Скорость развития системы образования в стране и в мире требует от психолога умения быстро адаптироваться и осваивать на ряду с уже известными технологиями и формами инновационные процессы. Цель поиска и введения современных технологий в работу психолога — совершенствование способов помощи клиенту в решении социальных и жизненно важных задач.
Научные и социальные интересы, касающиеся детского поведения, сегодня не теряют свою актуальность (Е. А. Буянова, Л. А. Венгер, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров и др.). Проблемное поведение, возникающее у детей сегодня обусловлено теми же причинами и факторами, что и двадцать лет назад. Однако, с развитием экономики, образования нам удается с каждым годом всё успешнее находить эффективные способы помощи детям.
Спектр причин возникновения поведенческих трудностей обозначил направления работы в сфере их профилактики. Сегодня в нашем регионе реализуется психологическая профилактика отклонений в поведении и сохранения психологического здоровья ребенка по следующим направлениям:
- Преступления, правонарушения и безнадзорность;
- Употребление алкоголя, наркомании, токсикомании и иных психоактивных веществ, заражение ВИЧ-СПИД;
- Жестокое обращение с детьми;
- Экстремизм и терроризм, гармонизация межконфессиональных, межэтнических и межличностных отношений;
- Половая неприкосновенность, формирование сексуального воспитания и репродуктивного здоровья;
- Безопасное пребывание несовершеннолетних в интернете;
- Суицидальное поведение.
Исследуя опыт работы зарубежных и отечественных психологов, для профилактики возникновения поведенческих отклонений детей современного поколения необходимо разработать такую форму подачи материала, которая бы удовлетворяла требованиям ФГОС, возрастным особенностям детей, ближайшей зоне развития и включала инновационные технологии работы. При избытке информации, поступающей сегодня к детям посредством СМИ, гаджетов и иных средств, преемственна задача включения принципов наблюдения и интроспекции, иначе — самонаблюдения, способствующая критически оценивать происходящее. Соблюдение принципа активности на занятиях с психологом позволяет школьникам самостоятельно находить ответы на множество вопросов. «Кто я?», «Какой я?», «Как меня воспринимают другие?», «Почему я поступаю так, а не иначе?», «Почему так поступают со мной?».
Принцип позитивности помогает нам научить детей находить и использовать свои ресурсы так, чтобы их энергия была направлена в мирное русло, что все его потребности можно реализовать позитивно, и даже проблемные ситуации имеют конструктивный способ их разрешения. Человек, который попадет в сложную жизненную ситуацию, будет стремиться найти позитивный выход из нее, а не прибегнет к алкоголю или наркотикам, бродяжничеству. Способ подобного мышления формируется именно в подростковом возрасте, но и для младших школьников позитивное восприятие мира является базой для саморегуляции, формирования жизненных ценностей и становления личности в целом.
«Скажи мне — я забуду, покажи мне — я запомню, дай мне поучаствовать — я пойму» — с опорой на этот фразеологизм можно вспомнить о таком принципе, как активное участие в группе. Максимальное вовлечение участников в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группах, ролевых игр и др. позволяет с интересом воспринимать и практически применять материал.
Работа психолога должна быть составлена таким образом, чтобы дети начального звена, среднего и старшего могли согласно своим возможностям освоить необходимые правила. Речь идет о принципе учета возрастных особенностей. Соблюдая специфику и направленность работу каждого образовательного учреждения, важно понимать, что без творческого подхода становится значительно тяжелее адаптироваться в том или ином классном коллективе.
Нами была программа профилактической работы в образовательном учреждении посредством указанных ранее принципов, с опорой на здоровье-сберегающие и арт-терапевтические технологии «Перекресток семи дорог». Программа создана на базе программ «Все цвета, кроме черного» М. М. Безруких (для детей 8–11 лет) и «Всё, что тебя касается» от коллектива авторов Фонда «Здоровая Россия» Ю. Е. Бернова, Е. В. Дмитриева и др. (для детей 12–17 лет) [1].
Разработанная программа включает в себя три блока: первичный мониторинг, профилактика, итоговая диагностика.
В процессе мониторинга используются методики диагностики, направленные на изучение всех факторов, провоцирующих возникновение проблемного поведения (по семи направлениям профилактики). К примеру: «Опросник школьной тревожности» Филлипса, «Стратегии семейного воспитания» С. С. Степанова (в модификации И. И. Махониной), «Дом, дерево, человек», «Ценностные ориентации» (О. И. Моткова, Т. А. Огнева), Методика «Личностный рост» В. В. Бойко и пр.
