О методах и способах борьбы с коррозией трубопроводов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 13.04.2020

Статья просмотрена: 1121 раз

Библиографическое описание:

Тиханова, М. М. О методах и способах борьбы с коррозией трубопроводов / М. М. Тиханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68767/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной научной статье рассмотрены ключевые направления защиты от коррозии, ее основные виды и причины возникновения. Основные факторы, негативно влияющие на состояние трубопроводов.

Ключевые слова: коррозия, виды коррозионных разрушений, современные методы, защита неметаллическими покрытиями, легирование, наружная коррозия подземных трубопроводов.

В настоящее время основной проблемой при обслуживании и эксплуатации подземных трубопроводов является коррозия, которая подразделяется на внутреннюю и наружную [1с.156]. В качестве одной из причин появления внутренней коррозии является наличие в воде растворенного кислорода. Кислород попадает в тепловые сети, преимущественно вместе с подпиточной водой.

Как правило, скорость коррозии напрямую зависит от количества кислорода и скорости диффузии данного растворенного кислорода. Таким образом, чем больше растворенного кислорода, тем быстрее происходит коррозийный процесс. Борьба с внутренней коррозией происходит с помощью подпитки трубовых сетей деаэрированной водой, с помощью которой внутренняя коррозия успешно ликвидируется. Согласно статистике, тепловые сети, работающие в течение 70 % времени и находящиеся в температурном режиме (70–80°С) больше подвергаются наружной коррозии, чем все остальные.

Выделяют два основных вида наружной коррозии: сплошная равномерная и язвенная очаговая [2с.246]. При сплошной коррозии — разрушение металла происходит в основном с одинаковой скоростью. Такие повреждения имеют место в основном при разрушении поверхностей на открытом воздухе. В качестве одного из главных факторов, который способствует развитию именно такого рода повреждениям является аэрация.

Рис. 1. Виды коррозионных разрушений

Однако, наибольшую опасность, именно по скорости распространения, представляют собой именно разрушения сквозные, которые также называются язвенной очаговой коррозий. Скорость распространения язвенных очаговых повреждений варьируется в пределе 1,4–1,8 мм/год, так как сплошные равномерные повреждения распространяются со скоростью 0,1–0,2 мм/год.

Наружная коррозия подземных трубопроводов по своей природе делится на химическую, электрохимическую и электрическую [3с.284].

Химическая коррозия возникает в результате воздействия на металл различных жидкостей и газов из почвы через изоляцию на поверхности труб. Такую коррозию относят к виду сплошной. При ней толщина стенок труб уменьшается равномерно.

Электрохимическая коррозия образуется в результате взаимодействия металла (электрод) с вредными растворами в грунте (электролит). Она в основном имеет тип коррозии очаговой. В результате на трубопроводах появляются локальные язвы и глубокие каверны, которые могут развиваться через отверстия в стенке трубы.

Электрическая коррозия возникает, когда электрический ток, протекающий через землю, действует на трубу. Токи проникают в землю в результате утечек из рельсов электрифицированного транспорта — они называются странствующими. Проникнув в трубопровод, они движутся по нему, где около тяговой подстанции покидают трубопровод в грунте, образуя очаги электрической коррозии.

К сожалению, нет метода, чтобы можно было предотвратить разрушение стенок трубопровода, однако в наших силах уменьшить скорость распространения разрушения. К современным методам можно отнести защиту неметаллическими покрытиями. К ним относятся: масляные и алкидные краски, битумные и синтетические лаки, а также полимерные материалы, образующие защитную пленку на поверхности, которая помогает предотвратить взаимодействие материала с окружающей средой и влагой.

Этот способ обработки металла при помощи лакокрасочных материалов является самым удобным, так как произвести обработку можно на строительной площадке. Эффективность этого метода будет зависеть от многих факторов: от климата, качества защитного материала и его количества.

Следующий способ это — легирование, то есть добавка прочих металлов. Добавление к железу Mo, Mn, W, Cr, Al, Ni, в качестве легирующих добавок получают нержавеющие стали. Такой материал ржавеет с малой скоростью.

Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время на состояние трубопроводов негативно влияют многие факторы: воздействие различных жидкостей и газов из почвы, появление в грунте вредных растворов, проникновение электрического тока. В результате работы, установлены основные причины возникновения коррозии, были проанализированы методы борьбы с ней. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что за счет эффективной и надежной защиты трубопроводов сокращаются финансовые издержки на их обеспечение и содержание.

Литература:

  1. Кузнецов М. В. Противокоррозионная защита трубопроводов и резервуаров / М. В. Кузнецов, В. Ф. Новоселов, П. И. Тугунов и др. — Москва: Недра, 2016. — 238 с.
  2. Ионин, А. А. Теплоснабжение / А. А. Ионин. — Москва: Стройиздат, 2010. — 336 c.
  3. Стрижевский И. В., Сурис М. А. Защита подземных теплопроводов от коррозии. М.: Энергоатомиздат, 2012. — 344 с.
Основные термины (генерируются автоматически): наружная коррозия, внутренняя коррозия, растворенный кислород, вид, скорость распространения, состояние трубопроводов, трубопровод, электрическая коррозия, электрический ток.


