На сегодняшний день толерантность стала предметом изучения педагогов, философов, психиатров, политологов, психологов, педагогов и специалистов других областей науки. Однако, несмотря на все многообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается некоторая неопределенность значения этого понятия, ощущается недостаточная исследованность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые внешне проявляются в поведении и деятельности.[3, с. 1].
Проблема толерантности актуальна уже на протяжении многих веков. В России этими вопросами занимались Н. К. Рерих, Л. Н. Толстой, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьёв и многие другие просветители народа. Лев Николаевич Толстой, выдвинул свою концепцию непротивления в книге «Царство божие внутри нас», как признанный апостол этики ненасилия, в качестве практической основы общественного жизнеустройства предлагает идеал любви.
Актуальность проблемы толерантности в современном образовательном процессе связанна с тем, что в нашем обществе все больше людей с нетрадиционной ориентацией, большое количество людей мигрантов и людей с психофизиологическими и иными особенностями. Сейчас проблема толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев. Формирование установок толерантного сознания, толерантного стиля поведения, а также превенция и профилактика различных форм деструктивной толерантности (экстремизм, фанатизм, фундаментализм, конфликты, агрессия, терроризм, аутодеструктивное поведение и др.) Осознается учеными и практиками как глобальная проблема современности. Получается, что основной задачей является воспитание толерантности подрастающих поколений. «Толерантность делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира» — так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г. Так как наш мир достаточно жесток, то в обществе толерантность является основополагающим принципом морали. [5]
Проблемой толерантности также интересовался В. С. Соловьев. Описывая человеческую природу, мыслитель отобрал пять добродетелей, среди которых есть и терпеливость. «Терпеливость» есть только страдательная часть того душевного качества, которое в деятельном своем проявлении называется великодушием или духовным мужеством». Разновидностью терпеливости, по высказываниям В. С. Соловьева, является — терпимость, «так называемое допущение свободы». «И это свойство, и отношение не есть само по себе ни добродетель, ни порок, а может быть в различных случаях тем или другим, смотря по предмету, смотря по внутренним мотивам, каковыми могут быть здесь и великодушие, и малодушие, и уважение к правам других, и пренебрежение к их благу, и глубокая уверенность в побеждающей силе высшей истины и равнодушия к этой истине». Таким образом, пятая добродетель «терпеливость», выделяемая В. С. Соловьевым, имеет отрицательное и положительное значение, так как может быть недостатком или достоинством. Всё зависит от определенных обстоятельств. Как отмечал отечественный философ Ю. А. Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого общества в человеке». Еще А. Н. Леонтьев считал, что в возраст дошкольника является первым периодом рождения личности и вступление ее в социум. Следовательно, система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должен быть построен как социокультурная субъект-субъектная среда, предопределяющая воспитание у детей толерантности друг к другу. [2, с. 3].
Разумеется, воспитание толерантности начинается в семье, это очевидно. Взаимоотношению с людьми ребенок учится дома, смотря на своих родителей, и, конечно же, степень толерантности — интолерантности его зависит от терпимого поведения родителей, от принятых в каждой семье принципов, от имеющихся традиций и взглядов взрослых. В разных семьях разграничения между людьми носят определенный характер, отличие лишь в том, насколько эти разграничения по принципу «наши — не наши — другие» — обозначены. Чем они резче, тем выше уровень интолерантности членов данной семьи, и, соответственно наоборот, в довольно толерантной семье разграничений меньше. Ребенок как бы программируется на определенный ориентир во взаимоотношениях с людьми. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. [6, с. 2–3].
Семья во многом может помочь школе. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Перевоспитать родителей навряд ли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребёнку и другим людям при проведении специальной работы возможно. Весьма деликатна и проблема толерантности в отношениях между педагогами в школе, т. е. взаимосвязанными равноправными и равно ответственными специалистами, работающими в едином пространстве и общей атмосфере. Но при одинаковом статусе — педагоги все очень разные, у каждого своего представления о роли и функции учителя, у каждого своего характера, жизненный опыт и менталитет, свои предпочтения и уровень притязаний, симпатии и антипатии. Всё это также обостряет значимость профессиональной и человеческой толерантности. В этих условиях очень важно достигать согласия в решении педагогических вопросов, единства, но не одинаковости, требований. И как бы ни было трудно и сложно — обязательным и полезным для учителя является рефлексия, самоанализ реальных отношений с окружающими, честная оценка своих мыслей, поступков и действий.
