Использование ИКТ даёт возможность сделать урок интересным и увлекательным. Такой урок активизирует познавательную активность учащихся, повышает мотивацию учебной деятельности, активность и инициативность. Школьникам нравится работать с ИКТ, учиться им становится интересно и увлекательно, они легче усваивают материал. Учитель наглядно представляет материал, регулирует объём и скорость содержания, повышает познавательную деятельность учащихся. Ученик за урок усваивает большой объём информации, развивает мышление, память, внимание, восприятие, активно участвует в уроке.
Для активизации познавательной деятельности средствами ИКТ используются следующие ресурсы:
материально-технические: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мобильный класс;
информационные: интернет-ресурсы, научно-методическая литература;
учебно-методические: теоретические разработки по активизации познавательной деятельности школьников Т. И. Шамова, А. К. Маркова и педагогическая технология на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г. К. Селевко;
мотивационные: для педагога — повышение квалификации, для детей — углубление знаний, процесс творчества, поощрения [2]
В полной мере реализуются дидактические принципы, многие из них позволяют активизировать познавательную деятельность школьников.
Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, электронные ресурсы. С помощью наглядности материал усваивается обучающимися легче.
Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу.
Принцип научности. Преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
Принцип доступности. Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.
Принцип последовательности. Учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:
– создание презентаций к уроку;
– проектная деятельность;
– работа с ресурсами Интернета;
– использование готовых обучающих программ. [3]
Создание презентаций — удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание школьника.
Применение мультимедийных презентаций помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Однако сама по себе презентация еще не обусловливает высокого уровня усвоения материала; необходимо связать восприятие наглядного материала с мыслительной активностью учащихся. Значительную роль при этом играют вопросы, словесные пояснения преподавателя.
Фрагменты уроков, на которых используются презентации, делают занятия интересными и привлекательными.
– на уроках русского языка можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы по различным признакам. Сочинения по картине, подготовку к ОГЭ и ЕГЭ легче проводить с помощью этого вида работы.
– на уроках литературы стихи под удачно подобранную фонограмму будут вызывать больше эмоций. Уроки — викторины по сказкам повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Презентация дает возможность более мобильно демонстрировать портреты писателей, места, где они жили и творили, использовать быструю смену декораций при инсценировке отдельных эпизодов из произведений [4].
Благодаря проведению уроков, на которых используются мультимедийные презентации, у большинства учеников значительно повышается мотивация познавательной деятельности. Школьники, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали высказывать свое мнение, рассуждать.
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
– компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
– использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не уводя и не отвлекая учеников от учебной цели.
– использование компьютера допустимо в течение урока не более 10–15 минут.
Ученики с удовольствием принимают участие в различных исследованиях, проектах. Действенным средством становления интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование.
Метод проектов даёт ученикам возможность учиться весело и интересно, создаются условия для активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. В ходе занятий учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения, учатся составлять презентации. [5]
В последнее время увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по русскому языку и литературе в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без чёткого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии — нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:
– во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию.
– во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию
– в-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач.
Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств. Сейчас существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка как при подготовке к уроку, так и на самом уроке.
Компьютерные обучающие программы по русскому языку:
А) Продукты серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка»
Б) Компьютерный учебник по русскому языку от фирмы «Зареалье»
В) Орфографический тренажер по русскому языку «Грамотей» (разработчик НПП «ЭРИКОС»)
Г) Программы серии «Школьный наставник. Компьютерное обучение»
Д) Обучающий комплекс «Русская словарная лексика»
Словари и энциклопедии:
А) Толковый Словарь живого великорусского языка В. И. Даля
Б) Мультимедийная энциклопедия «Золотые пословицы и поговорки»
В) Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера
Г) «От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка»
Методические материалы в сети:
А) ИД «Первое сентября», Русский язык — http://festival.1september.ru/russian
Б) Методически-информационный портал «Инфоурок» — http://infourok.ru/russkij-jazyk-i-literatura.html
В) «Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»- http://www.uchportal.ru
Г) Справочно-информационный портал «Русский язык» — http://www.gramota.ru
Д) Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» — http://www.openclass.ru
Достаточно полный перечень этих ресурсов представлен в книге М. Ширинской «Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку». [1]
Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. [4]
Литература:
- Ахачева С. В. Компьютерные технологии в обучении русскому языку infourok.ru https://infourok.ru/kompyuternie-tehnologii-v-obuchenii-russkogo-yazika-3291622.html
- Нестерова О. С. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами ИКТ nsportal.ru https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2019/06/20/proekt-aktivizatsiya-poznavatelnoy
- Петрова Н. В. Эффективность использования ИКТ на уроках русского языка и литературы. nsportal.ru https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/02/23/effektivnost-ispolzovaniya-ikt-na-urokah-russkogo-yazyka-i
4. Петровец Э. Р. Активизация познавательной деятельности учащихся. urok.1sept.ru https://urok.1sept.ru/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/583097/
5. Челядина Е. И. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся infourok.ru https://infourok.ru/informacionnie-i-kommunikacionnie-tehnologii-v-aktivizacii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-2105793.html
- Цапина А. С. Активизация познавательных интересов посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/aktivizatsiia_poznavatiel_nykh_intieriesov_posriedstvom_primienieniia_ikt