Встатье рассматривается один из практических приёмов, используемых при работе со старшеклассниками для оптимизации их чтения и подготовки к итоговому сочинению.Обосновывается идея, что в качестве помощи учащимся можно предложить специальные «карточки-викторины», которые решают не одну методическую задачу: закладывают текст в долгую память учащегося, помогают впоследствии в конструировании литературных аргументов в итоговом сочинении.
Ключевые слова: карточки-викторины, литература, проверка текстов.
Проблема «нечтения» или недостаточности чтения школьников глобальна (это констатируется на государственном уровне), мы имеем мало читающее или вовсе не читающее поколение. Е. В. Гетманская подчёркивает, что «в эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остаётся и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником, как для взрослого читателя, так и для школьника. В то же время под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге» [1, с. 147].
Вместе с тем перед учителем ежедневно стоит задача — вдохновить своих подопечных на чтение художественного текста и проверить, состоялось ли это чтение, помочь им в свободном владении литературным текстом, которое необходимо при написании итогового сочинения. Безусловно, конечный уровень постижения текста — это не уровень его воспроизведения, но, вместе с тем, без знания текста и литературных героев не может идти речь об идейном постижении произведения, о его дальнейшей интерпретации. В системе нашей работы в школе значительное место занимают самостоятельные работы на воспроизведение сюжетной и фабульной конкретики текста, которые сигнализируют о прочтении или непрочтении текста совершенно определённо.
В практике преподавания литературы среди множества типов уроков выделяются уроки изучения художественных произведений и уроки подготовки к сочинению. Содержание этих уроков — осмысление авторского отношения к изображаемому, обогащение представлений учащихся об особенностях изображения писателем действительности, осознание своего отношения к прочитанному. На данных уроках учителю необходима уверенность в состоявшемся знакомстве учеников с текстом и осмыслении ими результатов своего самостоятельного чтения. Для этого важным этапом погружения в текст должен стать этап осмысленного воспроизведения текста. Этому могут помочь специальные карточки, так называемые «карточки-викторины», по содержанию которые, несмотря на очевидную простоту заложенных в них целей, решают не одну методическую задачу: закладывают текст в долгую память учащегося, помогают впоследствии в конструировании литературных аргументов в итоговом сочинении. Отметим, что итоговое сочинение, недавно введённое в школу в новом трансформированном виде, исполняет роль связующего звена между средней и высшей школой так же, как оно долгое время «соединяло» школу и университет в XIX веке. «Как итоговая форма проверки знаний по литературе, оно отражало уровень знаний учащихся, достигнутый ими по выходу из средней школы, и, вместе с тем, стартовый уровень знаний, поступающих в университет, реализуя в практической форме взаимосвязи литературного образования средней и высшей школы» [2, с. 14]. Определённая метапредметность нового итогового сочинения не отменяет знания текстов. Изначальная ориентация на доступный уровень наших карточек-викторин, на наш взгляд, не снижает целесообразности их применения, но, напротив, стимулирует читательскую деятельность обучающегося за счёт ситуации успеха на этапе первоначального осмысления прочитанного, а более точно — на этапе контролируемого знакомства с текстом.
Чтение — это способ обретения информационной культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни. Книга должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути: до школы в семье (не напрасно сегодня возрождают традицию семейного чтения, когда старшие члены семьи знакомят ребёнка с детской литературой, прививают им любовь и интерес к чтению), в школе, в высшем учебном заведении — так как «все это подготавливает к дальнейшему самостоятельному изучению художественной, научной литературы» [3].
Психологи утверждают, что понимание объективного значения того или иного предмета ещё не гарантирует возникновения заинтересованности им. Так и в нашем случае: чтобы появился интерес к освоению художественного текста, необходим мотив читательской деятельности, который мы могли бы обозначить как мотив массовый, а роль массового мотива в атмосфере явного снижения интереса к классике может выполнить вид читательской деятельности, который гарантирует успех большинству.
Какими должны быть вопросы данного типа карточек, чтобы создать установку на более глубокое последующее постижение произведения и дальнейшее воспроизведение сюжетных линий в итоговом сочинении? Они не должны быть слишком простыми, касаться лишь сюжета, — именно так вызванный ими интерес окажется временным, а в сознании старшеклассников и студентов после этого вида работы возникнет уверенность, что они уже полностью освоили текст при самостоятельном чтении. В то же время вопросы, предваряющие углублённое изучение прочитанного, должны быть посильными. Функция этих вопросов — показать, что старшеклассник определённо прочитал произведение. Опытный преподаватель без труда назовёт типичные ошибки, допускаемые обучающимися в процессе первоначального чтения: фрагментарность восприятия изображённой писателем картины жизни, внеконтекстный подход к оценке характеров литературных героев и т. д. Ошибки, исправленные преподавателем на этапе знакомства с текстом, дадут возможность обучающимся осознать результаты своего самостоятельного чтения, увидеть его фрагментарность, недостаточную глубину. Как показывает практика, это обычно способствует возникновению желания ещё раз обратиться к произведению.
Приведём вопросы из карточек по содержанию первого тома романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»:
Как относился князь Василий к своим детям? (Ответ на такой вопрос даёт ученику целых 2 балла).
Какое модное слово постоянно употребляла Анна Павловна Шерер? (Ответ на такой вопрос даёт ученику 5 баллов).
Критерии отбора вопросов для карточек должны удовлетворять задачам восприятия художественного текста:
- осмысления отношения автора к изображаемому;
- понимания особенностей изображения писателем героев произведения;
- первичного восприятия изображённой писателем картины жизни.
В той или иной карточке одна из задач, безусловно, доминирует, но в целом предложенные вопросы из произведения должны опираться на вышеназванный триединый принцип. Набранные в процессе урока баллы за ответы по карточкам трансформируются в общепринятые оценки, в зависимости от набранного общего количества баллов конкретным учеником.
Викторина по содержанию позволяет за счёт простоты формы и методики её проведения «говорить просто о сложном», готовить к следующему этапу изучения произведения — анализу текста. Данный вид работы относится, прежде всего, к предметным результатам урока литературы. Регулярность проведения данных викторин при изучении эпического или драматического произведения на уроке литературы, а также при подготовке к итоговому сочинению, обеспечивает системность предложенного приёма, вырабатывает навык обязательного домашнего чтения, закладывает в долгую память содержание и «великие частности» художественного текста.
Литература:
- Гетманская, Е. В. Круг чтения школьника: к постановке проблемы [Текст] / Е. В. Гетманская // European Scientific Conference: сб. ст. победителей II Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 07 марта 2017 г. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2017. — С. 147–149.
- Гетманская, Е. В. Словесность в средней и высшей школе: традиции преемственности (историко-методический очерк) [Текст]: монография / Е. В. Гетманская. — Москва: Прометей, 2013. — 124 с.
- Гремячева, В. В. Роль чтения и информационной культуры в развитии информационного общества в России [Электронный ресурс] / В. В. Гремячева //Бесплатная интернет библиотека — Электронные материалы: сайт. — URL: http://lib.knigi-x.ru/23ekonomika/876280–1-rol-chteniya-informacionnoy-kulturi-razvitii-informacionnogo-obschestva-rossii-klyuchevie-slova-informacionnoe-ob.php. — Дата обращения: 15.06.2017.