Профилактические занятия рассчитаны на 30 минут для учащихся 1–4 классов и 40 минут для 5–11 классов для всех классов, где по результатам мониторинга определилась группа риска. В случаях, когда группы риска по конкретному направлению в классе нет, классный руководитель проводит профилактические занятия самостоятельно на выбор, адаптируя их под коллектив, сохранив основные упражнения и принципы работы.
Для учащихся 1–4 классов за период 9 месяцев предложен план из 11 занятий. Для учащихся 5–11 классов предложен план из 30 занятий на учебный год. Программа содержит 4 тематических плана в соответствии с возрастом учащихся: для первых, 2–4 классов, 5–7 классов и 8–11 классов. К примеру, темы профилактический занятий во 2–4 классах: «Профилактическая акция: Телефон доверия», «Твои новые друзья», «Какой Я — какой Ты», «Я и мое здоровье», «Вредные привычки», «Свобода времени», «Почему нам хочется играть в телефоне?», «Я и мои родители», «Что такое хорошо, что такое плохо» и др.
Пример тематических занятий в 5–7 классах: «Профилактическая акция: Телефон доверия», «Как не стать жертвой преступления» или «Правила ответственного поведения», «Жизненные ценности», «Наркотики: не влезай — убьёт!», «Алкоголь: мифы и реальность», «Курить или не курить?», «Разрешаем конфликты», «Критическое мышление», «Девочка-девушка-женщина», «Искусство общения», «Сопротивление давлению», «Моё мнение», «Я абсолютно спокоен», «Кризис: выход есть!», «Толерантность», «От порога дома» и др. Изучение материалов занятий требует обязательного включения игровых, арт-терапевтических, медиа и иных аудиовизуальных средств.
На занятиях с детьми используются медиа-фильмы, арт-терапия (коллаж, моделирование, рисование и т. д.).
По результатам исследования рискованного поведения среди учащихся 7–9 классов в сентябре-октябре 2019 года, посредством методики «Личностный рост» В. В. Бойко, мы определили, что 28 % опрошенных имеют уровень отношения к своему «Душевному-Я» низкий и ниже среднего. В связи с этим для наглядности опыта реализации программы в этих классах («группы риска»), представим краткий ппплллан конспекта одного из занятий с учащимися по теме «Я умею поддерживать!», включенное в направление профилактики суицидального поведения.
Введение: «Найди и коснись». Основной этап: «Ситуации, ведущие к кризису» — анализ социального ролика «Я выбираю жизнь», игра в группах «Стратегии выхода из кризисных ситуаций». Заключение: составление «HappyStreak» — как форма закрепления материала. Рефлексия: ассоциации «жизнестойкость», «стресс», «счастье», «Незаконченные предложения по теме занятия».
Включение творческого набора «HappyStreak» (в переводе «Счастливая полоса») это особенная современная форма фиксации практико-ориентированного материла. Представляют собой памятки-закладки для книг, с раскраской разной сложности и местом для «Пожелания/благодарности себе», изготовленные ребенком самостоятельно. Данная форма памятки воспитывает интерес ребенка к собственной творческой деятельности, формирует положительное отношение к работе над собой, укрепляет положительные ресурсы личности человека. Во время занятия с психологом дети не должны чувствовать привязки к учебному процессу, поэтому работа с доской — как элементом урока исключается. Вместо доски используется ватман. Работа выполняется в кругу сидя на подушках либо стульях. Повторный анализ диагностическими методиками показал, что в группе учащихся снижен интерес к вопросам употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения и их аналогам. Так, профилактическая работа, направленная на сохранение психологического здоровья и предотвращения проблемного поведения детей в образовательном учреждении должна быть не только структурирована, взаимосвязана с родителями и классными руководителями, но и доступна для понимания и закрепления. В соответствии с возрастом важно использование современных практик реализации психолого-педагогических технологий, включающих арт-терапевтические и визуально-аудиальные средства работы.
Литература:
- Безруких М. М. Методическое пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается». — М. — Центр «Вента-Граф». — 2013 г.
- Васильева Д. Вредным привычкам места нет. — 2010. — № 11. — С.3.
- Декларация принципов терпимости. Принятая резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc