В статье рассмотрена актуальность использования службы медиации в дошкольных образовательных организациях, рассмотрены цели, задачи и основные направления службы медиации в образовательных организациях.
Создание службы медиации — это совместный путь всего коллектива: сначала каждый начинает с себя, позже — все вместе осваивают новый взгляд на отношения и формируют навыки их построения. Так взрослые должны давать детям образец того, как общаться друг с другом, как преодолевать проблемы и восстанавливать отношения.
Ключевые слова:дошкольные образовательные организации, медиатор, службы медиации, конфликт, толерантность, уважение.
С января 2011г. в России вступило в силу законодательство, институционализирующее медиацию в российском правовом пространстве. Закон закрепляет понятие медиации как особой формы посредничества.
Понятие «процедуры медиации» обозначено так: «способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения» (п.2 ст.2 Закона о медиации) [2].
Таким образом, медиатор — это «независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора».
Конфликты в детской среде редко бывают статическими. Поэтому ход конфликта в основном зависит от роли и влияния личности педагогов (взрослых) и сверстников [3, с.62].
Различные исследования и наблюдения показывают, что конфликты являются распространенным явлением. В учреждениях образования — это чаще всего межличностные конфликты, сторонами которых есть как дети, так и родители, педагоги.
Поэтому цель создания службы медиации в дошкольных образовательных организациях заключается в том, чтобы учить и формировать ненасильственное поведение, умение избегать конфликта, а в случае его возникновения — не дать конфликту перерасти в насилие.
То есть деятельность служб медиации, должно реализовать два общественно значимые стратегические задачи: уменьшение социальной напряженности межличностных отношений в ДОУ средствами медиации (посредничества) формирование навыков бесконфликтного общения и навыков выхода из конфликтных ситуаций у всех участников образовательного процесса.
Дети — это активные члены общества и поэтому, важным шагом миростроительстве является построение мирного образовательного пространства и уменьшение уровня конфликтов в образовательной среде.
Сегодня, в процессе реформирования системы образования, конфликты между различными участниками образовательного процесса, е чаще всего становятся преградой для достижения цели всестороннего развития ребенка.
И как показывает опыт — мир не приходит сам. Чтобы он был — его нужно строить, а для этого необходимо предупреждать конфликты и, если они уже возникли — их решать. В детском образовательном пространстве жизнь бурлит во всей полноте, и каждый конфликт — уникален. Поэтому очень часто его течение зависит от влияния личности педагога и медиатора. Поэтому внедрение восстановительных практик в учебно-воспитательный процесс учебных заведений — это один из путей достижения данной цели, что и объясняет актуальность создания службы медиации в дошкольных образовательных организациях.
Медиация является эффективным инструментом восстановительного подхода, который сочетает ценности, принципы, практики и методы разрешения конфликтов.
Период обучения для ребенка — это период, когда формируются те же ценности, создающие сознание человека, и которые она будет нести везде всю свою жизнь.
Формирование таких ценностей, как толерантность, уважение, поддержка, порядочность и т. д. — является залогом для обучения детей жизненно важной стратегии гармоничного общения и сосуществования в обществе.
Под влиянием конфликта и медиации этот набор ценностей подтверждается и утверждается, что в свою очередь помогает образованию достичь своей цели — воспитать достойную личность с устойчивыми навыками ненасильственного поведения и стремлением создавать мирные стратегии поведения в обществе.
Деятельность службы медиации в дошкольных образовательных организациях должна реализовать два общественно значимые стратегические задачи:
– уменьшение социальной напряженности межличностных отношений в коллективе средствами медиации;
– формирование навыков бесконфликтного общения и навыков выхода из конфликтных ситуаций среди всех участников образовательного процесса (как педагогов, так и дошкольников, родителей), прошедшие обучение по соответствующей образовательной программой и разделяют ценности восстановительного подхода [4, с.298].
Задачами службы согласия могут быть:
– помощь сторонам конфликта найти взаимоприемлемый вариант решения ситуации при применении восстановительных практик;
– формирование умений и навыков у участников образовательного процесса разрешать конфликты ненасильственным мирным путем;
– профилактика насилия и жестокого обращения в образовательной среде;
– содействие налаживанию позитивных отношений между участниками / участницами образовательного процесса;
– содействие снижению конфликтности и правонарушений в учебном заведении;
– содействие формированию культуры мира в ученических коллективах и заведении в целом;
– информирование участников образовательного процесса о принципах и ценностях восстановительных практик и тому подобное.
Организация работы службы медиации в дошкольных учреждениях пройдет удачно при условии соблюдения нескольких принципов.
Преимущество ценностей медиации. Все должны понимать, что некоторые вещи обязательные, статические и незыблемы. В частности, добровольность участия, равные права сторон, нейтральность медиатора конфиденциальность процесса, распределение ответственности за решения.
Самостоятельность. Служба медиации имеет особый статус.
Автономность довольно относительная и распространяется на выбор форм и методов работы, на способы распространения информации, организации процесса медиации, постановку целей. И, конечно же, на отчетность.
Открытость. Любой из участников / родителей образовательного процесса может обратиться в службу медиации.
Развитие. У службы понимания должно быть постоянное профессиональное сопровождение, которое обеспечивает непрерывное обучение и супервизии. Сама служба всегда остается гибкой и готовой к изменениям.
Служба медиации должна приносить пользу участникам образовательного процесса: содействие в решении конфликтов, делать восстановительные практики более популярными, работать над предупреждением насилия, способствовать формированию культуры мира, налаживанию позитивных отношений между сверстниками [5, с.71].
Создание служб медиации — это следующий этап внедрения в учебных заведениях процесса миростроительства и включения философии восстановления и медиации культуры в дошкольном учреждении. Успех медиации зависит преимущественно от правильно организованного процесса. Учитывая все преимущества медиации, ее потенциальные возможности и результативность необходимо отметить: медиация — не панацея. Это инструмент, должен применяться только по назначению. В специально оборудованных условиях, после определенной подготовки.
Таким образом, главное преимущество создания службы медиации в дошкольных образовательных организациях это возможность отработать альтернативные методы приостановления конфликтов. Более того, руководствуясь принципом добровольности, конфиденциальности, равенства сторон и независимости и беспристрастности посредника.
Исходя из этого, внедрение и дальнейшее развитие службы медиации в дошкольных образовательных организациях представляется эффективным, позволяющее решать самые актуальные задачи в системе современного образования.
Литература:
- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // РГ — Федеральный выпуск 31 декабря 2012 г. № 5976 (303).
- ФЗ от 27.06.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»: Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // РГ -Федеральный выпуск. 30 июля 2010 г. № 5247.
- Маврин О. В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация, как эффективный метод разрешения конфликтов): учебное пособие/О. В. Маврин. — Казань: изд-во Казань. Ун –та, 2014. 96 С.
- Михайлов Д. Е. Эффективность применения медиативных технологий в дошкольной образовательной организации // Современные проблемы образования в поликультурном регионе (Шестые Лозинские чтения): Материалы Международной научно-методической конференции. 2015. и 23–24 апреля. Часть I. — Псков: Псковский государственный университет, 2015. С. 297–300.
- Семенова Н. В., Цубина Т. В. Дошкольная и школьная медиация: дань моде или способ формирования безопасной школьной среды // Национальная Ассоциация ученых. 2015. № 6–1 (11). С. 71–74.