В статье авторы пытаются определить методы прогнозирования в выборе стратегических приоритетов развития компаний.
Ключевые слова: прогнозирование, методы, стратегия, приоритеты развития, компании.
Стратегические управленческие решения являются неотъемлемой частью любого бизнес-проекта и любой хозяйственно-экономической деятельности. Известно, что современная деловая среда заставляет применять все более новые идеи и технологии в области принятия верных управленческих решений, т. к. от их правильности зависит, будет ли компания доходной и то, какую позицию в конкурентной борьбе.
Большинство принимаемых стратегических решений (решения связанные с разработкой стратегии) относятся к событиям будущего. Их прогнозирование необходимо для перспективного планирования бизнеса. При прогнозировании используются накопленный опыт и текущие прогнозы относительно развития событий будущего.
Метод прогнозирования — это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза [5, с.485]. Упрощенно методы прогнозирования делятся на количественные и качественные. Первые базируются на численных, математических процедурах и формулах, а вторые на использовании имеющихся опыта, знаний и интуиции исследователей.
В настоящее время существует более 220 методов прогнозирования стратегических приоритетов развития компаний, но практически используются около 15–30 методов [10]. Среди наиболее распространенных качественных методов прогнозирования стратегических приоритетов развития компаний выделяется метод экспертных оценок (коллективные и индивидуальные). В основе такого прогноза лежит мнение одного или группы специалистов, исходящее из профессионального, практического и научного опыта.
Наиболее популярные методы прогнозирования стратегических приоритетов развития компаний, используемые на практике, представлены на рис.1.
Рис.1. Наиболее популярные методы прогнозирования [9]
Наиболее популярные количественные методы прогнозирования стратегических приоритетов развития компаний — это экстраполяция, моделирование, экономическое прогнозирование, балансовый и нормативный методы (рис.1.). Метод экстраполяции изучает тенденции развития компании в прошлом, настоящем и будущем. Прогнозирование с использованием моделей включает в себя ее разработку, экспериментальный анализ, сопоставление результатов предварительных прогнозных расчетов с фактическими данными состояния процесса или объекта, уточнение и корректировку модели. Метод экономического прогнозирования (экономический анализ) определяет закономерности развития производственных процессов на предприятии. Балансовый метод прогнозирования заключается в увязке потребностей предприятия в различных видах сырьевых, материальных, финансовых и трудовых ресурсах с возможностями производства продукта и источниками ресурсов. Нормативный метод считается основным методом прогнозирования и его смысл заключается в технико-экономических обоснованиях прогнозов с использованием нормативов и норм при расчете потребности в ресурсах, а также показателей их использования.
Представим современные подходы к совершенствованию методов прогнозирования стратегических приоритетов развития применительно к российской компании «АЛЬТ-Икс». В товарном ассортименте компании представлены краски, лаки, шпаклевки, антисептики, клеи, пены и герметики европейских производителей.
Метод логического моделирования «Дерево целей».
Стратегическая цель ООО «АЛЬТ-Икс» в 2020 г. — увеличить объем продаж на 20 % и завоевать имеющуюся долю рынка до 5,5 % [10]. Дерево целей компании в 2020 году представлено на рис.2.
Рис. 2. Дерево целей [10]
Условные обозначения для рис. 2.
1.1.1 Расширение рыночных возможностей.
1.1.2 Использование более надежных поставщиков.
1.2.1 Обслуживание наиболее требовательных к качеству товаров потребителей.
1.2.2 Завоевание психологического имиджа и позиций у потребителей.
2.1.1 Разработка и внедрение новых товаров.
2.1.2 Использование лучших поставщиков новых товаров.
2.2.1 Продвижение новых товаров.
2.2.2 Стимулирование продаж новых товаров.
Исходя из результатов построения дерева целей, сформирована комбинированная стратегия концентрированного роста и три ее альтернативы:
- Совершенствование деятельности (усиление позиции на рынке).
- Стратегия развития рынка (выход на новый рынок).
- Товарная экспансия (выход нового товара на рынок).
Совершенствование деятельности (усиление позиции на рынке). Для усиления позиций на рынке компании следует сосредоточить усилия на улучшении ценовой политики и повышении уровня качества обслуживания потребителей, организации системы заказов при пополнении запасов товаров и системы плановых мероприятий по их продвижению.
