В данной работе рассмотрены вопросы распределения интеллектуальных прав на служебные объекты патентного права, к которым относятся изобретения, полезные модели и промышленные образцы, наиболее характерные для технических вузов. Проанализированы возможные варианты и схемы распределения прав среди потенциальных субъектов интеллектуальных прав, к которым относятся сотрудники вузов, студенты, малые инновационные предприятия, создаваемые при вузах, и сами образовательные организации.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, служебные результаты интеллектуальной деятельности, объекты патентного права.
В настоящее время вузы, как в мире, так и в России, играют существенную роль в развитии инновационной среды. В вузах сосредоточен значительный научно-технический потенциал в виде профессорско-преподавательского состава, который принимает активное участие в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Итогом большинства вузовских НИОКР является создание новых знаний и инноваций, так называемых служебных результатов интеллектуальной деятельности (РИД), формализованных в виде объектов интеллектуальной собственности (ОИС) [1, С. 15–22].
В связи с этим, все более актуальными становятся вопросы правового регулирования создания вузовской интеллектуальной собственности. Это связано с тем, что, с одной стороны, вузовская интеллектуальная деятельность характеризуется многогранностью и противоречивостью отношений субъектов данной деятельности, а, с другой стороны, институт служебных РИД затрагивает несколько отраслей системы российского права и является главным фактором образования различных споров и возможных коллизий при параллельном или смежном правовом регулировании. Так, институт служебных РИД регулируется нормами гражданского права, но в тоже время для признания создаваемого объекта интеллектуальной собственности служебным, необходимо наличие трудовых отношений между авторами объектов интеллектуальной собственности и работодателем, регулируемых трудовым законодательством [2, С.34–35].
В данной работе автор основное внимание уделяет проблеме правового регулирования служебных объектов патентного права, что наиболее актуально для технических вузов. Данные объекты патентного права могут быть созданы в результате следующих работ:
– научно-технических работ, выполненных штатными работниками вуза по заданиям вуза и профинансированных вузом;
– инициативных научно-технических работ, выполненных с использованием научной, технической и информационной базы технического вуза;
– научно-технических работ, выполненных совместно со сторонними исполнителями в соответствии с договорами о совместной деятельности;
– сторонних научно-технических работ, права. на использование результатов которых приобретены вузом на законных основаниях и др.
Анализ судебной практики показывает, что достаточно большой группой споров о правах на служебные результаты интеллектуальной деятельности являются споры о том, кто является правообладателем [3, С. 29–34]. Для рассмотрения дел этой категории споров необходимо определить, кто является автором, созданного в вузе РИД, и является ли РИД служебным. В зависимости от соотношения этих двух факторов и будет определяться правообладатель объекта интеллектуальной собственности. Существует несколько вариантов реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности в вузе.
Первый вариант— автором РИД является сотрудник вуза, аправообладателем— вуз. Необходимо отметить, что значительную часть патентов образовательные организации получают на РИД, созданные сотрудниками вуза в инициативном порядке. Эти объекты интеллектуальные собственности появляются в результате выполнения сотрудниками вуза инициативных исследований, а также в результате выполнения работ в рамках бюджетного финансирования.
В соответствии с п.1 ст. 1370 объекты патентного права (изобретение, полезная модель, промышленный образец), созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признаются служебными.
В этом случае, исключительное право на служебный объект патентного права и право на получение патента принадлежат вузу, если трудовым или иным договором между работником и образовательным учреждением не предусмотрено иное (п.3 ст. 1370 ГК РФ).
С учетом этого в случае создания сотрудником вуза служебного объекта патентного права заключение между ним и работодателем договора на отчуждение права на получение патента не требуется. Согласно ст. 1370 ГК РФ для признания объекта патентного права служебным не требуется, чтобы в документе, определяющем трудовые обязанности работника (трудовой договор, должностная инструкция), содержалось конкретное указание на выполнение соответствующих работ по созданию конкретных объектов патентного права. Определяющим для признания данного объекта служебным является факт его создания работником в связи с выполнением трудовых обязанностей, содержание которых может быть выражено в виде относительно общего круга осуществляемых работником трудовых функций, или конкретного задания работодателя.
Второй вариант— автором иправообладателем РИД является сотрудник вуза. Назначение нормы п.4 ст. 1370 ГК РФ состоит в установлении порядка возникновения и перехода права на получение служебного патента, при этом в данной пункте отмечается, «…если работодатель в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником не подаст заявку на выдачу патента на соответствующие служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не передаст право на получение патента на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне, право на получение патента на такие объекты интеллектуальных прав возвращается работнику.
В этом случае сотрудник вуза становится правообладателем на созданный объект интеллектуальной собственности, а вуз в течение срока действия патента имеет право использования служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца для собственных целей на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю (правообладателю — сотруднику вуза) вознаграждения, размер, условия и порядок выплаты которого определяются договором между сотрудником вуза и вузом, а в случае спора — судом».
Третий вариант— автором РИД является студент вуза. Как отмечалось выше, объект патентного права может быть признан служебным, если он создан работником в связи с выполнением трудовых обязанностей или задания при наличии трудовых отношений. Главным для трудовых отношений является выполнение трудовой функции. Отношения, которые возникают между студентами и образовательной организацией, имеют иную природу, отличную от природы отношений между работником и работодателем, поскольку согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием и конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В образовательном процессе между студентом и вузом трудовая функция отсутствует, поэтому можно говорить только об образовательных услугах, которые вуз оказывает студенту. Поэтому, когда студент является лицом обучающимся и в рамках своей учебной деятельности создает такой-то результат интеллектуальной деятельности, совершенно очевидно, что данному ОИС не могут быть применены правила о служебном характере соответствующего результата интеллектуальной деятельности и в соответствии с положениями ст. 1370 ГК РФ, объекты патентного права, созданные студентами не являются служебными. Соответственно, студент как автор РИД обладает правом на получение патента на объект интеллектуальной собственности.