Ключевые слова

коррозия, легирование, виды коррозионных разрушений, современные методы, защита неметаллическими покрытиями, наружная коррозия подземных трубопроводов

Похожие статьи

Влияние различных агрессивных факторов на состояние арматуры железобетонных изделий

В представленной статье рассмотрены основные процессы, которые происходят с арматурой железобетонных изделий, подвергающийся влиянию спектра агрессивных факторов окружающей среды. Также были проведены химические опыты на выявление коррозии на металла...

Обоснование применения электрохимический защиты трубопроводов в условиях месторождений Западного Казахстана

В статье приведен анализ уровня изношенности противокоррозионной защиты трубопроводов Западного Казахстана, а также предложен электрохимический метод предотвращения внутренней коррозии за счет образования оксидной пассивирующей пленки.

Коррозия металлов

В статье рассмотрены основные вопросы процесса коррозионного повреждения металла, виды коррозии и коррозионных разрушений, способы защиты от коррозии.

Причины возникновения солевой коррозии железобетонных элементов конструкции

В статье перечислены причины возникновения коррозии в железобетонных конструкциях при эксплуатации мостовых сооружений. Изучено влияние коррозии на несущую способность железобетонных конструкций

Коррозия трубопроводов после длительной эксплуатации

В статье автор пытается определить актуальность проблемы возникновения коррозии в трубопроводах после их длительной эксплуатации.

Повышение коррозионной стойкости металлов

Рассмотрена методика оценки состояния металлических конструкций. Предложены химические составы для удаления продуктов коррозии при измерении глубины повреждений.

Факторы повышения эффективности работы железобетонных труб

Важнейшие факторы повышения эффективности работы железобетонных труб. Технология изготовления железобетонных труб и необходимость их армирования. Каче-ственные характеристики железобетонных изделий, в том числе и труб. Их защита при действии агрессив...

Влияние коррозионных повреждений на несущую способность сжатых железобетонных элементов

В научной публикации автор исследует влияние коррозионных повреждений на несущую способность железобетонных сжатых элементов, которые ведут к ухудшению эксплуатационных характеристик. Исследование базируется на методе численного анализа и моделирован...

Повышение безопасности магистральных трубопроводов

В данной статье проанализированы факторы, которые приводят к поломкам магистральных трубопроводов и рассмотрены методы, позволяющие повысить безопасность трубопроводного транспорта на территории Российской Федерации.

К вопросу об исследовании долговечности железобетонных элементов

В статье рассматриваются основные положения повышения долговечности железобетонных конструкций. Выделяются методы прогнозирования железобетонных конструкций, их особенности, достоинства и недостатки.

Похожие статьи

Влияние различных агрессивных факторов на состояние арматуры железобетонных изделий

В представленной статье рассмотрены основные процессы, которые происходят с арматурой железобетонных изделий, подвергающийся влиянию спектра агрессивных факторов окружающей среды. Также были проведены химические опыты на выявление коррозии на металла...

Обоснование применения электрохимический защиты трубопроводов в условиях месторождений Западного Казахстана

В статье приведен анализ уровня изношенности противокоррозионной защиты трубопроводов Западного Казахстана, а также предложен электрохимический метод предотвращения внутренней коррозии за счет образования оксидной пассивирующей пленки.

Коррозия металлов

В статье рассмотрены основные вопросы процесса коррозионного повреждения металла, виды коррозии и коррозионных разрушений, способы защиты от коррозии.

Причины возникновения солевой коррозии железобетонных элементов конструкции

В статье перечислены причины возникновения коррозии в железобетонных конструкциях при эксплуатации мостовых сооружений. Изучено влияние коррозии на несущую способность железобетонных конструкций

Коррозия трубопроводов после длительной эксплуатации

В статье автор пытается определить актуальность проблемы возникновения коррозии в трубопроводах после их длительной эксплуатации.

Повышение коррозионной стойкости металлов

Рассмотрена методика оценки состояния металлических конструкций. Предложены химические составы для удаления продуктов коррозии при измерении глубины повреждений.

Факторы повышения эффективности работы железобетонных труб

Важнейшие факторы повышения эффективности работы железобетонных труб. Технология изготовления железобетонных труб и необходимость их армирования. Каче-ственные характеристики железобетонных изделий, в том числе и труб. Их защита при действии агрессив...

Влияние коррозионных повреждений на несущую способность сжатых железобетонных элементов

В научной публикации автор исследует влияние коррозионных повреждений на несущую способность железобетонных сжатых элементов, которые ведут к ухудшению эксплуатационных характеристик. Исследование базируется на методе численного анализа и моделирован...

Повышение безопасности магистральных трубопроводов

В данной статье проанализированы факторы, которые приводят к поломкам магистральных трубопроводов и рассмотрены методы, позволяющие повысить безопасность трубопроводного транспорта на территории Российской Федерации.

К вопросу об исследовании долговечности железобетонных элементов

В статье рассматриваются основные положения повышения долговечности железобетонных конструкций. Выделяются методы прогнозирования железобетонных конструкций, их особенности, достоинства и недостатки.

Задать вопрос