В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деятельность коммерческих банков.
Ключевые слова: инновационная стратегия, стратегическое управление, инновационный потенциал, интернет-банкинг.
Стратегическое управление инновационными процессами является неотъемлемой частью управления коммерческими банками и небанковскими кредитными организациями. Современные условия характеризуются не только существенными сокращениями издержек участников банковского рынка, но и совершенствованием системы риск-менеджмента и переосмыслением инновационных стратегий. В связи со сложностью инновационных процессов в банках и небанковских кредитных организациях их эффективное развитие невозможно без разработки и последовательной реализации инновационных стратегий. Прежде чем перейти к стратегиям управления финансовыми инновациями дадим определение инновационной стратегии.
Американский экономист И. Ансофф под стратегией понимал «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» [2]. Другие авторы рассматривают стратегию как детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для осуществления миссии организации и достижения ее целей. Нам наиболее близка точка зрения И. М. Подложенова. На наш взгляд, данная точка зрения наиболее четко отражает сущность инновационной стратегии кредитных организаций и вполне может быть адаптирована к инновационной стратегии управления финансовыми инновациями в банках и небанковских кредитных организациях. Инновационная деятельность, по сути, способствует органическому росту организации, создает новые потоки доходов, доводит до максимума существующие возможности и создает предпосылки для выхода на новые рынки сбыта. Из этого вытекает, что инновационная стратегия кредитной организации выполняет функции создания конкурентной стратегии, формирования портфеля финансовых инноваций, разработки и выбора методов управления финансовыми инновациями и контроля за ними. (рис.1).
Итак, инновационная стратегия — план действий коммерческого банка или небанковской кредитной организации, предполагающих создание конкурентной позиции, формирование портфеля инноваций, разработку и выбор методов управления ими, а также контроль в целях достижения поставленной цели.
Рис. 1. Функции инновационной стратегии
Формирование любой стратегии предполагает создание механизма ее реализации. Следует отметить, что в ведущих зарубежных банках за последнее десятилетие была создана эффективная система управления и стратегического планирования инновационной деятельности для повышения гибкости и адаптивности бизнеса. Так, программа «Дух инноваций» французского банка BNP Paribas нацелена на то, чтобы инновации вошли в число важнейших активов банковской индустрии, в которой исследования и разработки начинают играть не меньшую роль, чем в других отраслях экономики. Показательным в этом отношении является и девиз одного из крупных банков мира испанского Santander: «Ценности из идей» (англ. Value from Ideas), который свидетельствует о его стратегической нацеленности на всестороннее использование инноваций.[1] В коммерческих банках также, как и в небанковских кредитных организациях, отделов по инновационному развитию, как правило, нет. В основном процесс создания инновационных продуктов осуществляется работой маркетинговых подразделений. Это связано с тем, что большинство российских коммерческих банков и небанковских кредитных организаций не могут позволить себе лишние расходы на содержание отделов, занимающихся только инновационными разработками. В условиях обостряющейся конкуренции и кризисных явлений наоборот наблюдается тенденция по укрупнению подразделений финансово-кредитных организаций. Кроме того, в основном российские коммерческие банки и небанковские кредитные организации внедряют финансовые инновации, которые уже внедрены и, как правило, эффективны, в европейских странах.
Итак, рассмотрим процесс формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией. Для этого нами предлагается модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией. (см. рис. 2)
Рис. 2. Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией
На наш взгляд, процесс стратегического инновационного управления кредитной организацией включает в себя непосредственно стратегическое управление, состоящее из 4 этапов: предварительный, выбор инновационной стратегии, реализацию инновационной стратегии и контроль. Так, на предварительном этапе коммерческий банк или небанковская кредитная организация, прежде всего, формулируют цель, которую хотят достигнуть при внедрении инноваций. Устанавливаются миссия-предназначение, миссия- ориентация и миссия-политика организации, в которых подчеркивается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям. Кроме того, производится оценка возможностей кредитной организации.
Анализируется внутренняя среда и оценивается инновационный потенциал. Затем анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата. И, как результат первого этапа определяется инновационная позиция организации.
На этапе выбора инновационной стратегии
− устанавливаются базовые стратегии развития и их инновационные составляющие;
− осуществляется подбор и оценка альтернативных инновационных стратегий;
− осуществляется выбор и формулируется предпочтительная инновационная стратегия.
