Народные традиции являются важным фактором в воспитательном процессе ребенка. Духовные устои и принятые в обществе нормы, система народных традиций является одним их эффективных средств воспитания. Воспитание — это формирование у воспитуемого заданных качеств посредством воспитателей качеств, посредством воспитателей или коллектива. Воспитательная работа — это очень широкое поле деятельности, которое включает в себя все виды воспитания.
Самым важным воспитанием считается трудовое. Воспитывая трудолюбие в ребенке в нем формируются трудовые действия, которые в дальнейшем помогают ребенку освоится в социуме.
Следующим видом воспитания является нравственное воспитание. Оно подразумевает под собой внедрение в ребенка всех игрушечных качеств, которые присуще взрослому воспитанному человеку. Маленький ребенок не знает что такое хорошо, а что такое плохо. Задача взрослого привить ребенку нравственное воспитание. В глубокой древности у людей не было телевизора, интернета и т. д. И дети росли, наблюдая за окружающим своими глазами в реальном мире. Ребенок подражал взрослым, учился жизни у старших, наблюдая за солнцем, звездами, закатом, рассветом. И, постепенно, как жить, что делать и к чему стремиться, что каждый его поступок небезразличен кому-то из взрослых, если он в той или иной степени влияет на других людей.
Нравственный вид воспитания связан с поступками человека по отношению к себе, к ближним, к окружающим в целом.
Еще один вид воспитания — умственность. Роль знаний в человеческой жизни очень велика. Основными средствами умственного воспитания, являются загадки. Они развивают логическое мышление ребенка, формируют самостоятельно делать выводы. По мнению профессора В. И. Баймуразиной кроме загадок к средствам умственного воспитания относятся народные логопедические средства (игра слов, определение слова по рифме), а также дразнилки, подвижные игры, скороговорки. Задачей умственного воспитания являются развитие умственных способностей, повышение познавательного интереса, формирование познавательной активности, усвоение определенного объема научных знаний. Умственное воспитание необходимо для развития уровня подготовки ребенка.
Также, известен такой вид воспитания, как эстетический. Он подразумевает под собой приобщение молодого поколения к прекрасному. Эстетические традиции народа очень содержательны и многогранны. Задачами эстетического воспитания являются формирование видеть прекрасное во всем окружающем, развитие эстетических чувств.
Все виды воспитания очень важны для ребенка. Поэтому всегда взаимодействуют друг с другом.
Воспитательная работа включает в себя функции воспитания. Функциями воспитания являются последовательно реализуемые действия активного характера по совершенствованию процесса воспитания:
– базовая функция воспитания — формирующее-развивающая. Эта функция состоит из реализации у личности единства осваиваемых и уже приобретенных личностно-профессиональных качеств;
– функция мобилизации влияет на эмоционально-волевую сферу личности, помогает правильно принимать решения в той или иной ситуации;
– профилактическая функция реализуется путем разъяснения требований, норм и правил поведения в любой деятельности, помогает предостерегать ребенка от плохих поступков, плохого поведения;
– функция самовоспитания позволяет ребенку самостоятельно оценивать и координировать свои действия. Это последняя по времени реализации функция воспитания, но именно она самая важная для всего воспитательного процесса.
Благодаря всем функциям воспитания, которые всецело связаны между собой, можно эффективно и качественно воспитать зрелую, воспитанную, самостоятельную личность.
В воспитательной работе существует ряд принципов, которые помогают осуществлять воспитательный процесс. Принцип воспитания — это исходные главные ориентиры, установки, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающая в себя такие компоненты, как цели и задачи, многообразный комплекс воспитательных методов, различные направления содержания:
- Принцип опоры на положительное в личности и коллективе. В этом принципе воспитание стремится вложить в личность положительные качества. В этом принципе воспитание стремится вложить в личность положительные качества. Этот принцип повышает активность личности, развивает веру в свои возможности, в свои силы, в себя. Со стороны взрослого следует аккуратно критиковать действия ребенка, хвалить за положительные поступки.
- Принцип целеустремленности воспитания связан с целевым предназначением коллектива. Условием реализации данного принципа состоит в конкретики постановки задач и в творческом подходе решения их.
- Принцип воспитания в коллективе и через коллектив состоит из совместной деятельности нескольких личностей в общем коллективе. Этот принцип формирует общественное мнение, эмоциональный подъем, коллективный настрой. Вступление в коллектив развивает в личности социальные навыки, коммуникативные умения. Условиями реализации данного принципа являются систематическая деятельность по сплачиванию коллектива, следить за деятельностью коллектива, четко отслеживать жизнь коллектива.
- Принцип единства воспитания и самовоспитания. Условиями реализации данного принципа является верное оценивание себя и своей деятельности.
- Принцип требовательности к личности подразумевает под собой заботу о личности, создание материальных условий для реализации ее потребностей.
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает наиболее полный учет особенностей личности. Данный принцип нацелен на изучение разнообразия всех качеств личности.
- Принцип единства и согласованности подразумевает под собой, достижение единства принципов и методов педагогического воздействия.
Все эти принципы позволяют предъявить некие общие требования по всем различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер. Воспитание — процесс целенаправленной помощи ребенку в его вхождение в современную культуру.
Литература:
- Баймуразина В. И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность / В. И. Баймуразина. — Уфа: БашГУ и СГПА, 2008. — 154 с.
- Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 127 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. — Москва: Академия, 2001. — 176 с.
- Измайлов А. Э. Народная педагогика / А. Э. Измайлов. — Москва: Педагогика, 1991. — 234 с.
- Пенионжек Е. В. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учебное пособие / Е. В. Пенионжек. — Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2015. 118 с.
- Подласый И. П. Теория и технология воспитания: Учебник для вузов / И. П. Подласый. — Москва: ВЛАДОС, 2002. — 576 с.
- Юдина Н. А. Русские обычаи и обряду / И.А, Юдина. — Москва: Вече, 2005. — 320 с.