Социологический феномен социокультурной деятельности в профилактике женской преступности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 05.04.2020

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Сулим, О. Н. Социологический феномен социокультурной деятельности в профилактике женской преступности / О. Н. Сулим. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68564/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной статье рассматривается влияние социокультурной деятельности на профилактику женской преступности. Также уделяется внимание процессам в области культуры применительно к исследованию проблем женской преступности на конкретной территории и окружающей среды.

Ключевые слова: женская преступность, социум, социокультурная сфера, культурная политика, территориальная особенность, профилактика, духовные и нравственные ценности, концепция, формы и методы.

Сегодня в стране накопилось множество проблем, связанных с вопросами социокультурной политики, требующих решения на основе выбора приоритетов, которые предстоит решать государству и обществу. Приоритеты должны определяться исходя из состава реальной взаимосвязи важнейших социокультурных проблем, к которым также относится и женская преступность. Принцип выделения приоритетов предполагает ранжирование мероприятий в рамках социальной и культурной политики, выделение долговременных, среднесрочных и экстренных мер.

В настоящее время можно выделить отчётливую тенденцию повышения внимания органов государственного управления к социокультурной деятельности, через которую возможно решать такие вопросы как профилактика женской преступности.

В последних посланиях Федеральному Собранию, других программных документах Президент Российской Федерации сформулировал приоритеты российской социокультурной политики на ближайшую перспективу, где затрагиваются вопросы нравственного, духовно-ценностного, патриотического, правового характера.

Одной из общероссийских приоритетных проблем социокультурной политики является налаживание эффективного взаимодействия федеральной и региональной социокультурной политики в области возрождения института семьи и материнства, что влияет на снижение женской преступности.

Актуальность статьи обусловлена современным значением социокультурной и экономической деятельностью институтов культуры, которую данные учреждения способны и должны осуществлять в процессе функционирования в региональном образовательном и профилактическом пространстве. Институты культуры, как социокультурная система, создают среду духовного воспитания, нравственного общения, сформированные в соответствии с действующим нормативно-правовым полем, как учреждение, оказывающие услуги населению в сфере социокультурного и духовного развития общества, этим самым влияя на профилактику в области женской преступности.

Как структурный элемент общей социокультурной системы региона, эта функция социокультурной деятельности, занимает специфическое место, формируя одновременно подсистемы «культура» и «образование», «воспитание», «законопослушность», «ответственность перед семьей, детьми и обществом». Как любой социальный институт — учреждение культуры может эффективно действовать и развиваться, адекватно социокультурной, социально-экономической, социально правовой ситуации, с учетом её динамичной изменчивости, участвовать в реализации федеральных, региональных образовательных и социокультурных стратегий, способствовать решению социально значимых задач, (в частности профилактика женской преступности), через управленческую сферу социокультурной деятельности. Широко развитая сеть социально-культурных институтов создает условия для развертывания администрацией профилактического потенциала многоплановой социокультурной активности в региональном образовательном пространстве в области снижения женской преступности, выход на общественный уровень разрешения проблемы.

Цель решения этой проблемы - достижение высокого качественного уровня профилактики женской преступности, то есть ее снижения, формируя ценностно-духовные потребности, через управленческую деятельность сферой культуры. Традиционное содержание деятельности учреждений культуры и отсутствия современных экономических, и управленческих технологий, оказываются, неэффективными в условиях рыночных отношений в удовлетворении и формировании культурных потребностей населения с учетом территориальных проблем в области женской преступности. Отсюда вытекают задачи вдеятельности территориальной культурной политики:

– определить количество и темы необходимых операций обеспечивающих регулирование процессами территориальной культурной политики (ТКП);

– обеспечить стандартизацию технологий ТКП;

– определить формы совместных действий между сообществом, администрацией региона, правовыми структурами и ТКП в области профилактики женской преступности;

– четко определить сроки для выполнения этих технологий;

– определить границы действия исполнителя;

– определить механизмы технологий ТКП;

– организовать постоянные информационные потоки по технологиям ТКП по предотвращению женской преступности;

– измерить и определить алгоритм процесса управленческой деятельности в ТКП и социокультурных действий создающих устойчивость профилактических действий женской преступности на территории, путем сравнительного анализа.

Поскольку речь идет об участии социокультурной политики региона в профилактике женской преступности, то конечно рассматривается и само понятие регион, которое заключает в себе содержимое: территории, экономика, особые условия, национальный состав, освоение новых территорий, экология, миграция население, производство, трудоспособное население, пенсионеры, которые объединяются в различные формы социально-культурной, политико-правовой, хозяйственно- экономической самоидентификации территориальных сообществ, криминагенная обстановка, проявляющих себя в самобытности отдельной территории. Регион обладает всеми полномочиями в управлении всех сфер жизни и деятельности населения. Это, дает, возможность учитывать специфику культурного поля региона и эффективно управлять культурной политикой определяя ее приоритеты.

Региональное управление культурной политикой, одной из функций которой является профилактика преступности, на сегодняшний день, начинает обретать правовые и административные очертания, главной целью которого является повышение степени удовлетворения социально-культурных, духовных, экономических потребностей населения проживающих на конкретной территории. К наиболее значимым региональным культурным интересам относятся:

– доступность;

– соответствия уровня жизни населения;

– реализация своих творческих способностей;

– наличие учреждений культуры для духовного развития;

– стабильность национальных отношений;

– наличие финансовых средств, для посещения институтов культуры и искусства.

Это является одним из средств и методов наполнить и обогатить духовный мир населения, таким образом снизить процент женской преступности.

Особенность региона является отличительной чертой, от которой зависит формат профилактики женской преступности через социокультурную деятельность, организационную систему институтов культуры и ее функционирование. При организации и разработке форм и методов снижения женской преступности, учет особенностей социокультурной среды территории обеспечивает создание таких функций, которые социализируются на конкретных и общих направлениях и являются необходимостью для достижения эффективности в профилактике женской преступности. Являясь органичной частью политики государства, территориальная культурная политика вырабатывает научно-обоснованные концепции культурного движения, планы и рекомендации, одновременно формируя у руководства страны, региона, муниципалитета внимание к культуре, умение гибко реагировать на сложность реалий в этой области, создавать эффективные механизмы руководства ими на основе комплексного подхода всех сторон жизни общества и государства, повышения эффективности воздействия культуры на социальную практику, на развитие социокультурной жизни, на уменьшение женской преступности. Наше внимание устремлено на снижение женской преступности при участии культурной политикой. Это можно рассматривать на двух уровнях: обыденном и специализированном. Специализированный уровень состоит из ряда элементов:

– первое — это сложная структура социальных организаций, включающих: политическую, хозяйственную, правовую основу культуры, гендерную политику;

– второе систему социально-значимого знания: научную, философскую, художественную, религиозную, маркетинговую, менеджмента и имиджа;

– третье — процесс коммуникативного менеджмента, трансляции социально значимых программ, взаимодействие средств массовой информации с организациями культуры.

Для того, чтобы культурная политика была эффективной и стимулировала население склонное к преступным деяниям стать на праведный путь, необходимо не только определить ее цели и задачи, но и сделать их социально значимыми, представив их на обсуждение населения, она должна быть гибкой и реалистичной, ее качественные изменения — это процесс культурного движения, который не может быть однородным и неизменным, отличается новой системой территориальных мер, направленных на стимулирование духовной и нравственной жизни общества. Культурная политика является одним из компонентов такого понятия как социокультурный регион, под чем подразумевается «территория отличающаяся от соседних областей существенными социокультурными характеристиками и процессами (стратификационным и национальным составом населения, традициями, этнолингвистическими особенностями, элементами образа жизни и т. п.)» [1]. Она столь же важна для региона как политика экономическая, социальная, гендерная, так как с ее помощью осуществляется активное и целенаправленное региональное регулирование сферы культуры и социально значимой культурной активности. «Важнейшим критерием выделения социокультурного содержания региона выступает соотношение в нем представителей тех или иных этно национальных культур, носителей различных религиозных ориентаций, художественных предпочтений и пр.» [там же, стр.131]. Анализируя общекультурные процессы на региональном уровне, что дает возможность перейти к более конкретным аналитическим категориям, а также к осмыслению явлений, фактов, тенденций на практике, такое понятие, как женская преступность требует особого внимания. Характерным признаком для изменения деятельности учреждений культуры в области профилактики женской преступности, является кардинальное изменение внешних общественных и групповых регуляторов поведения женщины, ее персональным выбором личностных постановок жизненного творчества. Можно сделать вывод, что на смену традиционных форм и методов работы в данном направлении, приходят формы и методы нормативно-ценностного ядра территориальных возможностей в рамках бюджетных ассигнований отрасли культуры. Можно отметить следующее — формы социализации в профилактической деятельности учреждений культуры, которые можно разделить на несколько направлений:

– первое — исследования касающиеся формирования культурных потребностей у женщин склонных к преступности;

– второе — изучение влияния ценностно-духовных ориентиров на снижение женской преступности;

– третье — анализ деятельности учреждений культуры в сфере профилактики женской преступности.

