В статье рассматриваются инструменты финансирования инновационной деятельности, а также механизмы государственно-частного партнерства и возможность применения данного инструмента для реализации инновационных и научно-технических проектов. Установлено, что главным вызовом для успешной реализации отношений ГЧП в инновационной сфере является преодоление разрыва между фундаментальными и прикладными разработками. Также в статье описана возможная модель ГЧП, которая имеет ряд преимуществ при реализации инновационных проектов.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновационная сфера, реализация научно-технических проектов, коммерциализация прикладных разработок.
Государственно-частное партнерство имеет не одно определение. В разных странах понятие ГЧП трактуется по-разному, однако если исходить из политико-экономического подхода к данному понятию, то сущность государственно-частного партнерства заключается в представлении сложноорганизованной системы, с интегративно устроенными экономическими, социальные и правовые отношения, которые возникают между субъектами народно-хозяйственной деятельности с целью решения общественных, а также социально-важных общественных задач.
На эту сложную систему можно и нужно смотреть с двух различных сторон. Эти стороны являются взаимосвязанными, а также взаимовлияющими друг на друга. С одной стороны, государственно-частное партнерство — это субъектные отношения, которые касаются экономических прав и социально-экономической ответственности сторон и участников реализации проектов, с целью реализации которых применяется инструмент. Другая сторона ГЧП — это субъектно-объектные отношения, которые возникают, как форма правовых, имущественных отношений, реализующихся в правах на владение, пользование, распоряжение результатами реализации проекта. Таким образом формируется два подхода к формированию государственно-частного партнерства. Первым является присоединение государственного сектора и частных партнеров к существующей компании или совместное основание смешанной компании, вторым — заключение договора (контракта) между представителями государственного и частного секторов. Примером таких договоров является договор о сотрудничестве, договор об управлении компанией, договор о реализации, лизинговый договор, договор об уступке, договор концессии и др.
Из этой многогранности системы рождается и немалое количество определений государственно-частного партнерства, а также множество форм ее разновидности.
Традиционной считается трактовка государственно-частного партнерства, как совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. В первое время использования данного инструмента местные региональные нормативные документы давали следующие понятия ГЧП:
Например, ГЧП — это взаимовыгодное сотрудничество города с российским или иностранным, юридическим или физическим лицом, либо действующего без образования юридического лица простого товарищества (договору о совместной деятельности), объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, проектов, направленных на развитие образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, физической культуры, спорта, культуры, туризма, транспортной и инженерной инфраструктур, инфраструктуры связи и телекоммуникаций в городе, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных.
В республике Татарстан ГЧП определялось, как взаимовыгодное сотрудничество Республики Татарстан и частных партнеров по реализации социально-значимых инфраструктурных, инновационных, инвестиционных и иных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений о государственно-частном партнерстве, в том числе с участием муниципальных образований.
Несмотря на широкий спектр определений государственно-частного партнерства, основной смысл данного понятия остается единым и включает в себя содействие государства и частного сектора по вопросам финансирования, реализации и управлению проектами, реализованными при помощи инструментов ГЧП в инфраструктурной, социальной, образовательной, инновационной и других важных сферах.
На данный момент Государственно-частное партнерство во всех странах достаточно развито, однако развитие это связано в большей степени с инфраструктурными, социальными, а также другими, связанными с общественной деятельностью проектами, в то время, как государственно-частное партнерство в инновационной сфере экономики является достаточно новым и на данный момент только развивающимся направлением в большинстве стран. Несмотря на то, что в ряде стран развитие инновационной деятельности осуществляется как с помощью государства, так и с помощью частного сектора, однако в России реализация инновационной деятельности в основном ведется за счет государственного сектора.
Необходимо особо обозначить тот факт, что в настоящее время схема государственно-частного партнерства выглядит следующим образом: государство активно содействует производству фундаментальных исследований и задает направления развития технологиям стратегического характера, а также создает благоприятные условия для инновационной деятельности частных компаний, которые в свою очередь осуществляют прикладную деятельность, коммерциализируя разработки и выводя их на рынки.
В настоящее время в России существует 4 основных механизма осуществления инновационной деятельности:
1) Прямое участие — осуществления финансирования государственных структур, занимающихся научно-исследовательской деятельностью.
2) Государственный заказ — инновационная деятельность с помощью государственного заказа организациям, лабораториям и прочим инновационным центрам, имеющим различную форму собственности.
3) Субсидирование — предоставление безвозмездных субсидий и грантов на проведение фундаментальных исследований и конструкторских разработок.
4) Льготный режим — налоговые, имущественные и другие поблажки организациям, которые осуществляют инновационную и научно-исследовательскую деятельность.
Некоторые из этих механизмов хотя и содержат в себе элементы взаимодействия государства и частного сектора, их нельзя отнести к государственно-частному партнерству, так как они не подразумевают дальнейшее использование разработок на взаимно-выгодных условиях.
Большой проблемой является то, что немалая часть инновационных разработок в России не находит дальнейшей реализации и применения на практике, и соответственно разработки не оказывают ни экономического эффекта, ни социального. То есть существует огромный разрыв между фундаментальной и прикладной частью исследований. Инвестирование через механизмы государственно-частного партнерства смогло бы поспособствовать сокращению этого разрыва.
Поскольку в инновационной сфере применение и коммерциализация результатов исследования должно порождать экономический и социальный эффект, традиционная модель ГЧП в этой сфера является большим вопросом. Больше пользы могло бы принести разделение финансовых обязанностей между государством и частным сектором следующим образом государство осуществляет финансовую поддержку на самых первых стадиях разработки инновационного проекта, так называемых «посевных периодах» с четко определенным направлением проекта, а уже в дальнейшем частный сектор брал бы на себя ответственность за окончательные разработки, а также вывод инновации на рынок. Таким образом при четко определенном направлении проекта исследования на ранних стадиях можно было бы сократить тот самый разрыв между фундаментальными и прикладными исследованиями, о которых говорилось выше.
Также четкое определение направленности проекта могло бы способствовать переходу от сметного финансирования инновационной деятельности, как это происходит сейчас, к финансированию конкретных проектов. Это помогло бы сократить затраты из бюджета, так как государство финансировало бы лишь начальные стадии проекта, и при этом добиться большей эффективности от затраченных средств путем привлечения частного сектора к процессам финансирования разработок. Таким образом модель ГЧП в инновационной сфере выглядела бы следующим образом: Государство давало бы направление для научно-технического проекта, частный сектор осуществлял бы финансирование, и также сопровождение проекта до получения итоговых результатов выводя инновационные разработки на рынок. Сопровождение уже реализованных проектов осуществляется частным сектором при условии государственного контроля и получения от государства различных льгот, а также осуществление совместного финансирования.
Литература:
- Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / В. Г. Варнавский; Ин-т мировой экономики и международных отношений. –М.: Наука, 2005. –315 с.
- Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / Под ред. д-ра. экон. наук, проф. А. К. Казанцева, канд. экон. наук Д. А. Рубвальтера. –М.: ИНФРА-М, 2011. –330 с.
- Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации / А. А. Алпатов, А. В. Пушкин, Р. М. Джапаридзе. –М.: Альпина Паблишерз, 2010. –196 с.
- Емельянов Ю. С. Государственно-частное партнерсто: инновации и инвестиции. Мировой и отечественный опыт. –М.: Книжный дом«ЛИБРОКОМ», 2013. –308 с.
- Климов П. Е. Новый взгляд на сущность государственно-частного партнерства. //Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. -No 10, 2011. электронный ресурс: http://www.uecs.ru/uecs-34–342011/item/686–2011–10–14–08-