Толерантность становится одной из неотъемлемых характеристик индивида как личности именно при условии наличия сформированной установки на толерантность, включенности толерантности в индивидуальную систему ценности, сформированности знаний о толерантности, умений и навыков толерантного взаимодействия. Важную роль в подтверждении ценностей толерантности играет царящая атмосфера в образовательной среде. Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом. Необходимо обеспечить каждого учителя методами и техниками, которые позволят формировать чувства и навыки поведения, построенные на соединении знаний и чувственного опыта проживания конкретных ситуаций.
Все это конечно же невозможно решить всякими акциями, курсами, мероприятиями. Требуется огромная работа, с применением разных методов и техник, после которых дети захотят не только узнать, но и пережить. Обычно методы воспитания толерантности рассматривают как способ воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Под методами воспитания толерантности понимаются способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Под методом убеждения мы понимаем сознательное доказательство необходимости толерантного поведения. Поведение реализуется через разнообразные формы. Употребляются такие формы как: отрывки из различных литературных произведений, библейские притчи, басни, метафоры, поговорки. Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что дети разумно, самостоятельно, в поиске решения каких-либо социальных проблем развивают у себя комплекс взглядов. Методы воздействия на эмоциональную сферу детей предполагают организацию нужных навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, порождающих их. Внушение является основным методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка. Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает не основанное на критике восприятие и усвоение какой-либо информации. Метод внушения может реализоваться через использование кричалок, музыкальных произведений, цитат из библии; высказываний великих людей, заучивание лозунгов и их выкрикивания на различных мероприятиях. Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование. Прежде всего, речь идёт об одобрении толерантных поступков детей и толерантных суждений. Побуждение может осуществляться в разных вариациях. При изменении поведения ребенка в позитивную сторону все имеет значение, даже то, как на него посмотрят и что скажут. Методы коррекции поведения. Метод коррекции создан для того, чтобы ребёнок умел вносить изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Но все это невозможно без самокоррекции. Ребенку нужно показать какой-то пример, либо идеал, который будет способствовать изменению самого ребенка. Опираясь на все это, ребенок может полностью изменить поведение, поступки, тем самым саморегулировать себя. [4, с. 8–17].
Существует диагностика уровня сформированности толерантности у школьников. Прежде всего, для этого необходимо в принципе традиционное изучение ребят, их семей, образа жизни, круга общения. Особенно, и всё более актуально, изучение современного детства, его идолов и привязанностей, как и динамики развития каждого школьника: его интересы и увлечения, предпочтения, представления, особенно о том, в чём очевидна или ожидаема разница в наших оценках, идёт ли речь о понимании “современного человека” или моде, о сленге или эстраде. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием подростков во время проблемных дискуссий, ролевых игр, групповой рефлексии или анализ продуктов деятельности учащихся, анкетирование. Поэтому именно поведение, образ жизни, жизненный опыт ребят, его организация — основное поле деятельности педагогов, на котором можно практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих воспитанников и свой собственный. На ребенка в освоении толерантного поведения влияет абсолютно все, но особое значение можно уделить примеру родителей и родственников. Ведь именно та атмосфера, которая царит в доме, существенно влияет на ребенка, а точнее на формирование толерантности. [1, с. 1–3].
Понятие толерантности включает в себя самые разные грани человеческих отношений. И сам процесс работы по формированию толерантного сознания у юного поколения также должен быть многогранен и разнонаправлен. В наши дни толерантность должна стать сильным регулятором жизни людей, который будет направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.
Таким образом, учащиеся в школе должны осознавать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость каждого человека в мире, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, определить свое место в социуме, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Литература:
- Развитие толерантности в системе образования — объективная потребность современного общества // Открытый урок первое сентября. URL: https://urok.1sept.ru/статьи/642515/ (дата обращения: 02.04.2020).
- Омелаенко Н. В. Толерантность: научно-теоретический дискурс // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2. — С. 1–6.
- «Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности» Психодиагностика толерантности // Gigabaza.ru. URL: https://gigabaza.ru/doc/73931.html (дата обращения: 02.04.2020).
- Методика развития толерантности у подростков //. URL: http://katt-kk.ru/files/методработа/talerantnost.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
- Проблема толерантности в современном обществе // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/vuz/sotsiologicheskie-nauki/library/2014/03/09/problema-tolerantnosti-v-sovremennom-obshchestve (дата обращения: 06.04.2020).
- Бобоева С. Б. К некоторым аспектам воспитания толерантности // Инновационная наука. — 2015. — № 2. — С. 2–3.