Принципы формирования этикета на уроках технологии в общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 07.04.2020

Статья просмотрена: 190 раз

Библиографическое описание:

Дюкова, С. А. Принципы формирования этикета на уроках технологии в общеобразовательной организации / С. А. Дюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68639/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются принципы этикета и их формирование в общеобразовательной школе на уроках технологии. Описаны принципы гуманизма, целесообразности действий, эстетической привлекательности поведения. Обращено внимание на историю этикета при сервировке стола. Получены достоверные данные об эффективности использования предложенных методик, основанных на принципах формирования этикета на уроках технологии.

Ключевые слова: этикет, принципы, обучающиеся, уроки технологии, сервировка стола.

В век цифровизации всех сфер деятельности человека, публичный характер, который приобретает в настоящее время деятельность представителей самых различных профессий, развитие средств массовой коммуникации и информации, расширение международных контактов со странами, где вопросам этикета традиционно уделяется большое внимание, актуализирует проблему повышения культуры поведения и имиджа любого человека.

Анализ литературы по проблеме исследования

Н. Н. Типсина, Н. И. Пыжикова поднимают вопросы современной культуры питания. Авторы дают характеристику столовой посуды, приборов и столового белья, свидетельствуют о правилах и очередности подачи блюд, закусок и напитков, приемах и принципах сервировки стола [4].

И. М. Крохина, А. Л. Крупенин, изучая историю этикета в России, акцентируют внимание на том, какое важное значение уделялось социальному статусу того или иного человека, уровню его этикета [2].

Художники различных веков изображали сервировку стола, отображавшую исторические моменты. Известная картина итальянского художника эпохи барокко Караваджо «Ужин в Эммаусе» имеет смысл, передаваемый через еду, положенную на стол и ее расположение. На самом краю стола стоит корзина с едой, которая, кажется, вот-вот упадет, что может указывать на обет молчания обязательный для христиан. Или картина «Пир богатырей у ласкового князя Владимира» (Рябушкин Андрей Петрович). На каждой картине мы видим, что обязательным было стелить скатерть на стол.

10.jpg11.jpg

Г. В. Белокурова исследовала педагогические условия формирования социальных умений дошкольников средствами этикета и разработала Модель формирования социальных умений дошкольника средствами этикета [1].

По мнению Е. В. Щербаковой и Т. Н. Щербаковой эстетическая компетентность формируется в процессе учебной и внеучебной деятельности [3].

В истории педагогики формирование этики и эстетики разрабатывались выдающимися педагогами С. Д. Лихачевым, А. С. Макаренко, О. В. Приходько, В. А. Сухомлинским, С. Т. Шацким, и др. В их представлениях формирование эстетики быта неотделимы от формирования культуры чувств, нравственного мира личности.

Изучение литературы, ознакомление с виртуальными музеями живописи позволили сформулировать цель исследования — развивать эстетический вкус при сервировке стола у обучающихся общеобразовательной организации с учетом принципов этикета.

Задачи:

– познакомить обучающихся с понятием «Сервировка стола», с правилами сервировки, предметами сервировки, историей их появления;

– научить приемам складывания салфеток, сервировки стола;

– показать различные варианты оформления и украшения стола;

– создавать условия для воспитания чувства прекрасного.

Предмет исследования — принципы этикета.

Объект исследования — процесс формирования этикета обучающиеся пятых классов общеобразовательной школы.

Личный вклад автора заключается в теоретической разработке основных идей процесса формирования этикета обучающихся на основе принципов современного этикета, обосновании педагогических условий эффективной реализации принципов этикета, в анализе и систематизации полученных данных.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся пятых классов МБОУ СОШ № 101 города Воронежа. Исследование проходило с сентября 2019 года по февраль 2020 года.

Методы исследования: учебно-методический комплекс: фото сервировки стола; изготовление предметов интерьера для сервировки стола.

Результаты и их обсуждение

Знания, умения и навыки детей оценивались следующим образом:

– выполнение практического задания (накрыть стол для обеда, накрыть стол для чаепития);

– решение кроссворда;

– создание презентации по сервировке стола и правилам этикета.