Повышение цен на определенные группы товаров и/или товарные позиции для достижения цели «максимизация прибыли» необходимо. К примеру, на позицию «Пена Tytan Lexy» «Пены монтажные летние» группы «Пены, герметики». В этой ситуации целесообразно воспользоваться стратегией «снятие сливок», так как применение гибкой ценовой политики предполагает извлечение наибольшей прибыли при минимальных затратах на реализацию товаров по цене ниже цены конкурентов. В такой ситуации уровень конкуренции между продавцами достигает своего максимума и это позволит при существующем стабильном спросе на данные товары повысить прибыль.
Результаты дополнительного исследования рыночных цен конкурентов показали что у конкурентов продажная цена на позицию «Пена Tytan Lexy» составляет в среднем 230 руб. за 1 ед. Продажная цена ООО «АЛЬТ-Икс» на анализируемую позицию, пользующуюся активным спросом ниже, чем у конкурентов, поэтому принято решение об увеличении продажной цены до уровня, как у конкурентов с 75 руб. до 90 руб. [10]
Метод логического моделирования «прогнозной аналогии». Расчет эффекта от внедрения стратегической альтернативы № 1 (таблица 1).
Таблица 1
Расчет эффекта от внедрения стратегической альтернативы №1
Показатели |
тыс. руб. |
1. Объем продаж |
1120 |
2. Расходы на сбыт товаров |
875 |
3. Прибыль балансовая (стр.1-стр.2) |
245 |
4. Налог на прибыль (стр.3*0,2) |
49 |
5. Прибыль чистая (стр.3-стр.4) |
196 |
6. Прибыль чистая нарастающим итогом |
196 |
Метод экспертного прогнозирования «экспертных оценок». Для оценки риска стратегической альтернативы используем метод экспертных оценок с привлечением трех экспертов, которые имеют опыт работы в данной отрасли и высшее экономическое образование (финансовый директор, главный бухгалтер, маркетолог).
Перечень рисков присущих альтернативе № 1 представлен в таблице 2.
Таблица 2
Классификация ивлияние рисков присущих альтернативе №1
Группа рисков |
Риски |
Негативное последствие |
Рыночные |
1) недостаточность информации о конкурентах 2) снижение спроса на товары |
1) повышение цены у конкурентов на аналогичные товары 2) повышение спроса на аналогичные товары конкурентов |
Производственные |
1) несоответствие квалификации персонала 2) нарушение условий транспортировки или хранения товаров |
1) подрыв репутации, потеря потребителей 2) ухудшение качества товаров, дискредитация торговой марки |
Финансовые |
1) не удержание выбранного уровня цены 2) потери рентабельности |
1) снижение цены у конкурентов на аналогичные товары 2) снижение маржинального дохода |
Инвестиционные |
- |
- |
Таблица 3
Оценка мнения экспертов по рискам присущим альтернативе №1
Группа рисков |
Риски |
Вес (Wi) |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Итоговая оценка (Vi) |
Рыночные |
1 |
0,4 |
25 |
50 |
75 |
60 |
2 |
0,2 |
25 |
50 |
50 |
25 |
|
Производственные |
1 |
0,1 |
50 |
50 |
50 |
15 |
2 |
0,1 |
25 |
75 |
100 |
20 |
|
Финансовые |
1 |
0,2 |
50 |
75 |
100 |
45 |
2 |
0,2 |
50 |
75 |
75 |
40 |
|
Инвестиционные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого |
1 |
34 |
Примечание: оценка риска стратегической альтернативы происходит по бальной системе (от 1 до 100 баллов).
Из таблицы 3 видно, что бальная оценка получилась от 30 до 45 балов, значит альтернатива № 1 — средне рискованная и нуждается в доработке.
Таблица 4
Оценка рисков стратегической альтернативы №1, вбаллах
Группа рисков |
Риски |
Бальная оценка (Wi *Vi) |
Риск, % |
Рыночные |
1) недостаточность информации о конкурентах |
60 |
40 |
2) снижение спроса на товары |
25 |
20 |
|
Производственные |
1) несоответствие квалификации персонала |
15 |
20 |
2) нарушение условий Транспортировки/ хранения товаров |
20 |
20 |
|
Финансовые |
1) не удержание выбранного уровня цены |
45 |
10 |
2) потери рентабельности |
40 |
10 |
|
Инвестиционные |
- |
- |
- |
Итого |
100 |
Стратегия развития рынка (выход на новый рынок). В таком случае от руководства потребуется проведение следующих мероприятий по продвижению компании [10]:
- Имиджевая рекламная кампания.
- Мероприятий по стимулированию продаж.
Планируемые расходы на имиджевую рекламную кампанию составят 1000 тыс. руб.
Планируемые расходы по стимулированию продаж составят 500 тыс. руб. [10]:
- Обучение менеджеров и консультантов по теме «Презентация для клиента».
- Выплата премий и поощрений для сотрудников.
Метод «экономического прогнозирования». Расчет эффекта от внедрения стратегической альтернативы № 2 проводится в таблице 5.
Таблица 5
Расчет эффекта от внедрения стратегической альтернативы №2
Показатели |
тыс. руб. |
1. Объем продаж |
2150 |
2. Расходы на сбыт товаров |
1350 |
3. Прибыль балансовая (стр.1-стр.2) |
800 |
4. Налог на прибыль (стр.3*0,2) |
160 |
5. Прибыль чистая (стр.3-стр.4) |
640 |
6. Прибыль чистая нарастающим итогом |
640 |
Таблица 6
Классификация ивлияние рисков присущих альтернативе №2
Группа рисков |
Риски |
Негативное последствие |
Рыночные |
1) слабая узнаваемость торговой марки 2) отсутствие спроса на товары |
1) срыв мероприятия 2) срыв мероприятия |
Производственные |
1) несоответствие квалификации торгового персонала 2) невысокая производительность труда |
1) срыв мероприятия 2) ухудшение качества обслуживания |
Финансовые |
1) недополучение дополнительного дохода 2) потери рентабельности |
1) снижение эффекта 2) высокие затраты |
Инвестиционные |
- |
- |
Таблица 7
Оценка мнения экспертов по рискам присущим альтернативе №2
Группа рисков |
Риски |
Вес (Wi) |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Итоговая оценка (Vi) |
Рыночные |
1 |
0,4 |
50 |
50 |
50 |
20 |
2 |
0,2 |
25 |
50 |
50 |
25 |
|
Производственные |
1 |
0,1 |
50 |
50 |
50 |
15 |
2 |
0,1 |
25 |
25 |
75 |
15 |
|
Финансовые |
1 |
0,2 |
25 |
25 |
25 |
15 |
2 |
0,2 |
50 |
50 |
50 |
30 |
|
Инвестиционные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого |
1 |
20 |
Из таблицы 7 видно, что бальная оценка получилась менее 30 балов, значит альтернатива № 2 — пригодна для применения.
Таблица 8
Оценка рисков стратегической альтернативы №2, вбаллах
Группа рисков |
Риски |
Бальная оценка (Wi *Vi) |
Риск, % |
Рыночные |
1) слабая узнаваемость торговой марки |
20 |
40 |
2) отсутствие спроса на товары |
25 |
20 |
|
Производственные |
1) несоответствие квалификации торгового персонала |
15 |
20 |
2) невысокая производительность труда |
15 |
20 |
|
Финансовые |
1) недополучение дополнительного дохода |
15 |
10 |
2) потери рентабельности |
30 |
10 |
|
Инвестиционные |
- |
- |
- |
Итого |
100 |
- Товарная экспансия (выход нового товара на рынок).
За счет ввода новой подгруппы «Структурные краски» ассортиментной группы «Краски» и совместными продажами с группами «Шпаклевки» и «Краски» планируется произвести увеличение объема продаж на 5 %. За счет ввода новой товарной линии «Колеровочные пасты для масла» подгруппы «Масла для пола» группы «Лаки» планируется произвести увеличение объема продаж на 3 %. За счет ввода нового товара «Pinotex Focus» в подгруппу «Антисептики для наружных работ» группы «Антисептики» планируется произвести увеличение объема продаж на 2 % [10]. Расчет эффекта от внедрения стратегической альтернативы № 3 проводится в таблице 9.
Таблица 9
Расчет эффекта от внедрения стратегической альтернативы №3
Показатели |
тыс. руб. |
1. Объем продаж |
3200 |
2. Расходы на сбыт товаров |
1150 |
3. Прибыль балансовая (стр.1-стр.2) |
2050 |
4. Налог на прибыль (стр.3*0,2) |
410 |
5. Прибыль чистая (стр.3-стр.4) |
1640 |
6. Прибыль чистая нарастающим итогом |
1640 |
Перечень рисков присущих альтернативе № 3 представлен в таблице 10.