В случае заинтересованности вуза в созданном объекте патентного права, решение вопроса о перераспределении прав на созданные студентом РИД в рамках образовательного процесса должно решаться с помощью гражданско-правового договора между образовательной организацией и студентом. В качестве такого гражданско-правового договора может выступать договор об уступке прав на получение патента вузу, лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права.
Безусловно, возможны ситуации, когда студент участвует в вузовских научно-исследовательских или опытно-конструкторских работах в составе временного трудового (творческого) коллектива и с ним оформляются трудовые отношения или рамках обыкновенного договора подряда (ст. 702 ГК РФ). В таких ситуациях возможно признание служебного характера созданного им результата интеллектуальной деятельности. В этом случае объект интеллектуальной деятельности будет принадлежать образовательной организации.
Четвертый вариант— авторами РИД являются сотрудник вуза истудент вуза. Как отмечалось выше, служебный характер результата интеллектуальной деятельности определяет взаимоотношения конкретного работника-автора и его работодателя, но не правовой режим результата в целом. В связи с этим наличие в числе авторов лиц, не являющихся работниками патентообладателя, не препятствует признанию результата интеллектуальной деятельности служебным.
В случае если результат интеллектуальной деятельности создан работником в связи с выполнением им трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя в соавторстве с иным физическим лицом — студентом (соавторство определяется ст. 1348 ГК РФ), то по правилам статьи 1370 ГК РФ определяются лишь взаимоотношения работника и его работодателя. В данной ситуации студент вуза вправе использовать созданный РИД по своему усмотрению, если соглашением не предусмотрено иное, а также он может быть указан одним из патентообладателей наряду с образовательной организацией, где обучается студент.
Пятый вариант— авторы РИД являются одновременно сотрудники вуза ималого инновационного предприятия, созданного при вузе. Сцелью стимулирования инновационной активности учебных и научных учреждений и обеспечения взаимосвязи науки, образования и инновационного бизнеса 2 августа 2009 г. был принят Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее — закон 217-ФЗ).
В результате этой поддержки экономической реальностью стали многочисленные малые инновационные предприятии (МИП) при вузах, участие вузов в акционерном и складочном капитале хозяйственных обществ. Как правило, сотрудниками МИПов по совместительству являются сотрудники вузов. Данная ситуация не противоречит ст. 60.1 Трудового Кодекса РФ, согласно которой, работник может заключать трудовые договоры с несколькими работодателями (внешнее совместительство). В тоже время нормы права, содержащиеся в ст. 1370 ГК РФ, не определяют, что создание служебного объекта патентного права возможно только по основному месту работы, в связи с этим служебный РИД может быть создан также при работе по совместительству. Соответственно, создание объекта патентного права работником вуза, выполняющим работу по совместительству в МИП, не препятствует признанию служебного характера данного объекта.
В связи с этим, создание малые инновационные предприятии при вузах породило проблему правового регулирования разделения интеллектуальных прав на служебные РИД между образовательной организацией и МИП с его участием.
Как правило, в данной ситуации достаточно трудно установить, у какого из двух работодателей в рамках выполнения задания или трудовых обязанностей работник создал спорный объект интеллектуальной собственности, с условием если профиль трудовой деятельности одинаковый. Выходом из создавшейся ситуации может:
– совместное получение патента этими работодателями (два правообладателя патент: вуз и МИП), с заключением договора получения дохода образовательной организацией при использовании ОИС в рамках деятельности малого инновационного предприятия;
– получение патента вузов и предоставление малому инновационному предприятию возможности использования объекта патентного права на условиях лицензионного договора.
Важнейшим условием эффективного введения в оборот вузовских инноваций является определение и документальное закрепление четких правил игры в области разделения интеллектуальных прав и доходов от их использования. Одной из самых частых ошибок при составлении трудовых договоров в вузах является отсутствие четкого описания схемы распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности между сотрудником и образовательной организацией [4, С.22–27].
В то же время правовое регулирование отношений в сфере служебных РИД нуждается в дальнейшем совершенствовании в плане оптимизации межотраслевых связей трудового и гражданского законодательства с учетом особенностей трудовых отношений в образовательных организациях.
Литература:
- Богданович О. И., Меркулов А. С., Рупосов В. Л. Роль университетов в развитии экономики. Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2015. № 2 (25). — С. 15–22.
- Добрякова Н. И. Служебные результаты интеллектуальной деятельности вузов: проблемы использования // Человеческий капитал и профессиональное образование, № 1 (9), 2014. — С.34–35.
- Калятин В. О. Служебные результаты интеллектуальной деятельности: ориентиры для практика //Патенты и лицензии. Интеллектуальные права.– 2012. — № 6. ч.I. — С. 29–34.
- Катков П. А., Азыркина А. С. Правовые вопросы управления рисками административных, налоговых, уголовных нарушений гражданского оборота интеллектуальной собственности. Новеллы законодательства //Имущественные отношения в РФ, № 8 (191). 2017. — С.22–27.