Краеведение является одним из направлений в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, благодаря которому дети получают первичные знания об истории, культуре, развитии своего города, области. Краеведение как средство патриотического воспитания вводится в детском саду в том возрасте, когда начинается процесс становления ребенка как личности. «Старший дошкольный возраст (5–7 лет) — это период интенсивного развития психических процессов и процессов познавательной деятельности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения» [8, С. 187]. В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие эстетических, интеллектуальных и нравственных чувств. «В дошкольном возрасте освоение новых видов деятельности, увеличение круга явлений, вызывающих эмоциональные реакции, приводят к дальнейшему развитию динамики и чувств, обогащению переживаний» [9, с. 288]. Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города базируется на принципах, которые помогают педагогу в организации работы по данному направлению. Это принципы гуманизации, учета возрастных и индивидуальных возможностей детей, культуросообразности, субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка в процессе приобщения к культурному наследию города, педагогической поддержки, креативности и др. [6, С.74]. «Цель дошкольных учреждений является обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики, направленной на развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России» [2, С.9].
Краеведение в детском саду является одним способов передачи детям тех знаний о родном крае, которые способствуют формированию патриотических чувств. Оно позволяет понять связи родного города, села, деревни с Родиной, осознать, что твой город — это часть великой страны, историей и культурой которой нужно гордиться и изучать, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Краеведение является тем педагогическим средством, которое способствует вовлечению детей дошкольного возраста в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни [7, с. 51].
Краеведению уделено серьезное внимание в образовательных программах дошкольного образования. Так, во многих программах учтена работа по знакомству детей дошкольного возраста с социальной действительностью, которая включает в себя работу по воспитанию любви и привязанности к родному городу, к своей Родине. Кроме этого, программы реализуют принцип этнокультурной соотнесенности, который выражается в раннем приобщении ребенка к истокам народной культуры своей страны. В программах также уделено внимание знакомству детей с произведениями устного народного творчества, с народной музыкой и танцами, с народными хороводными играми, с декоративно-прикладным искусством России. Краеведческий подход в воспитании детей содействует реализации основных дидактических принципов педагогики: от простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному. «Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры)» [5, с. 32].
Основная идея краеведения заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Н. В. Алешина при выстраивании педагогического процесса по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами краеведения выделяет следующие принципы:
− Принцип историзма. Этот принцип реализуется с помощью сохранения хронологической последовательности описываемых событий и явлений и сводится к двум понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
− Принцип дифференциации. Этот принцип заключается в организации оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
− Принцип гуманизации. Этот принцип ориентирован на высшие общепринятые человеческие понятия — любовь к семье, родному городу, к своей родине.
− Принцип наглядности. Этот принцип заключается в изготовлении пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы сведения об истории, культуре родного края была для ребенка интересна и доступна.
− Принцип интерактивности. Принцип реализуется в сотрудничестве с родителями ребенка, детскими учреждениями: библиотеками, музеями, выставочными залами и т. п.; когда краеведческий материал естественно включается в основные программы дошкольного образования» [1, с. 67].
К основным задачам краеведения в ДОУ можно отнести следующие:
− формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
− развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;
− воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
− развивать бережное отношение к городу (природа);
− формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
При отборе содержания, форм и методов краеведческой работы следует учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Формы и методы работы по краеведению разнообразны:
− тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;
− беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;
− познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.
− экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города;
− праздники, развлечения, на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;
− чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;
− краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе;
− прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка -эти формы незаменимы в краеведческой работе.
− виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей. Работа по краеведению проходит комплексно ненавязчиво, по принципу «от простого к сложному».
В процессе формирования основ краеведения ребенок:
− «определяет свою социальную роль в обществе;
− получает определенную систему знаний о связях и взаимозависимостях человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
− овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода, народа;
− имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
− развивает память, мышление, воображение, расширяет словарный запас;
− приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;
− развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
− учится самоорганизации, взаимопомощи» [5, с. 33].
Краеведение воспитывает у детей дошкольного возраста уважение, гордость за ту землю, на которой они родились, живут, помогает им полнее, содержательнее, доступнее узнать историю и культуру своей малой родины, а это залог того, что в будущем дети с еще большим вниманием и уважением будут относиться к истории и культуре других народов, т. е. у ребенка формируется такое понятие как толерантность.
Литература:
- Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: Учебное пособие. — М.: ЦГЛ, 2004. — 156 с.
- Бабунова, Е. С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях и средствах народной педагогики: Методическое пособие. — Магнитогорск: МАГУ., 2004.- 18с.
- Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5–7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс] URL: https://monographies.ru/ru/book/view?id=144 (дата обращения: 13.01.2019).
- Гревцева Г. Я. К. Д. Ушинский о народном воспитании/ Ушинский К. Д. и развитие современной науки и практики: Материалы региональной межвузовской конференции. — Чел., 2004 г.
- Гришина И. И., Давыденко О. И., Свинина Е. В. Краеведение в детском саду // Образование и воспитание. — 2017. — № 5. — С. 32–34. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2864/ (дата обращения: 14.01.2019).
- Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия». 2002, — 208 с.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-. методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство- Пресс, 2010–304 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочеств. — М.: Академия. 1998. — 456с.
- Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 336 с.