к адаптации к новым жизненным условиям.
Исследования показывают, что легкая форма адаптации ребенка к дошкольному учреждению связана с гармоничными отношениями с матерью. Чаще всего при неблагоприятном протекании адаптации отмечается дефицит следующих характеристик эмоционального взаимодействия: способность матери к сопереживанию ребенку; эмоциональное принятие; стремление к телесному контакту; ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия. Наиболее значимыми характеристиками эмоционального взаимодействия матери и ребенка, с точки зрения протекания процесса адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, являются: способность матери к сопереживанию ребенку (эмпатия), ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия и умение воздействовать на его эмоциональное состояние. Показательным в этом отношении является также низкий уровень принятия себя в качестве родителя [1, с. 26].
Не менее значимым фактором является и отношение родителей к дошкольному учреждению: Полученные в исследовании данные показали, что для родителей детей, испытывающих серьезные трудности при вхождении в дошкольное учреждение, характерно вынужденное определение ребенка в детский садик из-за необходимости выхода на работу. Одновременно эти родители ориентированы на получение образовательных услуг и развитие ребенка, в меньшей степени — на социализацию. Родители детей со среднетяжелой формой вхождения в дошкольное учреждение адекватно оценивают возможности своего ребенка, детерминирующие особенности протекания данного периода. В качестве причин, побудивших отдать ребенка в детский сад, они чаще всего указывают формирование социальных навыков, развитие и образование ребенка. Родители детей с легкой формой вхождения, как правило, осознают значимость общественного воспитания. Родители детей с легкой формой адаптации демонстрируют высокой уровень доверия дошкольному учреждению.
Таким образом, анализ исследований влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ позволяет сделать вывод, что детско-родительские отношения, безусловно, лежат в основе формирования адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению. В связи с этим необходимо вести планомерную работу по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями в аспекте коррекции детско-родительских отношений.
Литература:
- Авдеева, Н. Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери. СДО. 2013. № 2 (34). с. 20–27.
- Андрусенко, Н. О. Родительское отношение как фактор вхождения ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение М.: Инфра. 2012. с. 325.
- Боулби, Дж. Привязанность. Перевод с английского Н. Г. Григорьевой, Г. В. Бурменской. Общ. ред. М., 2003.
- Макшанцева, Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду [Электронный ресурс]. Психолог в детском саду. 2004. № 1.
- URL: http://www.vseodetishkax.ru/rannee-detstvo-rebenok-ot-1-do-3-let/78-postuplenie-v-detskij-sad/1728-programma-psikhodiagnostiki-profilaktiki-i-preodoleniya-dezadaptatsii-mladshikh-doshkolnikov-k-detskomu-sadu
- Смолярчук, И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников [Электронный ресурс]. Вестник ТГУ. 2009. № 5. с.173–180. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-detsko-roditelskogo-vzaimodeystviya-na-sotsializatsiyu-doshkolnikov