В статье рассмотрены способы формирование региональных бюджетов, и их роль в налоговой системе Российской Федерации. Рассмотрены задачи, поставленные перед региональными бюджетами, и проблемы с их осуществлением. Приведены способы по оптимизации налоговых поступлений в региональный бюджет.
Ключевые слова: система налогообложения, налогообложение, региональный бюджет, оптимизация налогов.
В Российской Федерации существует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Данная система устанавливается и регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.
В рамках предложенной темы следует акцентировать внимание на налогах, которые входят в региональный бюджет. Итак, региональные налоги включают в себя: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. [1], [3, с. 34], [4, с. 369], [8, с. 31].
Стоит прибегнуть к Налоговому кодексу Российской Федерации и рассмотреть понятие «налог». В соответствии со статьей 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [1]
Что касается региональных налогов, то подробное описание дается во второй части Налогового кодекса. Глава 30 полностью посвящена налогу на имущество организаций, в главе 29 освещается налог на игорный бизнес, 28 глава включает в себя описание транспортного налога [2]. В вышеуказанных главах можно найти исчерпывающую информацию о налогоплательщиках, объектах налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде и ставках по налогам.
Стоит отметить, что региональные налоги обязательны к уплате на всей территории субъектов Российской Федерации, в которых они установлены. Субъекты Российской Федерации имеют право вводить или отменять региональные налоги на своей территории и устанавливать отдельные элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством. [8, с.31].
Сложившаяся бюджетная система Российской Федерации предполагает независимое и самостоятельное функционирование бюджетных систем различных уровней: федерального, регионального, муниципального. [6, с. 128]. Предполагается, что бюджеты различных уровней должны функционировать автономно, опираясь на четкие нормы, закрепленные законодательством.
Первоочередной задачей является обеспечение единство общегосударственных интересов, интересов населения, проживающего на территориях субъектов нашей страны, именно для этого доходы распределяются и перераспределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. [6, с. 127].
Составной частью финансовой системы Российской Федерации являются региональные и местные бюджеты. Развитие любого субъекта зависит от наличия определенных ресурсов, главным образом финансовых. Территориальный бюджет является гарантом финансовой независимости и самодостаточности региональных и местных органов власти. [5, с. 2].
Роль региональных бюджетов усилилась во многом благодаря переходу функции регулирования экономических и социальных процессов от центральных органов государственной власти к региональным органам власти. Значительная часть общественных фондов потребления финансируется через региональные бюджеты. Свыше 80 % приходится на здравоохранение, около 90 % на социальное обеспечение, 65 % на образование, коммунальное хозяйство финансируется из регионального бюджета на 100 %.
Именно через региональные бюджеты государством проводится выравнивание экономического и социального роста различных по уровню развития регионов.
Бюджетная система формировалась довольно быстро, в условиях переходного процесса, что повлекло за собой возникновение ряда недостатков. В первую очередь, сложившаяся система нацелена только на распределительную функцию. Так как цель распределения — восполнить недостатки региональных бюджетов, обеспечить население условиями к существованию. Поэтому необходимо акцентировать внимание бюджетной политики на преодолении экономической отсталости регионов. Это может быть достигнуто путем оказания федеральной поддержки регионам по программам реконструкции и подъёма производства, а так же бюджетное финансирование инвестиционных и инновационных программ. [6, с. 128].
За отдельными бюджетами законодательство закрепляет определенные виды доходов. Если же для сбалансирования доходов и расходов регионального бюджета собственных средств не хватает, существует передача части средств из вышестоящего бюджета в виде отчислений от доходов и налогов в порядке бюджетного регулирования. Такие доходы носят название — регулирующих. [7, с. 315].
Целью властных структур на региональном уровне является автономность и свобода в бюджетных отношениях. Мировой опыт демонстрирует, что «свобода» или «несвобода» региональных бюджетных систем — отнюдь не абсолютные понятия. В странах с демократическим правление, региональные (или местные) органы власти имеют в некоторых вопросах неограниченные полномочия, именно поэтому руководители этого органа власти (местные депутаты) несут при этом персональную ответственность перед своим населением.
При распределении доходов и расходов между отдельными бюджетами решается большой спектр задач:
– достижение сбалансированности доходов и расходов каждого бюджета;
– заинтересованность местных органов власти в выполнении планов по своевременному поступлению в территориальный бюджет общегосударственных доходов и налогов;
– равномерность и своевременность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных событий и процедур;
– приоритет государственного бюджета в финансировании общегосударственных программ и мероприятий по руководству экономикой, координации деятельности всех сфер общественного воспроизводства, в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровня их развития. [7, с. 313–314].
