Понятие просоциального (или помогающего) поведения широко используется в современной мировой психологической науке. Стоит заметить, что до последнего времени это понятие вообще не использовалось в отечественной психологии. Отсутствует оно и в таком современном и авторитетном российском издании как «Большой психологический словарь» под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. Что касается западных (американских) учебников по социальной психологии, то понятие «просоциальное поведение» стало в них рассматриваться с начала 1980-х годов в качестве антонима для термина «антисоциальное поведение».
В самом широком смысле просоциальное поведение обычно понимается как совокупность неких добровольных действий индивида, направленных на благо другого или какого-либо социума в целом (противоположным по своему значению является поведение, называемое антисоциальным) [5].
Просоциальное поведение уже давно представляет для социологов, стремящихся понять, почему люди склонны к помощи другим, которая дорого обойдется им самим, как своеобразный вызов. В некоторых случаях люди подвергают опасности даже собственную жизнь в стремлении помочь другим, в том числе и совершенно незнакомым людям.
Психологи говорят о существовании сразу нескольких причин, по которым люди демонстрируют просоциальное поведение. Во многих случаях такое поведение поощряется в детстве и подростковом возрасте: взрослые одобряют и подкрепляют положительные действия детей, будь то просто сочувствие по отношению к другому или реальная помощь [7].
Эволюционные психологи часто осуждают просоциальное поведение, рассматривая с точки зрения принципов естественного отбора. Очевидно, что, постоянно подвергая себя риску, человек вряд ли сможет передать свои гены следующим поколениям.
Тем не менее, идея родственного отбора предполагает, что, помогая членам своей семьи, человек способствует выживанию рода и передаче генов будущим поколениям. Исследователи смогли привести доказательства того, что люди более склонны помогать тем, с кем они связаны узами крови [2].
Просоциальное поведение часто рассматривается как вынужденное — по целому ряду факторов, включая эгоистические соображения (повышение собственной самооценки), взаимную выгоду (помощь может обернуться пользой для самого исполнителя) и более альтруистические соображения (оказание помощи чисто из сочувствия к другому человеку) [4].
Существует модель просоциального поведения, предложеная З. Линденбергом, разработанная еще в 2006 г. З. Линденберг предлагает для анализа просоциального поведения использовать ситуационную теорию. Он указывает на тот факт, что в любой ситуации действия человек может наблюдать эффект селективной сензитивности, т. е. выдвижение на первый план и придание значимости одним объектам, факторам, причинам и уход на второй план других. Эта возможность основана на природе человеческой психики, особенностях протекания психических процессов (селективность внимания, восприятия и др.).
Таким образом, на основе анализа научно-практических теорий о просоциальном поведении личности можно сделать вывод о том, что просоциальным называют поведение, целью которого является помощь другим людям. Просоциальное поведение характеризуется заботой о правах, чувствах и благополучии других людей. Поведение, которое может быть описано как просоциальное, подразумевает сопереживание и заботу о других, а также стремление помочь или принести пользу другим людям.
Рассматривая просоциальную деятельность педагогов (воспитателей детских дошкольных организаций, учителей, коррекционных педагогов, воспитателей детский образовательных организаций интернатного типа), в первую очередь отмечается, что она состоит в помощи ребенку сформироваться как личности, получить образование [6]. Поэтому, по мнению М. В. Ерховой, возникла необходимость выделения в профессиональном поведении педагога особого вида поведения, интегрирующего в себе его ролевые и личностные возможности и направленного на оказание помощи ребенку в его безопасной адаптации и дальнейшем личностном развитии [1]. Такое поведение определено ею как помогающее поведение учителя. Помогающее поведение учителя М. В. Ерхова рассматривает как одно из средств педагогической поддержки школьников.
Просоциальное поведение педагога, интегрирующее в себе, с одной стороны, помогающее отношение к учащимся и педагогические действия, а с другой — ролевые и личностные возможности педагога, позволяет расширить спектр педагогического влияния на личность ребенка, способствует развитию активной и рефлексивной позиции школьника [3]. Полагается, такой подход позволяет не только развивать ролевое и личностное взаимовлияние педагога и воспитанника, но и обучать педагогов актуализации своих личностных и ролевых возможностей в целях гуманизации и более доверительных взаимоотношений с учащимися.
Профессиональное поведение педагога, отмечает М. В. Ерхова, становится помогающим, если:
а) у педагога сформированы установки на позитивное принятие себя и ученика, на независимость в поступках и суждениях, на открытость окружающему опыту;
б) педагог овладел приемами помогающего поведения, выражающими интеграцию его индивидуально-личностного и ролевого потенциалов [1].
В связи с тем, что социально-педагогическая деятельность связана с высокими рисками психологического и профессионального выгорания, в образовательной организации должна быть четко сформулирована система управления просоциальной активностью педагогов. В решении данного вопроса ключевое значение имеет управленческая деятельность руководителя образовательной организации
Литература:
- Ерохова М. В. Помогающее поведение учителя как источник социальной компетентности учащихся // Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде. — 2002. — № 9. — С. 88–89.
- Ковалева Ю. В. Мотивы помогающего поведения и их связь с самоотношением личности // Современные исследования социальных проблем. — 2012. — № 12(20). — 18 п.л.
- Логинова Е. В. Просоциальное поведение: философский подход // Контентус. — 2015. — № 8(37). — С.71–75.
- Луценко С. И. Мотивация и просоциальное поведение руководителя // Кадровик. — 2018. — № 10. — С.80–86.
- Свенцицкий А. Л., Казанцева Т. В. Повседневное просоциальное поведение личности как накопление социального капитала // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. — 2015. — № 2. — С. 45–55.6.
- Тимохина Т. В. Специфика деятельности тьютора как специалиста помогающей профессии / Т. В. Тимохина // Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий: Сборник научных трудов участников III Международной научно-практической конференции. — 2018. — С.41–47.
- Шатыр Ю. А. Специфика гендерного проявления просоциальности асоциальности в поведении человека // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2014. — № 4(10). — С.77–83.