Реализация инновационной стратегии предполагает разработку стратегического проекта (состава стратегических изменений и мероприятий по их осуществлению) и план реализации проекта. Особо учитывается инновационный характер преобразований.
На заключительном этапе осуществляется контроль процесса реализации проекта, оценивается эффективность процесса реализации и, если это необходимо, проводится необходимая корректировка проекта, стратегий, цели, миссии.
В соответствии с инновационным типом кредитной организации определим тип стратегии, который может быть адаптивной, упреждающей и улучшающей стратегией соответственно (см. табл. 3).
Адаптивная стратегия ориентирована на внедрение финансовых инноваций, апробированных другими кредитными организациями. В данном случае инновационное развитие банка или небанковской финансово-кредитной организации носит догоняющий характер, внедрение инноваций осуществляется как ответная мера в отношении финансово-кредитных организаций, внедривших данные инновации раньше. Она ориентирована на краткосрочную перспективу. Данный вид стратегии используется сегодня большинством как коммерческих банков, так и небанковских кредитных организаций при внедрении в их деятельность, например, мобильного банкинга, электронной очереди и др.
Таблица 3
Типы инновационных стратегий
Название стратегии |
Суть стратегии |
Перспектива реализации |
Уровень риска |
Стратегические перспективы маркетинговых решений |
Адаптивная |
внедрение финансовой инновации, апробированной др. кред. орг. |
краткосрочная |
низкий |
повышение уровня сервиса, расширение ассортимента |
Упреждающая |
внедрение революционной финансовой инновации |
долгосрочная |
высокий |
освоение новых рынков сбыта, снижение затрат производства, получение конкурентных преимуществ |
Улучшающая |
внедрение эволюционной финансовой инновации |
краткосрочная |
низкий |
дифференциация продукта, улучшение имиджа кредитной организации |
Упреждающая стратегия, наоборот, характерна для кредитных организаций, внедряющих революционные финансовые инновации. Конкуренция на данном рынке отсутствует, поэтому кредитная организация получает существенные конкурентные преимущества. Однако уровень риска при использовании данной стратегии достаточно высок. Внедрение революционной финансовой инновации влечет за собой ряд рисков: риск ликвидности, потери деловой репутации, коммерческий и другие. Данный вид стратегии использовался при внедрении интернет-банкинга на рынке услуг населения. Существовавшая система Клиент-Банк, аналогом которой стал интернет-банкинг, была предназначена исключительно для юридических лиц. В связи с этим интернет-банкинг для физических лиц можно считать революционной инновацией на рынке услуг населения. Среди небанковских кредитных организаций упреждающую стратегию реализовывали микрофинансовые организации, первыми вышедшие на рынок микрокредитования.
Улучшающая стратегия является ответом на рыночные изменения. Кредитные организации как участники банковского рынка вынуждены меняться вслед за ним, модифицируя свои продукты и услуги. Данная стратегия характеризуется низким уровнем риска, высоким уровнем конкуренции, краткосрочной перспективой реализации и направленностью в основном на расширение ассортимента и расширение функциональных качеств продукта. Например, внедрение экспресс кредитования. Данная инновация является аналогом классического кредитования. Отличием является лишь срок рассмотрения заявки и набор предоставляемых документов.
Литература:
- Смовженко, Т.С., Егорычева, С.Б. Инновационные стратегии зарубежных банков [Текст] / Т. С. Смовженко, С. Б. Егорычева // Деньги и кредит. — 2010. — № 8. -С.52.
- Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. — М.: Экономика, 1989. — С. 27.
- Игнатенко Д. М. Инновации в банковской сфере. — М.: Дело и сервис, 2015. –278с.
- Петров Ф. Т. Современные технологии в сфере банковских услуг: дис. … канд. экон. наук. — М., 2015.
- Нестеров Л. В., Куприянова Г. Я. Банковские инновации на современном этапе // Вопросы экономики. — 2014. — № 11. — С. 102–103.
[1] Смовженко,Т.С.,Егорычева,С.Б.Инновационныестратегиизарубежныхбанков [Текст] / Т.С. Смовженко, С.Б. Егорычева // Деньги и кредит. - 2010. - № 8. -С.52.