Памятка для родителей. «Как и что читать детям о Великой Отечественной войне» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 05.04.2020

Статья просмотрена: 400 раз

Библиографическое описание:

Лучина, А. В. Памятка для родителей. «Как и что читать детям о Великой Отечественной войне» / А. В. Лучина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68621/ (дата обращения: 16.11.2024).



Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят…

Этот взгляд — словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут …

Агранович Е.

В 2020 году мы празднуем 75-летие великой Победы. В России практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то работал в тылу, чтобы обеспечить советскую армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины.

Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей дошкольного возраста. Выдающиеся психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и по их выводам — современные психологи считают, что мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью.

Алена Август, психолог, эксперт по коммуникациям говорит о важности и необходимости рассказов маленьким детям о войне: «Рассказывать о войне, конечно же, нужно. Это огромная часть нашей истории, часть, закладывающая основы понимания национального характера. Другое дело — как рассказывать. Дедушки и бабушки, помнящие и знающие войну, к большому сожалению, уходят от нас». Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность. «Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания», — писал А. В. Запорожец.

Ребенку дошкольного возраста будет непросто переосмыслить большой объем информации происходящее не с ним. «… Первое правило, которое должен соблюдать человек, повествующий о войне — рассказывать о ней не только как о большом историческом событии, тем самым переводя ее в разряд «одного из событий в учебнике», а как о событии, в котором участвовали живые люди с живыми судьбами». Такие разговоры (о живых историях) приемлемы с самого нежного возраста, лет с пяти», — рекомендует Алена Август.

С чего же целесообразно начать рассказывать ребенку для того, чтобы были сформированы начальные представления о ВОВ, солдатах, защищавших Родину, о советской армии как надежной защитнице нашей Родины, о празднике 9 Мая?

Для того, чтобы у детей появился интерес к данной теме, помимо мероприятий, проводимых в детском саду, мы составили примерный план работы с родителями ориентируясь на рекомендации психолога Алены Август:

– посещение детей и родителей музея военной техники и оружии, чтобы ребенок смог все увидеть своими глазами;

– целевая прогулка родителей и детей в сквер Марии Рубцовой.

– подготовка совместных творческих поделок на День Победы;

– посещение ребенка с родителями в библиотеку и выбор книги о подвигах, битвах, блокадах, полководцах Великой отечественной войны, ориентируясь на возраст ребенка;

– в выходной день можно посетить музеи, города — герои.

– «…возлагая цветы к памятникам боевой славы, почтить память павших минутой молчания. Малыш должен знать, что все они защищали Родину (и его тоже) от фашизма. «(1)

IMG_4864.JPG

– сделать папку — передвижку с фотографиями родных фронтовиках, работников тыла и обязательно рассказать об этом ребенку;

C:\Users\Денис\Desktop\ВСЕ ФОТО НЮШИ ИЗ АЙФОНА\Тихон Денисович вдетском саду\JDPL8944.JPG

– показать ребенку награды, которыми был награжден родственник, поделиться с ним воспоминаниями о том времени. Если еще живы ветераны войны и тыла, то обязательно побеседовать с ними, чтобы ребенок видел и из первых уст услышал слова о войне.

– участвовать на параде Победы и в шествии «Бессмертный полк».

Такие беседы надолго останутся в памяти малыша.

Когда сформированы детские представления о войне, можно им прочитать художественную литературу. В детском саду, для создания интереса к книгам о войне, организована выставка детской литературы, консультация для родителей со списком и аннотацией этих книг. Дети знакомятся с авторами детской литературы, многие из которых литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям.

Примерный список рекомендованной литературы.

Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».

«Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.

Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе. Георгиевская С.

«Галина мама» Митяев Анатолий

«Почему Армия родная» Таежный подарок».

Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я Абидов,

«Навек запомни» М. Исаковский

Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,

Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,

Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,

Л. Кассиль «Твои защитники». Митяева А. «Дедушкин орден

Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г

Соболев Леонид «Батальон четверых»

Алексеев Сергей «Орлович-Воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975

Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».

Я. Длуголенский «Что могут солдаты»

О. Высотской «Мой брат уехал на границу»

Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»

У. Бражнина «Шинель»

Черкашин «Кукла»

Л. Кассиль «Главное войско», 1987

Митяев Анатолий «Землянка»

Лавренев Б. «Большое сердце»

Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991«Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»С. Баруздин «Рассказы о войне»С. Михалков «День Победы»С. П. Алексеев «Брестская крепость»

Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».

Литература:

  1. Алена Август «Как правильно рассказать детям о Великой отечественной войне». Интернет ресурс. https://letidor.ru/obrazovanie/vopros-ekspertam-kak-pravilno-rasskazyvat-detyam-o-velikoy-otechestvennoy-voyne.htm
  2. Е. П. Арнаутова, Т. А. Котова Расскажем детям о Победе: методические рекомендации / авт.-сост.
  3. Л. С. Выготский «Мышление и речь».
  4. Михайлова, О. Ребенок на войне: Интерпретация художественного образа в произведениях А. Т. Твардовского, В. П. Катаева, В. О. Богомолова / О. Михайлова // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 11. — С. 11–17. –
  5. Шорыгина, Т. А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны
Основные термины (генерируются автоматически): война, ребенок, дошкольный возраст, чтение стихотворений, детская литература, детский сад, практическая деятельность, советская армия, чтение рассказа.


Задать вопрос