В данной статье рассмотрены проблемы, проявляющиеся непосредственно в процессе развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Для решения этих проблем предпринята попытка использования пересказа сказок.
Ключевые слова: связная речь, речевое развитие, воспитатели, дошкольники, сказка, пересказ.
Овладение связной речью становится в настоящее время важнейшей задачей познавательного развития детей дошкольного возраста. Многие молодые родители часто разговаривают друг с другом и с детьми в стиле сообщений в социальных сетях. Признаками небрежного отношения взрослых к собственной речи являются: употребление ненормативной лексики и интернет–сленга, искажение произношения звуков, незаконченные фразы, неправильные ударения в словах [1]. Исследователи и воспитатели детских садов отмечают, что частым становится явление, когда даже в диалогической речи люди могут не отвечать на обращенные к ним вопросы, отвечают невпопад [1; 2; 3]. Многие родители, приходя в детский сад, не здороваются и не учат здороваться своих детей. Создается впечатление, что люди общаются все время с каким-то внутренним собеседником, а не с реальным человеком. В поведении молодых людей становится частым явлением скольжение взгляда по лицу собеседника, как будто человек хочет побыстрее закончить разговор и обратиться к экрану сотового телефона, где находится какая-то значимая для него информация.
Самое сложное в такой социокультурной ситуации — это то, что косноязычие, невнимательное отношение к сообщениям и вопросам других людей, формулам речевого этикета передается детям от родителей как образец. Поэтому традиционно стоящие перед дошкольным образованием задачи речевого развития дошкольников на современном этапе необходимо усилить именно задачей развития связной, осмысленной речи детей.
Для решения этих задач бесценным помощником являются сказки [4]. Народные сказки в литературной обработке всегда были образцом красивой, интересной связной речи. Сказка — это повествование, в котором легко угадывается структура: а) зачин — введение в повествование, информирование слушателей о том, что было до того, как начались события; б) завязка — какое-то затруднение, препятствие, задание или конфликт, из-за которых нарушается привычный порядок вещей, и героям приходится изменять свою жизнь, чтобы справиться с новыми обстоятельствами; в) изложение основных событий — несколько фактов из жизни героев, показывающих, как именно они справляются с трудностями; г) кульминация — момент наивысшего напряжения, обострения в повествовании, когда ситуация конфликта «взрывается»; д) развязка — последствия «взрывных» событий кульминации, итог усилий героев к разрешению конфликта [5].
Так как в сказке события всегда происходят в соответствии со структурой повествования, то понимание этой структурности ребенком оказывает большое влияние на развитие его логического мышления [3].Пересказывая сказки, ребенок учится строить фразы по правилам грамматики и синтаксиса родного языка. Для того чтобы его пересказ получился таким же сильным по влиянию на слушателя, как оригинал, ребенок использует художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и крылатые выражения, которые подчас полностью отсутствуют в его бытовой речи.
Сказки несут в себе несравнимый ни с каким другим способом организации мысли потенциал воздействия художественного образа и на интеллектуальную, и на эмоциональную, и на нравственную сферу ребенка. Основатели направления сказкотерапии Т. Д. Зинкевич–Евстигнеева [5] и И. В. Вачков [6] убедительно доказали, что психологическое упражнение, житейская или учебная задачи становятся привлекательными, интересными, если превратить их в сказочное повествование.
Пересказ сказок в детском саду помогает развивать осмысленную связную речь детей в том случае, если воспитатель четко различает пересказ, основанный на механическом повторении, и логическую трансформацию текста с выделением смысловых частей [3]. Многие дети обладают хорошей механической памятью, и у взрослых часто создается иллюзия, что если ребенок хорошо запомнил и по памяти воспроизвел текст, то это значит, что он все понял. На самом деле именно эта иллюзия может стать серьезным препятствием к развитию мышления ребенка, потому что его не стимулируют на осмысление текста. Навыки осмысленного пересказа сказок в дошкольном возрасте могут стать базой для усвоения текстов в процессе учебной деятельности в школе, основой для формирования универсального учебного действия «смысловое чтение» [2].
Итак, при использовании пересказа сказок в процессе развития связной речи, ребенок учится строить грамматически и синтаксически правильные предложения, использует в своей речи эпитеты и сравнения, обогащает пассивный и активный словарь, развивают память, мышление. Таким образом, можно сделать вывод, что данный прием эффективен.
Литература:
- Колосова, И. В. Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /И. В. Колосова. — Челябинск: Изд-во ЧГМА, 2011. — 64с.
- Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений /О. А. Бизикова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 235 с.
- Обучение дошкольников пересказу [Текст]/ Под ред. Л. В. Лебедевой. -М.: ЦПО, 2014. — 80 с.
- Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощь мнемотехники [Текст] /Т. В. Большева. — СПб.: Детство — Пресс, 2001. — 128 с.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Н. Мастерская сказок для детей. Уникальная методика развития [Текст] /Т. Н. Зинкевич — Евстигнеева — М.: Малыш, 2019. — 320 с.