Таблица 10
Классификация ивлияние рисков присущих альтернативе №3
Группа рисков |
Риски |
Негативное последствие |
Рыночные |
1) недостаточность информации о товарах конкурентов 2) недостаточность спроса на новые товары |
1) наличие товаров-заменителей 2) наличие спроса на аналогичные товары как у конкурентов |
Производственные |
1) несоответствие квалификации персонала 2) нарушение условий транспортировки или хранения |
1) подрыв репутации, потеря потребителей 2) ухудшение качества товаров, дискредитация торговой марки |
Финансовые |
1) не удержание выбранного темпа роста объема продаж 2) потери рентабельности |
1) низкие цены у конкурентов на аналогичные товары 2) снижение маржинального дохода |
Инвестиционные |
- |
- |
Таблица 11
Оценка мнения экспертов по рискам присущим альтернативе №3
Группа рисков |
Риски |
Вес (Wi) |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Итоговая оценка (Vi) |
Рыночные |
1 |
0,4 |
50 |
50 |
75 |
25 |
2 |
0,2 |
50 |
25 |
50 |
25 |
|
Производственные |
1 |
0,1 |
25 |
75 |
100 |
20 |
2 |
0,1 |
50 |
50 |
50 |
15 |
|
Финансовые |
1 |
0,2 |
50 |
75 |
75 |
40 |
2 |
0,2 |
25 |
50 |
75 |
30 |
|
Инвестиционные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого |
1 |
26 |
Стратегическая альтернатива № 3 пригодна для применения.
Таблица 12
Оценка рисков стратегической альтернативы №3, вбаллах
Группа рисков |
Риски |
Бальная оценка (Wi *Vi) |
Риск, % |
Рыночные |
1) недостаточность информации о товарах конкурентов |
25 |
40 |
2) недостаточность спроса на новые товары |
25 |
20 |
|
Производственные |
1) несоответствие квалификации персонала |
20 |
20 |
2) нарушение условий хранения товаров |
15 |
20 |
|
Финансовые |
1) не удержание темпа роста объема продаж |
40 |
10 |
2) потери рентабельности |
30 |
10 |
|
Инвестиционные |
- |
- |
- |
Итого |
100 |
Метод морфологического анализа. Сравним альтернативы стратегических приоритетов развития компании и выберем наиболее оптимальную из них. Параметры альтернатив стратегических приоритетов развития компании представлены в таблице 13.
Таблица 13
Параметры альтернатив стратегических приоритетов развития
Стратегические альтернативы |
Расходы, тыс. руб. |
Эффект (чистая прибыль нарастающим итогом, тыс. руб.) |
Риски, баллы |
Сроки внедрения, годы |
1. Совершенствование деятельности (усиление позиции на рынке) |
875 |
196 |
34 |
1 |
2. Стратегия развития рынка (выход на новый рынок) |
1350 |
640 |
20 |
1 |
3. Товарная экспансия (выход нового товара на рынок) |
1150 |
1640 |
26 |
1 |
3375 |
2476 |
Из данных таблицы 13 видно, что расходы на выполнение стратегической альтернативы № 1 — наименьшие; чистая прибыль нарастающим итогом — наибольшая у стратегической альтернативы № 2. Полученные результаты не означают того, что стратегическую альтернативу № 1 необходимо отвергнуть (оценка рисков — 34 балла), ведь бальная оценка рисков у стратегических альтернатив № 2 и № 3 — менее 30 баллов. Стратегическая альтернатива № 1 также будет применена. По проведенным расчетам общий экономический эффект составит 2476 тыс. руб.
Таким образом, эффективность функционирования компаний в очень значительной степени зависит от качества стратегических управленческих решений, а также использование приемлемых методов прогнозирования в выборе стратегических приоритетов развития компаний. Это обусловливает важность овладения всеми ответственными работниками управленческого аппарата, и прежде всего руководителями, теоретическими знаниями и практическими навыками прогнозирования результатов оптимальных стратегических управленческих решений.
Литература:
- Бережная Е. В., Бережной В. И. Методы и модели принятия управленческих решений. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2017.–384с.
- Камышанов П. И. Финансовый и управленческий учет и анализ. Учебник. — М.: Инфра-М, 2017.–592c.
- Катаева В. И. Методы принятия управленческих решений. Учебное пособие. — М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015.–196с.
- Кодин В. Н. Как работать над управленческим решением. Системный подход. Учебник. — М.:КНОРУС, 2015.–190с.
- Кундышева Е. С. Математика. Учебник для экономистов. 4-е изд. — М.: Дашков и К°, 2015.–564с.
- Лапыгин Ю. Н., Лапыгин Д. Ю. Управленческие решения. Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2015.–105с.
- Лапыгин Ю. Н. Системное решение проблем. Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2016.–223с.
- Осипенко С. А. Методы принятия управленческих решений. Учебно-методическое пособие. — М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015.–67с.
- Официальный сайт исследовательского издания «Управление производством», www.up-pro.ru
- Справочно-аналитическая информация ООО «АЛЬТ-Икс», 2017–2019г.г.