Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят…
Этот взгляд — словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут …
Агранович Е.
В 2020 году мы празднуем 75-летие великой Победы. В России практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то работал в тылу, чтобы обеспечить советскую армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины.
Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей дошкольного возраста. Выдающиеся психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и по их выводам — современные психологи считают, что мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью.
Алена Август, психолог, эксперт по коммуникациям говорит о важности и необходимости рассказов маленьким детям о войне: «Рассказывать о войне, конечно же, нужно. Это огромная часть нашей истории, часть, закладывающая основы понимания национального характера. Другое дело — как рассказывать. Дедушки и бабушки, помнящие и знающие войну, к большому сожалению, уходят от нас». Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность. «Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания», — писал А. В. Запорожец.
Ребенку дошкольного возраста будет непросто переосмыслить большой объем информации происходящее не с ним. «… Первое правило, которое должен соблюдать человек, повествующий о войне — рассказывать о ней не только как о большом историческом событии, тем самым переводя ее в разряд «одного из событий в учебнике», а как о событии, в котором участвовали живые люди с живыми судьбами». Такие разговоры (о живых историях) приемлемы с самого нежного возраста, лет с пяти», — рекомендует Алена Август.
С чего же целесообразно начать рассказывать ребенку для того, чтобы были сформированы начальные представления о ВОВ, солдатах, защищавших Родину, о советской армии как надежной защитнице нашей Родины, о празднике 9 Мая?
Для того, чтобы у детей появился интерес к данной теме, помимо мероприятий, проводимых в детском саду, мы составили примерный план работы с родителями ориентируясь на рекомендации психолога Алены Август:
– посещение детей и родителей музея военной техники и оружии, чтобы ребенок смог все увидеть своими глазами;
– целевая прогулка родителей и детей в сквер Марии Рубцовой.
– подготовка совместных творческих поделок на День Победы;
– посещение ребенка с родителями в библиотеку и выбор книги о подвигах, битвах, блокадах, полководцах Великой отечественной войны, ориентируясь на возраст ребенка;
– в выходной день можно посетить музеи, города — герои.
– «…возлагая цветы к памятникам боевой славы, почтить память павших минутой молчания. Малыш должен знать, что все они защищали Родину (и его тоже) от фашизма. «(1)
– сделать папку — передвижку с фотографиями родных фронтовиках, работников тыла и обязательно рассказать об этом ребенку;
– показать ребенку награды, которыми был награжден родственник, поделиться с ним воспоминаниями о том времени. Если еще живы ветераны войны и тыла, то обязательно побеседовать с ними, чтобы ребенок видел и из первых уст услышал слова о войне.
– участвовать на параде Победы и в шествии «Бессмертный полк».
Такие беседы надолго останутся в памяти малыша.
Когда сформированы детские представления о войне, можно им прочитать художественную литературу. В детском саду, для создания интереса к книгам о войне, организована выставка детской литературы, консультация для родителей со списком и аннотацией этих книг. Дети знакомятся с авторами детской литературы, многие из которых литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям.
Примерный список рекомендованной литературы.
Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».
«Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.
Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе. Георгиевская С.
«Галина мама» Митяев Анатолий
«Почему Армия родная» Таежный подарок».
Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я Абидов,
«Навек запомни» М. Исаковский
Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,
Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,
Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,
Л. Кассиль «Твои защитники». Митяева А. «Дедушкин орден
Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г
Соболев Леонид «Батальон четверых»
Алексеев Сергей «Орлович-Воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975
Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».
Я. Длуголенский «Что могут солдаты»
О. Высотской «Мой брат уехал на границу»
Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»
У. Бражнина «Шинель»
Черкашин «Кукла»
Л. Кассиль «Главное войско», 1987
Митяев Анатолий «Землянка»
Лавренев Б. «Большое сердце»
Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991«Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»С. Баруздин «Рассказы о войне»С. Михалков «День Победы»С. П. Алексеев «Брестская крепость»
Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».
Литература:
- Алена Август «Как правильно рассказать детям о Великой отечественной войне». Интернет ресурс. https://letidor.ru/obrazovanie/vopros-ekspertam-kak-pravilno-rasskazyvat-detyam-o-velikoy-otechestvennoy-voyne.htm
- Е. П. Арнаутова, Т. А. Котова Расскажем детям о Победе: методические рекомендации / авт.-сост.
- Л. С. Выготский «Мышление и речь».
- Михайлова, О. Ребенок на войне: Интерпретация художественного образа в произведениях А. Т. Твардовского, В. П. Катаева, В. О. Богомолова / О. Михайлова // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 11. — С. 11–17. –
- Шорыгина, Т. А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны