Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с правовым регулированием заключения и расторжения браков в странах мусульманского фундаментализма.
Ключевые слова: брак, мусульманское семейное право, шариат, семейное право.
Вопросы заключения и расторжения брака занимают центральное место в системе семейного права не только Российской Федерации, но и ряда зарубежных стран. Причем с учетом специфики конкретного государства вопросы правового регулирования брака осложняются местными обычаями, официальной религии государства и особенностями исторического развития конкретного государства. Особый интересен для науки семейного права представляет изучение института брака в странах мусульманского фундаментализма, где на правовую систему государства существенно оказывают влияния религиозные нормы шариата.
В настоящее время в некоторой научной литературе, применительно к регулированию брачно-семейных отношений в мусульманских странах применяется термин «исламское семейное право», которое представляет собой часть исламской правовой системы, направленное на регулирование брачно-семейных отношений. Основными источниками семейного законодательства стран мусульманского фундаментализма являются религиозные источники, такие, как Коран [1] и Сунна. Они устанавливают права личного статуса.
Право личного статуса представляет собой институт правового статуса личности в мусульманском праве, который появился в конце XIX века, как оправданная реакция на модернизацию общества, происходившая в Османской империи. Право личного статуса представляет собой нормативный акт, направленный на определение правового положения лица, применительно к семейному и иным отраслям права, например, наследственному. Личный статус устанавливает: правовое положение женщин, заключение брака и развод, наследование и т. д. При этом легальное определение личного статуса в законодательстве мусульманских стран отсутствует. Однако его первое определение было дано Кассационным судом Египта 21 июня 1934 г., так, под личным статусом стоит понимать весь спектр «телесных или семейных предписаний известного лица, которые отличают его от других и дают законные последствия в рамках права в его социальной жизни, таки как, принадлежность к мужскому и женскому полу, состояние в браке, статус вдовца или разведенного, родителя или законного ребенка и т. д.» [3].
Страны мусульманского фундаментализма, идя по пути демократизации и придания общему законодательству европейских черт, принимают, в том числе и свои семейные кодексы или отдельные законодательные акты, регулирующие брачно-семейные отношения наряду с личным статусом. Таким образом, семейное законодательство стран мусульманского фундаментализма в настоящее время условно можно разделит на три группы:
- В первую группу входят государства, у которых семейное право представлено специальными законодательными актами, регулирующими отдельные вопросы брачно-семейных отношений (Судан, Египет);
- Вторую группу составляют государства, имеющие консолидированные нормативно-правовые акты, регулирующие полный перечень брачно-семейных отношений (Иордания, Йемен);
- Третью группу составляют государства, регулирующие брачно-семейные отношения, как институтом личного статуса, так и едиными нормативно-правовыми актами (Сирия, Ирак, Марокко).
В отличие от государств, где исповедуется христианство, где традиционно брак понимается под «таинством», в странах мусульманского фундаментализма брак представляет собой договор между брачующимися и Аллахом. Поэтому, рассматривая сущность брака, заключенных в мусульманских странах, его, прежде всего, стоит считать социальным договором, являющимся основаниям для возникновения взаимных прав и обязанностей. Традиционно принято выделять следующие условия, необходимые для заключения брака: отсутствие прямых и формальных препятствий; согласие лиц; определение выкупа.
Как и в большинстве стран мира, так и в странах мусульманского фундаментализма к основным препятствиям для заключения брака относят кровосмешение и отсутствие брачного возраста. Среди особенностей стоит отметить, что различие в религиозных исповеданиях является препятствием для заключения брака. Так, например, женщине разрешено выходить замуж только за мусульманина, в то время как мужчина может жениться, как на еврейке, так и на христианке, хотя и с оговоркой, что жена в будущем должна отказаться от другой религии в пользу ислама. Это объясняется тем, что мужчина играет главенствующую роль в семьи, и таким образом повлияет на вступление женщины в мусульманскую общину. Стоит отметить, что также запрещаются браки между гражданами одного пола, так как в большинстве мусульманских стран это считается уголовным преступлением.
