В рамках данной статьи определяется роль и место органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией.
Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, коррупционные деяния, общество, Министерство внутренних дел России.
This article defines the role and place of the internal Affairs bodies of the Russian Federation in the anti-corruption system.
Keywords: corruption, internal Affairs bodies, corruption acts, society, Ministry of internal Affairs of Russia.
На сегодняшний день в нашей стране, а также во всем мире в целом, одним из актуальных направлений борьбы с преступностью следует обозначить противодействие коррупционным деянием, а также иным преступлениям, носящим экономический характер. Нельзя не отметить, что изучение указанного негативного явления с течением времени только усиливается, так как проблема, связанная с коррупцией, находится в одном ряду с такими, достаточно значимыми проблемами всего человечества, как безопасность экономики, сохранение окружающей природы, терроризм и т. д.
В том случае, если со стороны государства не будет осуществляться развитие механизмов борьбы с коррупционными деяниями, то крайне быстро коррупция сможет занять одно из приоритетных мест среди разрушительных процессов, и в следствии чего превратится в серьезную угрозу для демократических преобразований и прав человека, верховенства закона, что в конечном итоге станет причиной тяжелых социальных последствий. Таким образом, указанные обстоятельства приведут к деградации социума, социальных и политических отношений, «подорвут» доверие к органам власти, сделают неравным доступ людей к общественным и материальным благам, а также нанесут урон престижу и имиджу любого государства и т. п.
На основании действующего в настоящее время законодательства в направлении противодействия коррупционным, а также иным преступлениям, носящим экономических характер задействованы мощные силы, в том числе и высшее руководство Российской Федерации. На сегодняшний день, мнение государственной общественности по-прежнему не удовлетворено эффективностью и уровнем противодействия коррупционному «злу», даже не смотря на тенденцию к снижению масштабов коррупции в период с 2010 по 2019 гг., по статьям 285, 290, 291 Уголовного кодекса РФ [2]. Так, например, по статье 285 УК РФ в 2019 г. было зарегистрировано — 2297 преступлений, по статье 290 УК РФ — 3988 преступлений, а по статье 291 УК РФ — 3174 преступления [8].
В результате чего, борьба с коррупционными деяниями считается одним из главных направлений деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД) непосредственно направленных на выявление и раскрытие преступлений носящих экономических характер.
Национальные приоритеты определяются на основании Стратегии национальной безопасности РФ до 2030 года. К указанным приоритетам относят общественную и государственную безопасность, обеспечение которой реализуется в том числе и за счет выявления, предупреждения и пресечения преступлений, носящих экономический характер [6]. Таким образом, приоритетным и актуальным направлением деятельности органов внутренних дел считается противодействие коррупции и обеспечение экономической безопасности. Отсюда следует, что ОВД должны решать задачи по предупреждению и устранению угроз, которые связаны с коррупционной и экономической преступностью, в современных тенденциях геополитической и экономической ситуации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации — это ключевой орган исполнительной власти, который осуществляет реализацию исполнительно-распорядительных полномочий и противодействует экономическим преступлениям в рамках всего государства.
МВД России представляет собой единую централизованную систему, в которую входят: подразделения и организации, сформированные для осуществления полномочий и выполнения задач, возложенных на МВД России; органы внутренних дел, в том числе и полиция.
Согласно утвержденному Положению о Министерстве (п. 11, ч. 84) [5], Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет противодействие коррупционным деяниям в пределах своих непосредственных полномочий. В тоже время система противодействия коррупции в ОВД входит в состав системы противодействия коррупции в Российской Федерации в качестве ведомственного блока.
В вышеуказанную системы, в настоящее время включается три основных элемента [7]:
- правовая основа противодействия коррупционным деяниям в ОВД;
- организационная структура противодействия коррупционным деяниям в ОВД;
- система анализа и мониторинга.
