В статье автор рассматривает особенности детско-родительских взаимоотношений между родителями и детьми, обучающимися закрытых образовательных организациях интернатного типа.
Ключевые слова: детско-родительские взаимоотношения, подростковый возраст, образовательная организация.
Подростки, обучающиеся в закрытых организациях интернатного типа, имеют, как правило, хотя бы одного родителя, то есть воспитываются в полных или неполных семьях. В образовательной организации они находятся на полном обеспечении и пребывают там круглосуточно течение шести дней в неделю. Для взаимодействия с родителями предусмотрено немного времени, закономерным следствием является постепенное психологическое отдаление детей от родителей.
Последствиями подобного отдаления является снижение доли влияния родительского воспитания на становление личности подростка. Родители оказываются в стороне от происходящего с их собственным сыном и «теряют вес» в глазах ребенка. Но приоритет влияния родителей на развитие и воспитание ребенка не подвергается сомнению. Значимость родительских установок, мнений, поддержки для ребенка неоспорима.
В связи с отстраненностью родителей от происходящего в жизни детей, подростки в силу возрастных особенностей могут демонстрировать протестные реакции, которые будут выражаться в решениях, принятых из чувства противоречия, наперекор родителям.
На становление ребенка оказывают влияние не близкие люди (воспитатели, преподаватели). При минимальном контакте родителей с детьми с одной стороны и воспитателей, педагогов с родителями с другой, часто возникает конфликт интересов семьи и образовательной организации, заложником которого является ребёнок, будучи на его пересечении.
Особенно ярко описанные выше последствия могут проявиться в вопросах профессионального самоопределения, где требуется согласованность установок и действий педагогического персонала образовательной организации и родителей. В 9 классе наличие эмоциональной дистанции между родителями и детьми имеет губительный эффект для выбора профиля обучения, а в 10–11 классах — негативным образом сказывается на выборе дальнейшего образовательного маршрута. Родители не всегда готовы принять повзрослевшего ребенка, продолжают использовать устаревшие и потому неэффективные стратегии воспитания. Констатируется расхожесть установок подростков и родителей в отношении выбора образовательного маршрута. Выбор профиля усложняется, профориентационная работа затягивается из-за невозможности прийти к единому мнению.
Одной из особенностей подросткового возраста является интенсивность, с которой происходят физические, физиологические, социальные изменения в состоянии подростка. Родители и их сыновья оказываются в двух различных реальностях, время в которых течет по-разному. Этим обусловлены различия в оценке одних и тех же событий, явлений. При этом в подростке для родителей многое оказывается неожиданным, непонятным, тем более что неожиданным и непонятным оно оказывается часто и для самого подростка.
Подростковый возраст — начало длительного и одного из самых важных периодов взросления ребенка, который можно описать как «возраст второго рождения личности», специфика и последствия прохождения которого во многом определяется взаимоотношениями подростка со средой и взрослыми, в том числе и родителями.
Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является чувство взрослости. Подросток уже не считает себя ребенком, у него появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. В этом возрасте он сопротивляется требованиям, которые охотно раньше выполнял. Существующий в детстве тип отношений со взрослыми становится для него неприемлемым. Разные формы протеста и неподчинения подростка — средство изменить прежний тип отношений со взрослым на равных.
Происходит коренная смена прежних особенностей, интересов, ребенок часто не поддается воздействиям со стороны взрослых, что выражается через упрямство, грубость, негативизм, демонстративность, своеволие, протест, бунт, отрицательное отношение к требованиям взрослых, ревность к собственности. Подобные проявления характерны в сфере взаимодействия подростков с родителями, даже в рамках обучения детей в учреждении интернатного типа.
Специфичность родительского отношения проявляется также в неоднозначной и противоречивой позиции родителя по отношению к сыну. В этой позиции сочетаются как безусловные любовь и принятие, так и объективное оценивание ребенка, которое способствует формированию у подростка общественно приемлемых способов поведения. Подобное сочетание двух противоположностей характерно не только для детско-родительских взаимоотношений, но и для межличностных отношений в целом. Сочетание, степень выраженности и напряженность этих двух аспектов определяют своеобразие и уровень внутренней конфликтности родительского отношения. Оценочная позиция родителей обусловлена их ответственным отношением, беспокойством по поводу будущего сына. Подобная позиция вызывает потребность в гиперконтроле действий подростка, превращая ребенка в объект воспитания и способствует росту напряженности в детско-родительских отношениях.
Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если родители перестраивают свое отношение к подростку. Но переходу к новым отношениям между ними препятствуют следующие моменты: материальная зависимость, привычка взрослого направлять и контролировать его, сохранение у подростка детских черт в облике и поведении, отсутствие умений действовать самостоятельно. Все это позволяет родителям относиться к нему как к ребенку, который должен подчиняться, слушаться. Однако такое отношение противоречит не только стремлениям подростка, но и задачам воспитания. Развитие социальной взрослости подростка необходимо для подготовки к будущей жизни. Собственная социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, является важным фактором развития личности.
Требуется качественное изменение способов коммуникации между родителями и детьми. В связи с тем, что потребность в новых способах взаимодействия возникает и у родителей, и у подростков, подобная работа будет эффективной, если будет реализована с обоими участниками процесса коммуникации: и с родителями, и с подростками. Поэтому необходимость психолого-педагогического коррекции сферы детско-родительских взаимоотношений, например, через реализацию специальной программы совместных тренинговых занятий с воспитанниками и родителями, имеет особую актуальность.
Таким образом, обучение и проживание подростков в образовательных организациях закрытого типа способствует как физическому, так и психологическому отдалению детей от родителей, а также оказывает специфическое влияние на особенности протекания подросткового кризиса у воспитанников.
Литература:
- Бойко В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В. В. Бойко. — М.: Союз, 2019.
- Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. — М.: ВЛАДОС, 2007.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2015.
- Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
- Овчарова Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Р. В. Овчарова. — М.: Academia, 2005.