Ключевые слова: телосложение, общая физическая подготовленность, баскетбол, школьники 15–16 лет.
Актуальность. В соответствии с требованиями ФГОС, основная образовательная программа основного общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся [2].
С целью укрепления здоровья детей и подростков в рамках внеурочной деятельности во многих общеобразовательных школах функционируют спортивные секции (баскетбол, волейбол и др.). В этих условиях закономерным является обращение к изучению факторов, влияющих на результативность деятельности таких секций, на уровень физической подготовленности занимающихся. В научной литературе в числе факторов, определяющих особенности моторного развития индивида, рассматривается соматотип (тип телосложения) [1]. Однако особенности влияния телосложения на общую физическую подготовленность школьников 15–16 лет, занимающихся баскетболом, в научно-методической литературе не раскрыты.
Цель исследования: выявить особенности влияния телосложения на общую физическую подготовленность школьников 15–16 лет, занимающихся баскетболом.
Методы иорганизация исследования. Исследование проводилось в октябре-ноябре 2019 года, в нем приняли участие учащиеся 9-х классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Череповца, секция «Баскетбол» (n=12). Были использованы следующие эмпирические методы исследования: педагогическое тестирование, качественный и количественный анализ, методы математической статистики. При выделении типологических групп мы опирались на схему У. Шелдона, основанную на выделении таких основных типов телосложения, как эктоморф, мезоморф, эндоморф [3, с. 26].
Результаты исследования иих обсуждение. Для определения типов телосложения на основе биоимпендансного анализа и метода индексов оценивались следующие показатели: доля жировой массы в составе тела, доля скелетно-мышечной массы в составе тела, индекс массы тела (ИМТ). На обследование несовершеннолетних школьников было получено согласие их законных представителей (родителей). Результаты оценки телосложения испытуемых представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Индивидуальные результаты обследования школьников 15–16 лет при помощи биоимпедансного анализатора ABC-01 «Медасс»
№п/п |
Возраст |
Рост, см |
Вес, кг |
Жировая масса, кг |
Скелетно-мышечная масса, кг |
ИМТ |
1 |
16 |
175 |
80 |
20 |
32,1 |
26,12 |
2 |
16 |
179 |
87 |
24,6 |
33,2 |
27,15 |
3 |
16 |
189 |
61,5 |
11,6 |
29,2 |
17,22 |
4 |
16 |
177 |
47,4 |
9,5 |
23,6 |
15,13 |
5 |
15 |
179 |
54,1 |
10,9 |
28,1 |
16,88 |
6 |
15 |
176 |
85,4 |
27,6 |
30,5 |
27,47 |
7 |
16 |
182 |
98,3 |
29,2 |
35,8 |
29,68 |
8 |
15 |
187 |
59 |
9,2 |
29,6 |
16,87 |
9 |
16 |
182 |
49 |
8,6 |
25,1 |
14,79 |
10 |
16 |
190 |
61,8 |
13,9 |
26,1 |
17,12 |
11 |
16 |
191 |
54,1 |
9,4 |
27,9 |
14,83 |
12 |
16 |
191 |
58,2 |
10,9 |
27,1 |
15,95 |
Таблица 2
Распределение обследованных школьников по типам телосложения
Тип телосложения |
Кол-во школьников, чел. |
Количество,% |
Эктоморф |
6 |
50,0 |
Мезоморф |
2 |
16,7 |
Эндоморф |
4 |
33,3 |
Оценка общей физической подготовленности определялась с помощью четырех тестов: «бег 1000 м», «сгибание-разгибание рук в упоре лежа», «прыжок в длину с места» (таблица 3).
Таблица 3
Результаты оценки общей физической подготовленности школьников 15–16 лет, занимающихся баскетболом
№ п/п |
Результаты выполнения контрольного упражнения |
||
Прыжок вдлину сместа, см |
Бег на 1000 м, мин.сек. |
Сгибание-разгибание рук вупоре лежа, раз |
|
1 |
210 |
4,15 |
24 |
2 |
189 |
4,34 |
34 |
3 |
221 |
4,2 |
18 |
4 |
232 |
3,38 |
20 |
5 |
192 |
4,05 |
19 |
6 |
183 |
5,05 |
27 |
7 |
180 |
4,57 |
30 |
8 |
215 |
4,07 |
19 |
9 |
230 |
3,4 |
22 |
10 |
195 |
4,13 |
21 |
11 |
210 |
3,4 |
24 |
12 |
192 |
4,09 |
26 |
В рамках корреляционного анализа производили расчет коэффициента корреляции Пирсона между значениями компонентного состава тела (жировая масса, скелетно-мышечная масса), ИМТ и результатами выполнения двигательных тестов с использованием программного продукта Microsoft Excel. Результаты приведены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты расчета коэффициента корреляции () между значениями показателей телосложения (X) ифизической подготовленности (Y) школьников 15–16 лет, занимающихся баскетболом
X |
Y |
||
Результат выполнения прыжка вдлину сместа |
Результат бега на 60 м |
Сгибание разгибание рук вупоре лежа |
|
Жировая масса |
=|-0,71|>=0,58 при p<0,05 |
=0,80>=0,71 при p<0,05 |
=0,77>=0,71 при p<0,01 |
Скелетно-мышечная масса |
=|-0,62|>=0,58 при p<0,05 |
=0,69>=0,58 при p<0,05 |
=0,65>=0,58 при p<0,05 |
ИМТ |
=|-0,64|>=0,58 при p<0,05 |
=0,77>=0,71 при p<0,01 |
=0,74>=0,71 при p<0,01 |
По результатам проведенного анализа можно сказать, что связь между всеми показателями телосложения и результатами выполнения упражнений по ОФП статистически доказана. Наиболее высокая значимость корреляции наблюдается между значениями ИМТ и результата бега на 1000 м, а также между значениями доли жировой массы и отжиманий, ИМТ и отжиманий. Таким образом, для школьников-баскетболистов 15–16 лет характерна общая закономерность, которая доказана в научной литературе, — зависимость уровня общей физической подготовленности от типа телосложения.
Разработке методики общей физической подготовки школьников, занимающихся в секции баскетбола, с учетом типа телосложения будет посвящен следующий этап исследования.
Литература:
- Кылосов А. А., Варфоломеева З. С., Стрелюк А. А. Оценка взаимосвязи показателей телосложения, компонентного состава тела и физической подготовленности школьников 13–14 лет // В мире научных открытий. — 2016. — № 1(73). — С.108–123.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/.
- Федоров В. П. Спортивная морфология: учебно-методическое пособие / В. П. Федоров, И. Е. Попова, Н. Н. Попова. — Воронеж: ВГИФК, 2018. — 63 с. Режим доступа: https://www.vgifk.ru/sites/default/files/docs/sportivnaya_morfologiya.pdf (дата обращения 01.04.20)