В статье представлены возможности развития государственно-общественного управления в профессиональной образовательной организации при интегративно-развивающем подходе к управлению.
Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, государственно-общественное управление, интегративно-развивающий подход.
В Российской Федерации выявляется тенденция к активному формированию государственно-общественного управления в образовании.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» диктует привлечение в процесс общественных форм управления образованием всех её субъектов: семью и родительскую общественность, органы местного самоуправления, профессиональные объединения, общественные объединения, студенческие и ученические Советы и объединения, мнение которых учитывается при разработке стратегий развития и выборе направлений образовательной политики [8].
Основной принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, в частности государственно-общественного управления образованием, изложен в п.10 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Демократический принцип образования заключается в — демократизации управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями [8].
Проблема развития государственно-общественного управления в профессиональной образовательной организации разрабатывается на протяжении многих лет, так как процесс управления образованием — это сложная система, в которой взаимодействует множество факторов.
Исходя из этого, можем сделать предположить, что: предъявление требований общества к образованию, выработка стратегии развития образовании и инструментов ее реализации, сетевого взаимодействия в образовательном пространстве, анализ и оценка реализации общественного и государственного заказа на практике — есть задачи государственно-общественного управления.
Хайкина С. определяет государственно-общественное управление как «управленческую деятельность, которая осуществляется структурами общества, проводящих общественную образовательную политику на основе демократических процедур и соуправления» [9].
Высоцкая А. А. считает, что государственно-общественное управление — это «право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения» [2].
В нашей работе мы будем опираться на позицию В. И. Бочкарева, который под государственно-общественным управлением понимает «деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, направленную на организацию функционирования и развития сферы образования с учетом требований всех субъектов образования» [1].
П. Г. Щедровицкий писал, что «задачи не могут быть продуктивно решены без учета процессов, которые идут в сопряженных сферах, вне взаимодействия образовательных учреждений и общества». Исходя из этого результатом взаимодействия образовательных учреждений и общества, вследствие чего происходит их развитие — есть ничто иное как интеграция их деятельности [11].
Государственно-общественное управление образованием образует интеграцию направлений работы органов ГОУ [5].
Во-первых, демократизация управления образовательными учреждениями со стороны органов государственной власти и общественности.
Во-вторых, развитие самоуправляющихся объединений субъектов образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций педагогов, органов студенческого и родительского самоуправления всех уровней).
В-третьих, организация общественных органов управления образованием, в которых представлены все субъекты образования.
Оптимизировать интеграцию трех направлений деятельности ГОУО возможно через интегративно-развивающий подход.
Основополагающей идеей данного подхода является положение, связанное с представлением человека как субъекта образовательной деятельности и ГОУ. Стратегия развития ГОУ, согласно этому положению, должна выстраиваться из возможностей государства, общества и человека в совокупности. Только в этом случае ГОУ превратится в условие развития личности.
Л. А. Шипилина в своем исследовании выделяет основную функцию интегративно-развивающего подхода — она заключается в том, чтобы «процесс управления в профессиональной образовательной организации, с одной стороны, формировал готовность к постоянному саморазвитию субъектов образования, с другой, способствовал самореализации личности в деятельности» [10].
Интегративно-развивающий подход в государственно-общественном управлении будет реализовываться через:
− слияние интересов общества и государства;
− интеграцию содержания внеурочной деятельности и профессиональной направленности;
− управленческую деятельность администрации, Совета обучающихся и Совета Родителей;
− интеграцию деятельности социальных партнеров и образовательной организации.
Л. А. Шипилина, так же поясняет, что процесс интеграции возникает, когда:
− имеются ранее разобщенные элементы (требования государства и требования общества);
− есть объективные предпосылки для их объединения (повышение качества образования);
− объединение элементов происходит посредством синтеза (условия государственно-общественного управления образованием);
− результатом объединения является система, обладающая свойствами целостности.
Ушаков А. А. отмечает, что интегративно-развивающий подход способствует формированию образования, которое обеспечивает выбор альтернативных возможностей для саморазвития и для объединения ресурсов субъектов образования различных уровней организации и функциональной принадлежности, множественность которых образует единую целостную систему [7].
Результатами интегративно-развивающего подхода в ГОУО:
− преодоление разрыв между требованиями общества и образовательной государства;
− формирование опережающего инновационного характера образования;
− использование не образовательных ресурсов внешней среды в образовательных целях.
Таким образом, интегративно-развивающий подход в государственно-общественном управлении способствует оптимальному взаимодействию субъектов образовании, вследствие которого происходит их развитие.
Литература:
- Бочкарев В. И. Концептуальные основы государственно-общественного управления общим образованием в России.// Менеджмент в образовании.- № 3.-2003.:
- Высоцкая А. А. Государственно- общественное управление образованием как приоритет современной образовательной политики//Вопросы управления, 2016г.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов.Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2011. — 384 с.
- Ибрагимов Г. И., Гарифуллин Р. Г. Особенности управления колледжем в современных условиях
- Институт развития государственно-общественного управления образованием/ [Эл.точка доступа]: http://www.gouo.ru/
- Луценко А. Н., Абрамовская Л. Н., Ващенко Г. А., Чиркова В. В. Эффективность государственно-общественного управления в образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013.- № 4.- С. 60–72
- Ушаков А. А. Интегративный подход в организации профессионально-развивающей образовательной среды педагога // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2–5. — С. 1062–1066
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Хайкина С. Организация основы взаимодействия образовательного учреждения и семьи // Педагогика. -2015. № 4. — С. 34–38.
- Шипилина, Л. А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете [Текст] / Л. А. Шипилина. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. — 293 с.
- Щедровицкий П. Г. Как современный управленец формирует картину мира //Цикл лекций в НИТУ МИСИС г. Москва, 2010–2011гг.