Оценка пожарного риска в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 13.04.2020

Статья просмотрена: 1391 раз

Библиографическое описание:

Каймонова, М. О. Оценка пожарного риска в дошкольном образовательном учреждении / М. О. Каймонова, О. М. Лепешкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68743/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается порядок расчета пожарного риска, предложены возможные мероприятия по снижению величины пожарного риска.

Ключевые слова: пожарная безопасность, пожарный риск, дошкольное учреждение.

Под пожарной безопасностью понимается состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, другими словами, состояние защищенности [1]. В случае же возникновения пожара используются необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов на людей, сооружения и имущества.

Одна из первоочередных задач — обеспечение пожарной безопасности. Данный вопрос особенно распространяется среди зданий, в которых сосредоточено значительное количество людей. Пренебрежение нормами пожарной безопасности приводит к жертвам, материальному ущербу. В связи с этим защита от пожаров [2] является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в масштабе всей страны.

Большому вниманию нуждается огромное число объектов в сфере обеспечения пожарной безопасности [3–5], однако дошкольным учреждениям уделяется особое место, как по требованиям, так и по проектированию [6]. Вопрос о проблемах обеспечения пожарной безопасности в дошкольных учреждениях раскрыт в совместной научной статье А. Г. Стрельцова, Н. М. Скулкина «Проблематика обеспечения пожарной безопасности в зданиях детских дошкольных учреждений и методы ее реализации».

Безусловно, детский сад — это сложная система, где каждый работник ответственен за жизнь и здоровье воспитанников, требующая повышенные требования вследствие уязвимости, несамостоятельности детей, а также разновозрастной подготовки детей. Уровень профессиональной подготовки и возраст персонала определяет безопасность детей, требующие повышенной концентрации персонала, так как число воспитанников во много раз превышает число воспитателей.

Контроль состояния системы пожарной безопасности на объекте определяется оценкой расчетной величины пожарного риска. Пожарный риск можно охарактеризовать как степень возможности реализации пожарной опасности объекта и негативных последствий для находящихся внутри людей и материального имущества. Расчет пожарного риска — степень оценки действия на людей опасных (поражающих) факторов пожара и мер, которые предпринимаются по уменьшению частоты возникновения и негативных последствий [7].

Для определения величины пожарного риска используется программа Fenix+. Порядок определения расчетных величин индивидуального пожарного риска включает в себя следующие этапы [8]:

– анализ пожарной опасности здания;

– определение частоты реализации пожароопасных ситуаций;

– построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев развития пожара;

– расчет времени эвакуации;

– оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития.

Для проведения анализа пожарной опасности необходимо собрать следующую информацию о здании:

– объемно-планировочные решения;

– теплофизические характеристики ограждающих конструкций и размещенного оборудования;

– вид, количество и размещение горючих веществ и материалов;

– количество и места вероятного размещения людей;

– информацию о системах пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре.

После проведения анализа вся собранная информация вводится в проект. На основе данной информации строится модель здания.

Частота пожароопасных ситуаций определяется на основании статистических данных, а при их отсутствии используют нормативное значение, указанное в Приказе МЧС России от 30.06.2009 № 382.

Для построения полей опасных факторов пожара необходимо выполнить следующие действия [8]:

– выбрать место очага пожара;

– если необходимо, добавить новые сценарии пожара и указать другие места очага пожара;

– определить расчетную область;

– установить регистраторы;

– указать параметры окружающей среды за пределами здания и начальные значения параметров окружающей среды внутри помещений;

– выполнить моделирование динамики развития пожара.

Для расчета времени эвакуации приложение Fenix+ проводит построение расчетной схемы эвакуации и осуществляет моделирование эвакуации людей.

Построение расчетной схемы эвакуации выполняется с учетом объёмно-планировочных решений, ограждающих конструкций и размещенного оборудования. При моделировании эвакуации учитываются контингенты находящихся в здании людей, значения площадей горизонтальных проекций различных контингентов людей, а также параметры движения людей различных групп мобильности.

