Физическая культура является естественным мостиком, который позволяет соединить социальное и биологическое развитие человека. Она является основным видом культуры, формирующемся в каждом человеке. Физическая культура может особенно влиять на состояние организма, психику человека, а также его статус.
Физическая культура — часть общечеловеческой культуры. Это процесс и результат человеческой деятельности, а также способ физического совершенствования личности. Она воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, передаваемых генетически. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении и др.
Исторически физическая культура зарождалась под влиянием практических потребностей общества. Вместе с тем физическая культура становилась основным фактором формирования двигательных умений и навыков у человека.
В основе она имеет целесообразную двигательную деятельность. Физическая культура позволяет эффективно формировать необходимые умения и навыки, а также физические способности, поддерживать нормальное состояние здоровья человека. Результат деятельности в физической культуре — подготовленность и степень совершенства навыков и умений, спортивные достижения. Физическую культуру стоит рассматривать как особый вид культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности в целом.
В социальной жизни и в системе образования физическая культура проявляет свое оздоровительное и общекультурное значение, также способствует возникновению физкультурного движения — это совместная деятельность людей по использованию, распространению ценностей физической культуры.
Спорт — часть физической культуры. В нем человек расширяет границы всех своих возможностей. Спорт — соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по конкретным правилам и нормам поведения человека в обществе. В спорте проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, которые требуют физических и нравственных качеств людей. Физическое воспитание, включенное в систему образования и воспитания, определяет основу физической подготовленности человека.
Важнейшими элементами являются системы гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых формируются умения управлять движениями.
Физическое развитие — процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека.
Физическая культура личности включает все, чего достиг человек в развитии физических способностей, качеств, состояния здоровья. Главные материальные ценности физической культуры личности — это нужный объем навыков и умений, обязательный уровень развития основных физических качеств, а также функциональных возможностей органов организма и его систем. Они составляют основу жизненных сил каждого человека.
К духовным ценностям физической культуры личности относят совокупность знаний в области всестороннего физического развития. Культурный уровень человека — это результат культурной деятельности человека.
Одним из показателей культурного уровня человека является способность правильно использовать свое свободное время.
Физическая культура является сферой жизнедеятельности человека. У студента она выступает условием эффективной учебной деятельности. Физическая культура характеризует определение личности, которое человек осваивает и которое для него является наиболее значимым.
Мотивационный компонент включает:
1) знания, определяющие кругозор личности в сфере физической культуры;
2) убеждения, определяющие направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры;
3) потребности (побудительная, направляющая и регулирующая);
4) мотивы, возникающие на основе потребностей, определяющие направленность личности;
5) интересы человека к объекту, обладающему большей значимостью;
6) отношения, обусловленное предметной ориентацией, личностной значимостью физической культуры в жизни каждого человека;
7) ценности, как совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и дальнейшей деятельности;
8) эмоции, как важный компонент ценностных ориентаций, характеризующие содержание и их сущность;
9) волевые усилия, регулирующие поведение личности и его деятельность с целями и принятыми установками.
Практико-деятельностный компонент — это физкультурная спортивная деятельность студентов, один из эффективных механизмов взаимодействия общественного и личностного интересов.
Операциональный компонент включает:
1) двигательные умения, характеризующиеся степенью владения техникой действия;
2) двигательные навыки — это степень владения техникой действия: управление движениями происходит автоматически, действия различны высокой надежностью и эффективностью;
3) физическое развитие — это процесс изменения форм, а также функций организма человека;
4) физическая подготовленность — это результат физической подготовки, определяющей уровень физических способностей;
5) физическое совершенство — это высшая степень гармоничного физического развития, а также физической подготовки человека, соответствующей требованиям сферы жизнедеятельности.
Из представленных компонентов физической культуры личности студента видно, что в процессе физического воспитания в вузе осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность.