На современном этапе развития Российской Федерации путем правового государства крайне важным вопросом считается сотрудничество общества и государства. Одним из регуляторов качественного сотрудничества государства и общества является концепция привлечения к ответственности государственных и муниципальных служащих.
К дестабилизации существующих правовых отношений в органах государственной и муниципальной власти и управления можно отнести незаконные действия должностных лиц. Данные действия разрушают доверительное отношение населения к текущим представителям власти, тем самым подрывая государственный суверенитет и ухудшая состояние безопасности государства.
«Неправомерные действия органов государственной власти влекут за собой определенные последствия, которые порождают ответственность. Ответственность представляет собой особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу. В большинстве случаев, степень ответственности зависит от меры выполнения обязанностей» [2].
Мы не можем не согласиться с автором указанных выше слов и в том аспекте, что в нашем мире социальная ответственность теряет свою значимость и наиболее значимыми становятся административная и уголовная. Моральная ответственность в обществе также сейчас всё слабее. Это можно объяснить системным кризисом и сменой ориентиров общества.
Уже очень продолжительное время актуальна антикоррупционная политика в сфере муниципальной и государственной службы. Президентом РФ В. В. Путиным на заседании Совета по противодействию коррупции, которое состоялось 30.10.2013 г., обращено внимание на то, что «государственная антикоррупционная политика основываться должна на принципе неотвратимости наказания за содеянное. Наступательно и последовательно так следует работать на всех направлениях этой борьбы».
Дисциплинарные меры ответственности муниципальных служащих являются очень важной составляющей процесса в антикоррупционной политике. В юридической науке появилось мнение о том, что законодатель, за правонарушения коррупционной направленности для служащих учредил особый вид ответственности, который не является дисциплинарной, потому как она предусмотрена самостоятельными нормативными правовыми актами, а также Федеральным законом от 25.12.2008г., за № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Как свидетельствует практика прокурорского надзора, существуют проблемы увольнения по причине утраты доверия и непринятия мер по урегулированию конфликта интересов на службе, а также непредставления информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера глав местных администраций, которые назначаются на должность по контракту, заключаемому на конкурсной основе.
При подведении итогов по разбору обозначенных проблем, необходимо сказать, что в некоторых случаях нормативное регулирование вопросов дисциплинарной ответственности муниципальных служащих, может приводить к нарушению принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупции и, безусловно, подлежит корректировке.
Для повышения эффективности борьбы с коррупционными проявлениями, прежде всего, необходимо определить перечень требований к лицам, замещающим должности муниципальной службы. Мы полагаем, что все кандидаты на пост муниципального служащего должны иметь: высшее образование, не иметь криминального прошлого, не иметь своего бизнеса, а заниматься только исполнением своих полномочий. Законодательство о муниципальной службе в известной мере устанавливает подобные ограничения и запреты, но их недостаточно.
«Коррупцию необходимо пресекать жестко, используя финансовые штрафные санкции, понижение в должностях или увольнения работников» [1].
Сегодня следует избавляться от распространения вредных слухов, распространяющиеся в общественном сознании о том, что во власти «воруют и берут взятки», такие слухи стимулируют неправильные мысли населения о том, что государство терпимо относится к коррупции. В связи с этим требуется осуществлять комплексные программы «репутационного характера», данные меры должны быть направлены на то чтобы повысить авторитет и престиж муниципальной службы, в глазах общественности.
В частности, надо сделать следующее:
ввести профессиональные конкурсы и корпоративные награды за профессионализм и честность на высшем и среднем уровнях муниципального управления;
оказать поддержку немуниципальным организациям для того чтобы создать систему общественного контроля за деятельностью органов власти, а так же широко информировать общественность о позитивных и негативных фактах;
проводить профилактику по коррупционным рискам в социальной и экономической сфере.
Среди конкретных мер, которые направлены на то, чтобы осуществлять профилактику коррупции в сфере экономических и социальных отношений муниципалитета и граждан указать можно следующие:
- Целесообразная коммерциализация части социальных услуг, введение в данной сфере конкурсов, которые способны привести к конкуренции и, соответственно, превратят коррумпированный рынок дефицитных услуг в полнее нормальный рынок услуг.
- Делегирование решения части социальных задач общественным организациям. По конкурсу и на условиях контракта получающие право на реализацию отдельных муниципальных функций, они менее бюрократизированы, более подвержены общественному контролю.
- Эффективная превентивная мера против всякого рода злоупотреблений и взяточничества — детальная регламентация в нормативных документах служебной деятельности чиновника. Перечень недопустимых вариантов их поведения должен быть известен каждому.
- Очень хорошо будет, если ввести стандарты административных регламентов и муниципальных услуг, которыми устанавливаются нормы управленческих процессов, а также показатели результативности, которые обеспечат полное и действенное исполнение надлежащих функций органов исполнительной власти.
Снижению коррупции, в частности, способствует, организация прозрачных законных форм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур.
К примеру, подобной формой может урегулированная законом лоббистская деятельность, которая обеспечивает представление интересов многообразных групп, в процессе принятия решений органами власти. Применяя процедуру лицензирования лоббистской деятельности и регистрации лиц, которые пользуются подобными услугами, можно сформировать открытую систему правил на представителей органов власти для того чтобы защищать интересы всевозможных групп лиц.
Литература:
1. Киреева Е. Ю., Голушков Д. И., Чершинцева Е. А., Бирюкова Т. А., Зенков М. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2016 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
2. Коломин А. К. Ответственность государственных служащих за реализацию государственных решений // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2 — Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». — 2016. — С. 278–279.