Все чаще в современных школах встречается социальная дезадаптация младшего школьника. Она обусловлена тем, что на начальном этапе обучения ребенок становится «общественным» субъектом и имеет обязанности, которые требует от него общественность. Приходя в школу, ребенок становится частью общества. Он начинает общаться со сверстниками, познавая тем самым обществом изнутри, находят новые знакомства вне класса. Через такое общение ребенок приобщается к социому, проходит через внутренние барьеры замкнутости, неуверенности.
О сложности и значимости процесса социальной дезадаптации в отечественной психологической и педагогической литературе написано достаточно много. Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский говорят об психологических изменениях младшего школьника, о его больших возможностях на данном возрастном этапе.
Школьная дезадаптация — это социопсихологические и психофизические нарушения ребенка, которые мешают ему приспособиться к новой среде обитания. Познание себя, окружающего мира, приобретение собственного опыта способствует формированию потенциала ребенка, как активного субъекта. Весь окружающий социум меняется. При благоприятных социально значимых условиях развития младший школьник способен успешно адаптироваться в школьной среде.
В последние несколько лет мы всё чаще говорим о социальной дезадаптации младших школьников к школе. 85 % детей начальных классов общеобразовательной школы испытывают затруднения социальной адаптации. Существует несколько причин социальной школьной дезадаптации.
Детям, которые до школы не общались со сверстниками, тяжелее привыкнуть к социуму, к школе, к учителям. У них возникает страх перед учителем, страх не оправдать ожидания взрослых, появляется неуверенность в себе, замкнутость. Боязнь совершить ошибку, сделать или сказать глупость, быть непринятым в обществе или быть осмеянным этим же обществом, это и есть своего рода социальная дезадаптация школьника. Сразу возникает страх отвечать у доски, поднимать руку и отвечать с места. Ребенок становится уязвимым.
Некоторые дети боятся совершить ошибку в письменной, самостоятельной или контрольной работе. Это происходит из-за того, что родители такого ребенка педантично проверяют работу и ругаются при совершении ребенком малейшей ошибки. Даже в случаях, когда родители не наказывают своего ребенка, психологическое наказание присутствует все равно. У младших школьников отметка, является не просто оценкой определенного результата деятельности, она также субъективно воспринимается ребенком как оценка всей его личности.
Не все будущие первоклассники готовы к школе, это касается их интеллектуальной, социальной и эмоциональной сферы. Ученикиплохо адаптируются к правилам в классе: отвечают выкрикивая ответ с места, перебивает друг друга, не слышит собеседника, делятся с учителем своими впечатлениями, чувствами и эмоциями, которые никак не относятся к теме урока. Также, ученики с трудностью включаются в учебный процесс, постоянно отвлекаются, нарушают общую дисциплину, им необходима связь с учителем напрямую. Зачастую такие дети обижаются на замечания, злятся на учителя за его недовольство в их поведении. Такие дети не замечают за собой ошибок, думают, что они всегда правы, осуждают учителя за его недовольства, у таких детей зачастую бывает высокая самооценка, поэтому они воспринимают любое замечание с агрессией и недовольством. Иногда могут вступать в словесный конфликт с учителем.
В школе, в классе у детей в целом есть общее дело. Каждый ребенок должен способствовать улучшению общего дела, должен войти в детское общество, действовать совместно с остальными детьми, сообща. Ребенок, приходя в новый коллектив, должен подстраиваться под ситуации, которые в нем происходят, должен быть гибким и готовым к любым ситуациям.
Современные семьи, к сожалению, учат дошкольников защищаться от коллектива, взрослых, жаловаться на все ситуации, происходящие и не понравившиеся ребенку. Это приводит к проявлениям агрессивности у младших школьников. Когда ребенок не готов к школе у него происходят психологические трудности и проблемы адаптации в школе и социальной дезадаптации. Степень дезадаптации варьируется от проблемности до конфликтности и социально-культурной запущенности.
Одна из причин дезадаптации в школе — потеря системой образования престижных позиций в обществе. Рекомендации учителей рассматриваются родителями с агрессией, современные родители не считают мнение учителя объективным, считают, что сами знают, как лучше воспитывать и обучать своего ребенка. Статус учительства снизился, число неблагополучных семей увеличилось и от первоклассника можно чаще услышать: «Я не читал, потому что мама не захотела! Я написал, как мама сказала!» или «Это мама писала, там всё правильно!» и т. п., а ведь всего несколько лет назад дети с гордостью говорили: «Я сделал так, как учительница сказала!».
В большинстве современных российских семей утрачены условия для нормального психосоциального развития младшего школьника. У большинства младших школьников появляются нарушения эмоциональной сферы и поведения, снизился уровень обучаемости, утрачены духовные ценности. Все это мешает ребенку привыкнуть к обществу и школе в целом, с такими нарушениями ребенку грозит неуспеваемость и непринятие обществом.
Следует отметить, что социальная дезадаптация — процессс обратимый. Поэтому в современной школе остро стоит вопрос о диагностике адаптации учащихся младших классов, определении видов дезадаптации и выявлении причин, повлекших за собой дезадаптацию школьников. Одна из основных задач современных педагогов, работающих в начальной школе и школьных психологов — организация социально-педагогического процесса, способствующего восстановлению социального статуса, утраченных, либо формированию социальных навыков дезадаптированных младших школьников, переориентации их социальных установок, включению в новые позитивно ориентированные отношения. Очень важно это сделать именно в младшем школьном возрасте, как первом школьном периоде жизни ребёнка, в противном случае складываются условия для кризиса развития личности, и адаптация на новой «ступени» развития оказывается затрудненной.
Литература:
- Выготский Л. С. Кризис семи лет / Л. С. Выготский. — Москва: Педагогика, 1984. — 432с.
- Паймурзина Т. Г. Коммуникативные промахи и неудачи в детской речи: к проблеме изучения и предупреждения в системе среднего коммуникативного образования //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009, № 112. С. 4 -7.
- Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — Москва: Инфа-М, 1998. — 535 с.
- Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. — Москва: Ось-89, 2006. — 480 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. — Томск: Пеленг, 1993. — 268 с.