В рамках современной научной доктрины присутствует достаточно обоснованная точка зрения относительного того, что практика реализуемых органами внутренних дел мероприятий по профилактике коррупции и экономических преступлений отражает незаинтересованность сотрудников в деятельности, которая направлена на приоритетное применение мер профилактики. В следствии чего, оперативные сотрудники ЭБ и ПК нередко «доводят» выявленную ими преступную деятельность до конечной стадии совершения преступления и только после этого реализуют пресечение указанных преступлений с задержанием их непосредственных участников [9].
На наш взгляд, следует поддержать высказанную выше точку зрения, при этом сделать дополнение ее тем, что в направлении развития деятельность органов внутренних дел по противодействию коррупционным деяниям не следует обходить вниманием виктимологическую профилактику, которая играет достаточно значимую роль в предупреждении коррупции.
Виктимологическая профилактика коррупции — это определенная совокупность общественных и государственных мер, которые направлены на предупреждение коррупционной преступности за счет снижения у отдельных граждан и всего населения в целом риска стать жертвами коррупционных деяний. Своевременная и грамотная виктимологическая профилактика всячески способствует процессу девиктимизации. Указанный процесс представляет особенный вид профилактической деятельности, цель которого устранение или нейтрализация негативных последствий виктимизации.
Существенная роль в данном случае отводится круглосуточным телефонам доверия и общественным приемным.
Органы внутренних дел, в процессе реализации правоохранительной деятельности, а также деятельности направленной на профилактику коррупции, на постоянной основе определяют реальные практические границы борьбы с коррупцией и ее механизмом. Таким образом, решающая роль ОВД заключается, в бесперебойном функционировании всех государственных институтов, в определении эффективности правоохранительной деятельности, правовой системы государства, а также в обеспечении гарантий соблюдения законных свобод и прав личности.
Не позволяют исключить коррупционные деяния в том числе и плохо налаженное взаимодействие гражданского общества и ОВД. Для того чтобы указанный инструмент начал действовать в направлении упразднения коррупции, должна проводиться достаточно активная пропаганда с непосредственным участием сотрудников ОВД при использовании самых актуальных маркетинговых каналов информационного распространения. В результате чего, должны транслироваться способы существования и функционирования жизни гражданского общества без коррупции. В тоже время, обществу должна показываться действительная информация о способах взаимодействия с общественными и государственными институтами, так как зачастую из-за неосведомленности взаимодействия, население прибегает к коррупционным деяниям, считая, что это по-прежнему остается самым действенным и быстрым способом избежать излишней «волокиты», например, при оформлении документов.
Также общество должно быть более информированным об деятельности ОВД, за счет увеличения степени их открытости в направлении борьбы с коррупционными преступлениями. Граждане должны получать детальную информацию о том, за что был осужден тот или иной коррупционер, как его поймали, какое наказание он получил в конечном итоге. Отсюда следует, что потенциальные участники коррупционных сделок будут придерживаться решения своих вопросов законным путем, а не дачей взятки. Указанное мероприятие позволит существенно снизить процент коррупции, так как только укрепление связи между гражданским обществом и органами внутренних дел дадут возможность более организованно и четко выполнять запросы граждан.
В конечном итоге, можно прийти к выводу о том, что обеспечение экономической безопасности и противодействие коррупции считаются приоритетным и актуальным направлением деятельности органов внутренних дел, которые в свою очередь должны решать задачи по устранению и предупреждению угроз, непосредственно связанных с коррупционной и экономической преступностью, в свете сегодняшних тенденций геополитической и экономической ситуации. Практика реализуемых со стороны ОВД мероприятий направленных на профилактику коррупционных и экономических преступлений считается недостаточно совершенной.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // СПС КонсультантПлюс.
- Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 25.12.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
- Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс.
- Ильичев, И. Е. МВД России в системе противодействия коррупции [Электронный ресурс] // И. Е. Ильичев. — ППД. 2019. № 1. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mvd-rossii-v-sisteme-protivodeystviya-korruptsii (дата обращения: 01.04.2020).
- Показатели преступности России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 01.04.2020).
- Трунцевский, Ю. В. Профилактика преступлений органами внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Ю. В. Трунцевский, Я. Г. Ищук. — Безопасность бизнеса. 2019. № 1. — С. 19–23.