Рассматривая кровосмешение как препятствие для заключения брака, стоит отметить, что в мусульманских странах к этому понятию также относят «родство по молоку», т. е. запрещается заключать брак между молочными братьями и сестрами. Также запрещается заключать брак по неравному социальному статусу.
Общий брачный возраст в мусульманских странах составляет 18 лет, однако в виду исключения допускается заключения брака с 15 лет, но с разрешения опекунов. Так, например, Совет представителей Ирака рассматривает в настоящее время проект «Закона Джафари о личном статусе», в соответствии с которым брачный возраст мужчины должен составлять 15 лет, а женщины — 9 лет. При этом с согласия отца или деда, девушка может выйти замуж и раньше. Данный закон получил неоднозначную оценку в обществе.
По своей сути процедура заключения брака представляет собой подписания брачного договора и прочтение друг другу «формулы бракосочетания». Особо важным элементом бракосочетания является «Махр», под которым понимают брачный выкуп (подарок), который муж обязан предоставить жене после подписания брачного договора.
Процесс бракосочетания начинается с так называемого сговора, когда будущий жених сам лично или через доверенное лицо делает предложение отцу или опекуну будущей невесты. После самого предложения происходит обсуждение выкупа «махра», а также иных условий, которые войдут в брачный договор. Далее происходит передачи невесты в дом жениха и так называемый «никах», т. е. фактическое вступление в брачные отношения. При этом стоит понимать, что «никах» и регистрация брака представляют собой не одно и то же. С точки зрения ислама, официальный брак, который регистрируется в соответствии с действующим законодательством государства, является «дополнением». По своей сути регистрация брака является правом, а не обязанностью супругов в мусульманских странах. При этом отсутствие официальной регистрации вызывает ряд трудностей, связанных с алиментами и установлением отцовства несовершеннолетних детей рожденных в браке.
В мусульманских странах выделяют такое понятие, как временный брак. Такой брак разрешен у шиитов и запрещен у суннитов. Под временным браком понимают брак, заключенный на определенный срок по договоренности брачующихся. При этом такой брак должен быть заключен исключительно на добровольной основе. Отличающейся особенностью временного брака также является то, что отсутствует «махр». Вместо него в брачном договоре прописывается вознаграждение жены за заключение договора и в случае расторжения брака. Правовой статус супругов во временном браке аналогичен постоянному браку, хотя при этом, такой брак мало распространен, но все же он признается законом [4].
В странах мусульманского фундаментализма в отличие от большинства демократических государств широкое распространение получили полигамные браки. [5] Под полигамией понимают многобрачие, которое присуще мусульманским странам, при этом мужчина не может иметь больше четырех жен.
В целом в странах мусульманского фундаментализма вопросы заключения брака выпадают из формально-правового регулирования, так как они базируются на Коране и Сунне. Хотя в таких государствах официально существует только религиозная форма регистрации брака, формально брак можно зарегистрировать, однако это является не обязательным условием. Среди наиболее ярких особенностей стоит отметить отсутствие должного правового регулирования; преобладание религиозных норм в семейном праве в целом и в институте брака в частности; полигамию и отсутствие реального равенства между мужчиной и женщиной.
Литература:
1. Коран. Перевод смыслов и комментарии //М.: Издательский дом «Умма», 2018. — 618 с.
2. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.,1986. С.160.
3. Цмай В. В. регулирование семейно-брачный отношений мусульман правом личного статуса // СПБГУАП, СПБ, ун-т МВД России. СПБ., 2000 г. 259 с.
4. Пелевин М. С. Брачно-семейное и наследственное право Исламской Республики Иран. СПб., 1998. С. 6, 9.
5. Семейное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. М. Пчелинцева [и др.]; под ред. Л. М. Пчелинцевой; под общ. ред. Л. В. Цитович. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 330 с.