Анализ профилактики женской преступности через социокультурную деятельность в России свидетельствует об углублении противоречий между принятыми моделями профилактики и новыми, еще не адаптированными технологиями, у которых присутствуют механизмы нарушения преемственности и самовозобнавляемости культуры, ограничении доступности ее ценностей. Культурная политика государства должна учитывать деятельность всех социальных институтов, участвующих в профилактике женской преступности, создавать соответствующие механизмы осуществления этой политики на межведомственной основе. Сама культура должна стать фундаментом общества, а государство должно способствовать через управленческие формы институтов культуры стать этой культуре духовно богатой, ценностно-ориентированной в формировании и воспитании нравственных, моральных и духовных качеств человека, с целью повышения эффективности профилактических действий в области женской преступности.

Инструментальный подход к профилактической деятельности, государством через сферу культуры, оказался доминирующим над самоцелевым. Новая политика государства стала, в сущности, продолжением старой, только поменявшей идеологические основы. Профилактический аспект культурной политики в области снижения женской преступности заключается в стимулировании многообразия в культуре, как основного условия ее развития. Это привело к тому, что культура стала коммерческой, (а профилактическая деятельность в области женской преступности не дает финансовых потоков), что никак не предполагает высокое духовно-ценностное развитие общества. Декларативный характер государственной политики в сфере культуры, отсутствие стратегически выверенных и научно-обоснованных направлений в профилактической деятельности на всех уровнях власти, отсутствие в системе элементов способных оценивать реальные проблемы, связанные с женской преступностью и отражать их в форме государственных решений могут привести к негативным последствиям в обществе. В сложившейся ситуации необходимо кардинально менять многие ориентиры в сфере культуры, которые бы позволяли свести к минимуму негативные последствия начавшихся преобразований и усилить ее позитивные, конструктивные элементы, повысить эффективность практики сферы культуры в области женской преступности.

Необходима принципиально новая концепция в сфере культурной деятельности, как часть общего модернизационного процесса в России по осуществлению мер снижения женской преступности. Сущность этой концепции заключается в прямой взаимозависимости форм и методов социокультурной деятельности, опирающихся на дифференциацию регионов в культурной политики, социально-экономических, социально-правовых преобразований в нашем обществе. Поэтому профилактическая деятельность через социокультурную сферу должна органически связывать глобальные тенденции и местные особенности. С учетом территориальной специфики и ресурсов: институционных, материальных, человеческих, — достигать максимальную активность субъектов, их участие во всех процессах происходящих на территории; где регион представляет собой совершенно конкретный объект женской преступности. Поэтому, именно на региональном уровне появляется возможность осуществлять профилактическое воздействие через культуру, на процессы, которые происходят в женском обществе, обеспечивающие необходимое сочетание духовного развития и правового самообразования, законопослушности и нравственности. Человек, его культура, поведение, характер жизнедеятельности неразрывно связаны со средой обитания — так, как они между собой взаимосвязаны. Социально-культурная сфера региона является важным объектом. Под этим понятием подразумевались организации, учреждения, институты — обеспечивающие жизнедеятельность населения. Исходя из этого, стратегическая задача культурной политики на региональном уровне заключается в поддержке самоорганизующейся социокультуры, среды обитания человека, создании системы условий, способствующих саморазвитию и самоорганизации культурной жизни регионов, проведению профилактической деятельности в области женской преступности с целью обеспечения социализации жизни населения.

Это способствует следующему:

– во-первых, определяются принципы устройства духовной жизни в социуме;

– во-вторых, рассматривается правильное включение в жизнь общества отношения людей;

– в-третьих, выясняется, как в этот процесс включится социокультура.

Литература:

  1. Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева Социокультурное развитие российских регионов механизмы самоорганизации и региональная политика. М., Изд-во РАГС., 2004 г. С.130-131.
Основные термины (генерируются автоматически): женская преступность, культурная политика, социокультурная деятельность, профилактическая деятельность, сфера культуры, профилактика, процесс, региональный уровень, духовное развитие, социокультурная политика.


Ключевые слова

профилактика, социум, концепция, культурная политика, женская преступность, социокультурная сфера, территориальная особенность, духовные и нравственные ценности, формы и методы

Похожие статьи

Ретроспективный анализ законодательной и правоприменительной практики женской преступности и меры ее предупреждения

Данная статья отражает ретроспективный анализ правоприменительной и законодательной деятельности, направленной на противодействие и предупреждение преступности среди женского пола.