При моделировании эвакуации используется индивидуально-поточная модель движения людей до выхода из здания [9]. Фактическое время эвакуации определяется временем, которое требуется для эвакуации последнего человека из наиболее удаленной части здания. При этом учитывается возможное скопление людских потоков на путях эвакуации. Время эвакуации людей сопоставляется со временем достижения любыми из указанных опасных факторов пожара (ОФП) критического значения, что позволяет сделать вывод о возможности безопасной эвакуации людей. Условием безопасной эвакуацией является результат, при котором величина фактического времени эвакуации превышает величину времени наступления критического значения любого из указанных ОФП на 20 %. Для расчета времени эвакуации людей в приложении Fenix+ необходимо указать значения следующих параметров моделирования:

– способ определения времени начала эвакуации людей (в соответствии с методикой либо вручную);

– параметры путей эвакуации;

– способ формирования пар из числа персонала для транспортировки немобильных людей (при необходимости).

Оценка последствий воздействия ОФП для различных его сценариев отображается в окне с расчетными данными по всем регистраторам. В левой части окна будут представлены данные в табличной форме: время блокировки регистратора, время начала эвакуации, время эвакуации и вероятность эвакуации. В правой части окна будет отображаться график зависимости количества прошедших через регистратор людей от времени.

Далее рассчитывается величина индивидуального пожарного риска для каждого сценария. Формула расчета для дошкольных учреждений определяется следующим образом [9]:

в,iп,i э,iэ,iсп,i,(1)

где п,i частота возникновения пожара в здании в течение года;

э,i — вероятность эвакуации людей;

сп,i — вероятность спасения людей.

Программа Fenix+ автоматически проводит расчет, результат выводит в табличной форме. Если полученная величина индивидуального пожарного риска не превышает нормативного значения, то пожарный риск считается приемлемым. Если полученная величина превышает нормативное значение, то следует провести дополнительные противопожарные мероприятия, которые приведут к снижению значения риска до приемлемого уровня.

К дополнительным противопожарным мероприятиям относятся:

– использование дополнительных объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара;

– устройство дополнительных эвакуационных путей и выходов;

– устройство систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей повышенного типа;

– организация поэтапной эвакуации людей из здания;

– применение систем противодымной защиты;

– устройство систем автоматического пожаротушения;

– ограничение количества людей в здании до значений, обеспечивающих безопасность их эвакуации из здания.

Таким образом, с помощью программы Fenix+ производится расчет и оценка пожарного риска. По результатам проделанной работы формируются выводы и предложения по снижению величины риска в случае превышения его нормативного значения.

Литература:

1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

2. Постановление Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме».

3. Ll Ya Zhang, Ming-guang Zhang, Cheng-jiang Qian System dynamics analysis for petrochemical enterprise fire safety system (2018) Procedia Engineering 211, с. 1034–1042.

4. Iqbal, M., Iqbal, S.A., Mumammad Mallick, S. Fire safety and availability of fire fighting equipment in selected garment factories in Bangladesh (2016) Proceedings of the International Conference on Industrial Engineering and Operations Management 8–10 March 2016, с. 2942–2943.

5. Cong Zhang Analysis of Fire Safety System for Storage Enterprises of Dangerous Chemicals (2018) Procedia Engineering 211, с. 986–995.

6. СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования.

7. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

8. Методическое руководство Fenix+/Fenix+2 «Программа для определения величины индивидуального пожарного риска версия», 2018.

  1. Приказ МЧС России от 30.06.2009 № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
Основные термины (генерируются автоматически): пожарный риск, пожарная безопасность, нормативное значение, индивидуальный пожарный риск, пожар, место очага пожара, пожарная опасность, расчетная схема эвакуации, табличная форма, фактическое время эвакуации.


