В данной статье исследуется влияние скорости движения транспортного средства, опыт водителя, дорожные и погодные условия, которые суммарно влияют на процессы износа, расхода во время эксплуатации. Основная задача заключается в том, чтобы показать, как можно сократить преждевременный износ деталей, снизить процент образования вредных веществ в выхлопных газах благодаря квалификации и опыту водителя транспортного средства. В заключении мы сможем увидеть, какая может получиться экономия для транспортных предприятий, эксплуатируемых грузовые автомобили.
Ключевые слова: эксплуатация автомобиля, экологичность, экономное вождение, грузовой автомобиль.
На сегодняшний день вопрос объективной оценки уровня профессионального мастерства водителя автомобиля не решён полностью, как и прежде, при подготовке и повышении уровни вождения, при контроле их органами ГИБДД, квалификация вождения оценивается субъективно, поэтому вопрос о методах и средствах точной оценки уровня профессионального мастерства водителя является актуальным [1]. Уровень подготовки водителя транспортного средства можно представить суммарным значением совершенного выполнения отдельных элементов, которые и составляют весь результат вождения. Этот процесс заключается в умении использовать основные органы управления автомобилем — рулевое колесо, приводы сцепления и тормозов, рычаг переключения передач и т. д.
Квалификация заключается в уровне общей и специальной подготовки водителя, его психологические характеристики, умение прогнозировать ситуацию на дороге. Она является фактором для многих процессов, происходящих в автомобиле при движении (рис. 1).
Рис. 1. Влияние квалификации водителя
При вождении транспортного средства на слишком высоких скоростях, при резком торможении или пуске детали приходят в непригодное для использования состояние быстрее, чем при соблюдении рекомендаций по эксплуатации автомобиля, например, шины. Также неправильное давление воздуха в шинах, сильно влияет на их несвоевременный износ. При низком давлении увеличивается расход топлива, создается увеличение площади деформации шины, а из-за высокого давления в шинах увеличивается напряжение в нитях каркаса, появляется вероятность несвоевременного разрушения корда. Жёсткое и внезапное торможение увеличит износ тормозных механизмов, при движении автомобиля с педалью газа в пол мы увеличиваем нагрузку на двигатель и расход топлива растёт. На расход топлива при эксплуатации автомобиля влияют такие факторы как: соответствие марки топлива автомобилю и времени года, качество топлива, техническое состояние автомобиля, мастерство водителя, дорожные условия, организация транспортной работы [2]. Частые и быстрые ускорения повлекут за собой износ транспортного средства. Водитель при соблюдении скоростного режима может минимизировать расход топлива, а наблюдать за текущим расходом можно с помощью проточного датчика расхода топлива. Несоблюдение скоростного режима также ведет к увеличению вероятности дорожно-транспортного происшествие по вине водителя, что может повлечь за собой капитальный ремонт автомобиля, которое потребует немалых денежных вложений предприятия. Оптимальная скорость вождения позволяет лучше следить за дорожной обстановкой, благодаря чему водитель контролирует ситуацию и снижает процент риска попадания в дорожное происшествие. Скорость влияет на расход топлива, а проблема экономии топливно-энергетических ресурсов на сегодняшний день относится к наиболее важным задачам отрасли. Множественные технические мероприятия по снижению расходов топлива постоянно совершенствуются и внедряются в производство новых моделей на автомобильных производствах.
Рассмотрим, какая будет экономия лишь при движении на оптимальной скорости для минимального расхода топлива на скорости 90 км/ч и при 110 км/ч, когда расход увеличится на 23 % [3]. Рассчитаем стоимость дизельного топлива на эксплуатацию автомобиля Volvo FH 12в течение одного года. Годовой объём расходуемого топлива вычисляется по формуле:
Vг=(В×S):100 (1)
где В — расход топлива, л/100 км;
S — среднегодовой пробег, км
Vг=(31×110000):100=34100 л
Vг1=(31×110000×1,23):100=41943 л
Разница в объёме топлива составит:
41943–34100=7843 л
Переведем литры в рубли (1 литр дизельного топлива = 44,6 рубля):
41943×44,6 = 349797,8 руб.
Благодаря расчету мы видим, какую сумму можно сохранить на предприятии лишь при соблюдении водителем правильного скоростного режима при перевозке груза. Плюсом в данной ситуации будет то, что движение автомобиля при оптимальных нагрузках, которые рекомендует завод изготовителя, минимизируется преждевременный износ таких частей автомобиля как тормозные механизмы, сцепление, различных приводных ремней и т. п. А если износ будет такой, как заложено в сроке эксплуатации, при указанном выше стиле вождения, то это сведет к минимуму дополнительные расходы на внеплановые замены. Тем самым расходы на замену будут лишь происходить на очередном техническом обслуживании, которое производится на определённом пробеге.
Стиль вождения является наиважнейшим фактором, влияющим на выбросы вредных веществ. При резком ускорении возрастает расход топлива и, как следствие, увеличиваются выхлопы. А снижение расхода топлива снизит количество выхлопов в окружающую среду. Основными вредными веществами в выхлопах являются: угарный газ, углеводород, оксиды азота, твердые частицы. Транспортные загрязнения составляют более 70 % валового выброса. Его вредные, канцерогенные вещества создают опасные концентрации. Данные выбросы рассеиваются на уровне дыхания из-за этого они намного опаснее промышленных выбросов, рассеиваемых высокими трубами [4]. Одной из основных мер по уменьшению отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду является повышение экологических характеристик топлив и масел, поэтому качество используемых горюче-смазочных материалов занимает не последнее место в процессе эксплуатации автомобилей. Так же сейчас всё популярнее стаю альтернативные виды топлива (водород, природный газ), которые выделяют меньшее количество вредных веществ при сгорании.
Рассмотренные варианты, благодаря которым можно снизить затраты на расходы при эксплуатации грузовых автомобилей, имеют место для ежедневного применения. При содержании парка автомобилей сохраненные денежные средства можно перенаправить на другие нужды, например, на обновление подвижного состава. При исполнении рекомендаций и качественном обслуживании автомобиля во время своевременного прохождения технического обслуживания и при проверке состояния здоровья водителя перед выходом на линию мы обеспечиваем не только безопасное дорожное движение, но также и заботу об экологии окружающего нас города. В безопасном вождении главным определяющим фактором является не только навык быть оператором движения, а также поведение водителя на дорожной обстановке, что зависит от психологического состояния и личностных качеств, которые имеют свои отличительные особенности в различных возрастных группах. Поэтому в процессе обучения, переподготовки и повышения квалификации водителей необходимо уделять внимание всем особенностям, которые помогут составить комплексный портрет кандидата.
Литература:
- Б. Д. Ефремов, Ю. В. Оверин. Методы оценки профессиональных качеств водителей автомобилей // Технико-технологические проблемы сервиса. — 2013. — № 2(24). — С. 153–155.
- Доронкин В. Г., Караченцев А. П., Колачева Н. В. Методы решения проблемы экономичного вождения на основе математического моделирования // Вестник НГИЭИ. — 2015. — С. 32–36.
- Влияние скорости на расход топлива URL: https://city4people.ru/post/blog_349.html
- Лим Т. Е. Влияние транспортных загрязнений на здоровье человека. Обзор литературы // ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург». — 2010. — С. 4–8.