Использовались следующие принципы формирования этикета на уроках технологии в общеобразовательной организации:

– принцип гуманизма, который закрепляет нравственную основу современного общепринятого этикета и воплощается в ряде моральных требований — это тактичность, скромность и точность. Основа принципа: отношения на высоком коммуникативном уровне являются залогом успешного выполнения задания.

– Принцип гуманизма составляет вежливость, коммуникативные отношения на уроке основаны на доброжелательности, внимательности, готовность оказать помощь.

– Принцип целесообразности действий — принцип регулирующий характер поведения современного человека во взаимоотношениях с окружающими.

– Принцип эстетической привлекательности — это один из важнейших принципов, на котором основываются правила современного этикета. Единство формы и содержания — одна из отличительных черт современного этикета.

Испытание первое. Нужно ответить на вопрос, решив сканворд. Вопрос звучит так: что необходимо для того, чтобы накрыть стол?

Решив сканворд, обучающиеся выполняют тестовые задания, а затем, изучив правила сервировки стола, из предложенной посуды на кухне в кабинете технологии подбирают необходимые для сервировки предметы. Приветствуется инициатива, творческий подход с обязательным соблюдением правил столового этикета и правил сервировки.

Вот так выглядит сервировка стола для чаепития. Два варианта.

Украшения для стола дети изготавливают самостоятельно.

В завершение урока подводится итог, рефлексия обучающихся и закрепление знаний о том, что столовый этикет вырабатывался столетиями, целью которого было приятное времяпрепровождения за столом, в кругу семьи или друзей.

Выводы. При формировании этикета на уроках технологии в общеобразовательной организации необходимо учитывать принципы этикета, а следовательно учитывать следующие факторы: важной составляющей в сервировке стола является выбор столовой (чайной) посуды, приборов, столового белья; необходимо уделять внимание освещению, так как правильно выбранное освещение создает атмосферу уюта, тепла и комфорта; неотъемлемой частью сервировки стола являются цветы: только они придадут ей законченность.

Литература:

  1. Белокурова, Г.В. Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Белокурова Галина Васильевна; — Ульяновск, 2008.- 246 с.
  2. Крохина, И. М. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях / И. М. Крохина, А. Л. Крупенин. — Ростов н/Д: Феникс, 1995 г.- 512 с. с ил.
  3. Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: материалы научно-практической конференции 5–6 апреля 2018 г. / Ред.-сост. А. И. Савенков. — М., 2018. — 342 с.
  4. Типсина, Н.Н., Пыжикова, Н. И. Культура питания: учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. / Н. Н. Типсина, Н. И. Пыжикова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. — Красноярск, 2016. — 271 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сервировка стола, урок технологии, общеобразовательная организация, Принцип гуманизма, принцип этикета, современный этикет, история этикета, общеобразовательная школа, столовое белье, столовый этикет.


Ключевые слова

принципы, обучающиеся, этикет, уроки технологии, сервировка стола

Похожие статьи

Инновационные подходы в организации профильного обучения старшеклассников: опыт и перспективы

В данной статье были рассмотрены инновационные подходы к организации профильного обучения старшеклассников. Были рассмотрены основные плюсы и минусы профильного обучения, дана оценка нынешнему положению образования. Прописаны основные подходы, какие ...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Технологический подход в формировании художественного вкуса младших школьников средствами медиатехнологий на уроках музыки

В статье рассмотрен технологический подход в формировании художественного вкуса младших школьников средствами медиатехнологий на уроках музыки. Рассматриваются, методы обучения на уроках музыки, направленные на формирование художественного вкуса сред...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе

В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...

Похожие статьи

Инновационные подходы в организации профильного обучения старшеклассников: опыт и перспективы

В данной статье были рассмотрены инновационные подходы к организации профильного обучения старшеклассников. Были рассмотрены основные плюсы и минусы профильного обучения, дана оценка нынешнему положению образования. Прописаны основные подходы, какие ...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Технологический подход в формировании художественного вкуса младших школьников средствами медиатехнологий на уроках музыки

В статье рассмотрен технологический подход в формировании художественного вкуса младших школьников средствами медиатехнологий на уроках музыки. Рассматриваются, методы обучения на уроках музыки, направленные на формирование художественного вкуса сред...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе

В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...

Задать вопрос