Похожие статьи

Особенности подготовки детей младшего школьного возраста основам пожарной безопасности

Данная статья посвящена формированию основ пожарной безопасности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание авторы уделяют основным способам подготовки учащихся начальной школы к безопасному поведению во время пожара.

Профилактика правонарушений среди подростков в общеобразовательном учреждении

В данной статье рассматриваются причины возникновения правонарушений среди школьников, а также представлены возможные профилактические мероприятия по их предотвращению.

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...

Научно-технический аспект принятия управленческих решений с учетом требований пожарной безопасности

Статья посвящена актуальным проблемам альтернативного выбора принятия управленческого решения требований пожарной безопасности на объектах социальной сферы.

Профилактика суицидального риска у подростков

В статье рассматриваются меры профилактики по работе с подростками, входящими в зону риска, связанного с появлением суицидального поведения.

Организация профилактических мероприятий по выявлению и устранению стресса в работе врача

В статье представлены результаты изучения факторов стресса в работе врача и разработка организационных мероприятий по его раннему выявлению и профилактике. Также даны основные понятия и терминология по профессиональному стрессу.

Применение программных продуктов для моделирования опасных факторов пожара в общественных зданиях

В статье рассмотрены проблемы пожарной опасности общественных зданий, методы разработки технических решений по обеспечению пожарной безопасности общественных зданий на основе оценки пожарных рисков и методы моделирования развития опасных факторов пож...

Профилактика эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации в профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по профилактике эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации.

Основные аспекты безопасности в общеобразовательном учреждении

В статье рассмотрены проблемы безопасного пребывания в начальном образовательном учреждении, охарактеризованы меры безопасности школьников в процессе обучения. Автор акцентирует внимание на вопросе низкого уровня технического обеспечения школы. Предл...

Особенности проведения специальных тренировок по противопожарной защите в образовательных организациях

В статье рассматриваются особенности организации и проведения специальной тренировки по противопожарной защите в образовательных организациях.

Похожие статьи

Особенности подготовки детей младшего школьного возраста основам пожарной безопасности

Данная статья посвящена формированию основ пожарной безопасности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание авторы уделяют основным способам подготовки учащихся начальной школы к безопасному поведению во время пожара.

Профилактика правонарушений среди подростков в общеобразовательном учреждении

В данной статье рассматриваются причины возникновения правонарушений среди школьников, а также представлены возможные профилактические мероприятия по их предотвращению.

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными д...

Научно-технический аспект принятия управленческих решений с учетом требований пожарной безопасности

Статья посвящена актуальным проблемам альтернативного выбора принятия управленческого решения требований пожарной безопасности на объектах социальной сферы.

Профилактика суицидального риска у подростков

В статье рассматриваются меры профилактики по работе с подростками, входящими в зону риска, связанного с появлением суицидального поведения.

Организация профилактических мероприятий по выявлению и устранению стресса в работе врача

В статье представлены результаты изучения факторов стресса в работе врача и разработка организационных мероприятий по его раннему выявлению и профилактике. Также даны основные понятия и терминология по профессиональному стрессу.

Применение программных продуктов для моделирования опасных факторов пожара в общественных зданиях

В статье рассмотрены проблемы пожарной опасности общественных зданий, методы разработки технических решений по обеспечению пожарной безопасности общественных зданий на основе оценки пожарных рисков и методы моделирования развития опасных факторов пож...

Профилактика эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации в профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по профилактике эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации.

Основные аспекты безопасности в общеобразовательном учреждении

В статье рассмотрены проблемы безопасного пребывания в начальном образовательном учреждении, охарактеризованы меры безопасности школьников в процессе обучения. Автор акцентирует внимание на вопросе низкого уровня технического обеспечения школы. Предл...

Особенности проведения специальных тренировок по противопожарной защите в образовательных организациях

В статье рассматриваются особенности организации и проведения специальной тренировки по противопожарной защите в образовательных организациях.

Задать вопрос