Организационный механизм, цели и задачи криминальной субкультуры

В статье с позиций системного подхода проанализирован феномен криминальной субкультуры, его влияния на общество, деструктивную роль на работу исправительных учреждениях ФСИН России. Намечены основные направления противодействия данному процессу.

Раннее материнство как социальный феномен

В данной статье рассмотрен феномен девиантного материнства. Изучены и проанализированы работы авторов по данной тематике. Обозначены основные причины раннего материнства, пути решения проблемы в контексте социальной работы, а также рассмотрен региона...

Молодежная преступность в Российской Федерации

Статья посвящена анализу молодежной преступности в Российской Федерации, определяемой как совокупность преступлений, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 30 лет. Рассматривается динамика преступлений среди несовершеннолетних и молодежи. Подчеркивае...

Проблемы предупреждения женской преступности среди несовершеннолетних

В статье автор определяет основные проблемы предупреждения женской подростковой преступности и пути их решения.

Женская преступность в Российской Федерации

В статье автор рассматривает и анализирует женскую преступность в РФ. Обращает внимание на ранее нехарактерные для женщин виды преступлений, а также обосновывает актуальность и значимость дальнейшего изучения вопросов, касающихся женской преступности...

Профилактика профессиональной (рецидивной) преступности в Республике Казахстан

В представленной статье рассматриваются особенности предупреждения профессиональной преступности в Республике Казахстан. Автор проводит анализ развития явления. В то же время автор указывает на определенную специфику, выражающуюся в профессионализме ...

Информационная зависимость как психолого-педагогическая проблема

Статья посвящена проблеме формирования и развития информационной зависимо-сти, среди молодежи, а так же возможностям школьной педагогики по профилактике данного деструктивного феномена.

Социально-психологические аспекты табакокурения студенческой молодёжи

В данной статье рассматриваются социально-психологические аспекты табакокурения студенческой молодёжи, анализируются факторы риска приобщения и формирование зависимости к данной привычке. Представлены данные социологического исследования.

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.

Похожие статьи

Ретроспективный анализ законодательной и правоприменительной практики женской преступности и меры ее предупреждения

Данная статья отражает ретроспективный анализ правоприменительной и законодательной деятельности, направленной на противодействие и предупреждение преступности среди женского пола.

Организационный механизм, цели и задачи криминальной субкультуры

В статье с позиций системного подхода проанализирован феномен криминальной субкультуры, его влияния на общество, деструктивную роль на работу исправительных учреждениях ФСИН России. Намечены основные направления противодействия данному процессу.

Раннее материнство как социальный феномен

В данной статье рассмотрен феномен девиантного материнства. Изучены и проанализированы работы авторов по данной тематике. Обозначены основные причины раннего материнства, пути решения проблемы в контексте социальной работы, а также рассмотрен региона...

Молодежная преступность в Российской Федерации

Статья посвящена анализу молодежной преступности в Российской Федерации, определяемой как совокупность преступлений, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 30 лет. Рассматривается динамика преступлений среди несовершеннолетних и молодежи. Подчеркивае...

Проблемы предупреждения женской преступности среди несовершеннолетних

В статье автор определяет основные проблемы предупреждения женской подростковой преступности и пути их решения.

Женская преступность в Российской Федерации

В статье автор рассматривает и анализирует женскую преступность в РФ. Обращает внимание на ранее нехарактерные для женщин виды преступлений, а также обосновывает актуальность и значимость дальнейшего изучения вопросов, касающихся женской преступности...

Профилактика профессиональной (рецидивной) преступности в Республике Казахстан

В представленной статье рассматриваются особенности предупреждения профессиональной преступности в Республике Казахстан. Автор проводит анализ развития явления. В то же время автор указывает на определенную специфику, выражающуюся в профессионализме ...

Информационная зависимость как психолого-педагогическая проблема

Статья посвящена проблеме формирования и развития информационной зависимо-сти, среди молодежи, а так же возможностям школьной педагогики по профилактике данного деструктивного феномена.

Социально-психологические аспекты табакокурения студенческой молодёжи

В данной статье рассматриваются социально-психологические аспекты табакокурения студенческой молодёжи, анализируются факторы риска приобщения и формирование зависимости к данной привычке. Представлены данные социологического исследования.

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.

Задать вопрос