– К сожалению, стоит признать, что большинство регионов Российской Федерации формируют бюджеты с дефицитом.
Регионы, которым требуется поддержка для решения финансовых проблем, следует разделить на две группы:
– регионы, в которых высокая зависимость от федеральной помощи определяется плохим финансовым управлением;
– регионы, в которых депрессивная ситуация возникла по объективным обстоятельствам. [7, с. 315].
Если в первом случае в регионе возможен ввод особого статуса «территория с ограниченной финансовой самостоятельностью», это значит, что федеральным органам управления придется взять на себя часть выполнения государственных обязательств отстающего региона, то во втором случае нужны конкретные реформы. [7, с. 315].
Причинами ухудшения финансового самочувствия некоторых регионов являются:
– отсутствие сбалансированности между расходами и доходами субъектов;
– снижение налоговых доходов, прежде всего налога на прибыль;
– сокращение объемов федеральных трансфертов;
– внушительная закредитованность некоторых регионов;
– неравенство между регионами.
Отдельно стоит сказать, о налоге на игорный бизнес. Данный налог как уже было сказано выше, входит в число региональных налогов, и также имеет ряд своих недостатков. В связи с выделением игорных зон на территории Российской Федерации, в большинстве регионов основной проблемой является полное отсутствие поступлений от налога на игорный бизнес в региональный бюджет. Это привело к значительному снижению доли налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Таким образом, во избежание ухудшения состояния региональных бюджетов страны, первоочередной задачей является повышение налоговых поступлений, которая решается путем совершенствования имеющихся способов взимания налогов и улучшения налогового регулирования. Вот, некоторые пути усовершенствования системы налогообложения:
– провести ревизию имеющихся налоговых льгот, которые могут являться причиной значительного снижения налоговых доходов, с целью устранения неэффективных льгот;
– расширить имеющийся перечень региональных и местных налогов, и закрепить дополнительные доходные источники;
– передать часть расходных полномочий с регионального уровня на федеральный;
– расширить полномочия субъектов РФ, где это возможно, в регулировании регионального налогообложения и дать возможность проведения самостоятельной налоговой политики в рамках федерального законодательства;
– обеспечить полную прозрачность в предоставлении межбюджетных трансфертов;
– ограничить снижение налоговых ставок по региональным налогам, необходимо установить ставки в пределах интервала, который определяется федеральным законодательством;
– создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства, путем государственной поддержки этого сектора экономики;
– проводить проверки за соблюдением всех установленных способов взиманию налогов.
Итак, для оптимизации налоговых поступлений в региональный бюджет необходимо проводить регулярный мониторинг по своевременности и правильности уплаты налогов. Создание прозрачной и слаженной системы налогообложения на региональном уровне, приведет к развитию инфраструктуры регионов, их социальных программ, и в целом улучшит качество жизни граждан. Система налогообложения, которая не утяжеляет налоговую нагрузку, а совершенствует имеющиеся способы взимания налогов, плодотворно скажется не только на ситуации связанной с региональным налогообложением, но и поспособствует улучшению ситуации в стране, что благоприятно скажется на конкурентоспособности Российской Федерации.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
- Алексейчева, Е. Ю. Налоги и налогообложение: учебник [Текст] / Е. Ю. Алексейчева, Е. Ю. Куломзина, М. Д. Магомедов. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — 300 с.
- Майбуров, И. А. Налоги и налогообложение: учебник [Текст] / И. А. Майбуров, Е. В. Ядренникова, Е. Б. Мишина и др.; ред. И. А. Майбуров. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 487 с.
- Мурзаева, О. В. Совершенствование процесса формирования и исполнения налоговых доходов бюджета на региональном уровне [Текст] / О. В. Мурзаева // Научно-исследовательские публикации. — 2015. -№ 1. — С. 1–10.
- Сулейманов, М. М. Особенности формирования региональных бюджетов [Текст] / М. М. Сулейманов, З. А. Салимханов // Экономика, управление, финансы. — 2015. — С. 127–129.
- Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление: учебник [Текст] / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.
- Шаров, В. Ф. Региональные и местные налоги: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / В. Ф. Шаров, Р. Г. Ахмадеев, М. Е. Косов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 227 с.