Сегодня рыночная экономика демонстрирует нам сложнейший организм. В современной экономике рынок — это совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями и продавцами отдельных товаров и услуг. Важным значением является количество производителей и потребителей, участвующих во всеобщем обмене аналога стоимости на определенный товар.
Основным понятием, рыночных отношений является понятие конкуренции. Конкуренция — это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. Движущим импульсом человека в конкурентной борьбе является стремление превзойти других. В свою очередь конкурентная борьба — это действий бизнеса, направленные на удержание и рост доли рынка.
Средствами конкурентной борьбы выступают: ассортимент, сервисное обслуживание и другие. В свою очередь функциями конкуренции являются:
1) Инновационная — опирается на достижение НТП (научно-технического прогресса).
2) Контролирующая — призвана не допустить монопольного диктата одних участников рынка над другими.
3) Адаптационная — рациональное приспособление предприятий к экономическим условиям, что приводит к расширению сферы деятельности.
4) Регулирующая — воздействие на предложение в целях установления оптимального соответствия спросу.
5) Распределительная — воздействует на распределение национального продукта среди потребителей.
К видам относятся:
1) Совершенная конкуренция — тип рынка, где ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенного влияния на рыночную цену товара.
Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными издержками и продавать за цену, соответствующую этим издержкам.
2) Несовершенная конкуренция — это тип рынка, где продавец или покупатель способен оказать влияние на рыночную цену товара.
Но все не так просто, ведь в реальности конкуренция выглядят совершенно иначе. Рассмотрим несколько типов хозяйственных единиц, имеющих свои особенности: у ведущих монополии — это сила, у мелких фирм — гибкость. Но в конкретных ситуациях предпочтение получает то одно, то другое качество.
Характер рыночных отношений — объективно-принудительный. Конкуренция заставляет:
1) Экономику гибко реагировать на изменения экономической ситуации.
2) Создает возможность выбора для потребителя.
3) Снижает цену.
Деятельность хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю. С одной стороны — это внутренний непосредственный контроль в рамках фирма, а с другой стороны — это внешней опосредованный контроль на рынке со стороны фирм — конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является строгой, но беспристрастной.
Руководящий принцип в области конкуренции предполагает, что:
– технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется.
– предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям.
Руководящий принцип устанавливается только тогда, когда имеют дело с «широкой» олигополией с «умеренной» индивидуализацией продукции. «Узкая» олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.
В каждой рыночной экономике присутствует наличие опасности того, что участники борьбы попытаются уклониться от обязательных норм, относящиеся к свободной конкуренции, использующие, например, сговор о ценах. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые упорядочивают правила конкурентной борьбы и гарантируют:
– качество соперничества;
– само существование конкуренции;
– цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
– предлагаемая услуга должна быть подходящая по цене и другим договорным условиям;
– защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению, а также судить о некоторых их качествах;
– ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зафиксированные промышленные образцы, а также образцы промышленной красоты.
С учётом вышеизложенного можно сделать следующие выводы относительно конкуренции, её характера в условиях современного рынка и антимонопольного законодательства как источнике развития конкуренции.
Теперь нам следует остановиться на вопросе значения конкуренции в современной экономической системе.
Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производств.
Конкуренция является необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активный инновационный процесс, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям — неравноправие побед и поражений, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция — значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция — определяющее условие поддержания динамизма в экономике.
Литература:
- Портер. М Международная конкуренция. М.:1994.
- Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции.М. 1986.
- Электронный ресурс — http://rudiplom.ru/lekcii/economika.
- Бобров Н. Конкурентная борьба //Маркетинг.2007. № 5.