В статье рассматриваются актуальные проблемы привлечения к административной ответственности в сфере государственных закупок в бюджетных учреждениях здравоохранения, при нарушении законодательства Российской Федерации в области закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Автор отмечает, что основной целью современного законодательства о контрактной системе, является укрепление контроля в части рационального расходования бюджетных средств, а также качества поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг для государственных нужд. Обращается внимание на проблемы, возникающие при применении законодательства о контрактной системе в сфере государственных закупок, одной из наиболее значимых является противоречивость административной практики, при рассмотрении контролирующими органами дел о привлечении к административной ответственности участников контрактной системы. Делается вывод о необходимости совершенствования норм КоАП РФ, предусматривающих ответственность за нарушения в сфере законодательства о контрактной системе, так как штрафные санкции, зачастую несоразмерны общественному вреду.
Ключевые слова: правовое регулирование, правовое регулирование, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, административная ответственность, дисквалификация, штраф, контролирующие органы, правоприменительная практика.
The article discusses the urgent problems of bringing to administrative responsibility in the field of public procurement in budgetary healthcare institutions, in violation of the legislation of the Russian Federation in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs. The author notes that the main goal of modern legislation on the contract system is to strengthen control in terms of rational spending of budgetary funds, as well as the quality of delivered goods, work performed and services rendered for state needs. Attention is drawn to the problems that arise when applying the legislation on the contract system in the field of public procurement, one of the most significant is the inconsistency of administrative practice, when considering the cases by the regulatory authorities of bringing the contract system participants to administrative responsibility. The conclusion is drawn on the need to improve the norms of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, providing for liability for violations of the legislation on the contract system, since penalties are often disproportionate to public harm.
Keywords: legal regulation, legal regulation, Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, administrative liability, disqualification, fine, regulatory authorities, law enforcement practice.
В настоящее время происходящие изменения в подходах к правовому регулированию общественных отношений, связанных с осуществлением государственных и муниципальных закупок, напрямую связаны с институтом административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) направлен на реализацию укрепления государственного и общественного контроля за тратой бюджетных средств, а также качества поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг для государственных нужд. Закон о контрактной системе регламентировал механизм осуществления закупок, а также сформировал алгоритм осуществления контроля за осуществлением закупок.
Одним из рычагов контроля за осуществлением закупок в рамках Закона о контрактной системе является административная ответственность.
Как известно, Статья 107 Закона о контрактной системе предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019 в рамках 44-ФЗ, предусматривается ответственность за несоблюдение его положений, как поставщиками, так и государственными заказчиками при проведении закупок в любой из обозначенных в Законе форме.
В сфере госзакупок в качестве основного субъекта административной ответственности выступает должностное лицо заказчика, который должен обеспечить выполнение определенных законодательством регламентных процедур. Другими субъектами административной ответственности, которые также могут подвергнуться административному наказанию, являются: специалисты контрактных служб, контрактные управляющие, должностные лица уполномоченного органа, члены комиссий по осуществлению закупок, участники закупок, специализированная организация, оператор электронной площадки.
Как показывает практика, на данном этапе правила осуществления закупок тоже нарушаются. Например, Решением ФАС РФ от 28.09.2017 по делу № К-1256/17 жалоба участника о нарушении заказчиком порядка заключения контракта была признана обоснованной, поскольку в ЕИС отсутствовала информация о банковской гарантии на дату заключения контракта (банковская гарантия размещена 27 сентября, а сведения о заключении контракта размещены заказчиком 26 сентября).
А Определением ВС РФ от 24.08.2017 № 304-АД17–10881 оставлены в силе состоявшиеся ранее решения, которыми заказчик признан нарушившим Закон № 44-ФЗ, поскольку условиями аукционной документации и контракта было предусмотрено, что поставщик гарантировал цену за единицу товара, не превышающую предельную отпускную цену, определяемую в соответствии с Постановлением № 865, тогда как фактически контракт был заключен с превышением предельной отпускной цены.
Иногда заказчики, заключив контракт, изменяют его условия. Это правомерно, если такая возможность предусмотрена контрактом или изменения производятся согласно законодательству. Если же изменения внесены без достаточных оснований — штрафа не избежать. Причем размер штрафа уже посущественнее, он составляет для должностных лиц 20 000 руб., а для учреждения 200 000 руб. (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).
Приемка товара, работы или услуги зачастую совершается с различными нарушениями. Заказчики «забывают» провести экспертизу товаров, работ, услуг или отдельного этапа исполнения контракта. В таком случае должностное лицо заказчика может быть оштрафовано на 20 000 руб. (ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ). А иногда заказчики:
− не составляют документы о приемке товара, работы или услуги;
− при отказе в приемке результатов исполнения контракта не направляют поставщику мотивированный отказ.
Такая «забывчивость» должностных лиц заказчика обернется для них аналогичным штрафом.
Не всегда нарушения положения законодательства о закупках чреваты административным наказанием: за некоторые не предусмотрена ответственность КоАП РФ, а за некоторые заказчики освобождаются от ответственности ввиду малозначительности недочета.
Если КоАП РФ за нарушение не предусмотрена ответственность, контрольный орган выдает обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений (ч. 22 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). В течение трех рабочих дней с даты выдачи предписания контрольный орган в сфере закупок обязан разместить это предписание в ЕИС. Причем оно должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения.
Если предписание не исполнить, ФАС вправе применить к учреждению или должностному лицу (в зависимости от того, кому было выдано предписание) меру административной ответственности по ч. 7 ст. 19.15 КоАП РФ: штраф для должностных лиц в размере 50 000 руб., для юридических лиц — 500 000 руб.
Модернизация Кодекса об административных правонарушениях при вступлении в силу федерального закона, который был дополнен новыми статьями 7.29, 7.30, 7.31, 7.32 штрафные санкции определены в основном диапазоне от 30 000 до 50 000 рублей. Таким образом, один миллион российских специалистов, занятых в сфере госзакупок, осуществляют профессиональную деятельность с риском административной ответственности в широком диапазоне штрафных санкций от 5 тыс. руб. до 50 тыс. руб. Нарушения законодательства о закупках совсем не редкость. Несмотря на достаточно четкую регламентацию закупочной деятельности, заказчики путаются в сроках и правилах составления документов и размещения информации.
Парадокс данной сферы, несомненно влияющий на окончательное решение специалистов по выбору деятельности в сфере госзакупок ввиду огромной возлагаемой административной ответственности, заключается в том, что важнейшие вопросы правоприменительной практики отражаются не в нормативных правовых актах, а в письмах Федеральной антимонопольной службы, Минэкономразвития России, последний из которых не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации [5].
В качестве глобальной проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок следует указать противоречивость административной практики в деятельности контролирующих органов. Региональные Управления Федеральной антимонопольной службы при осуществлении контроля, очень часто принимают противоречивые друг от друга решения. Интерпретируют закон о контрактной системе по-разному, порой с избыточными требованиями к заказчикам, не принимая в обосновании позиции разъясняющие письма органов власти.
Такой противоречивый подход к рассмотрению дел органами контроля при привлечении к административной ответственности создаёт стойкое непонимание и как следствие нарушения требования законодательства о контрактной системе в сфере госзакупок.
Некоторые составы административных правонарушений будучи формальными, обладают чрезмерно строгими санкциями. Так, например ч. 14 ст. 7.30 КоАП РФ за нарушение сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на два рабочих дня — предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Изменение законодательства об административной ответственности показывает отчётливую линию, направленную на увеличение количества составов правонарушений в сфере госзакупок.
Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на следующие очень важные, по моему мнению, аспекты:
- необходим единый подход контролирующих органов в трактовке законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
- необходимо пересмотреть систему штрафов по ряду административных правонарушений, связанных с порядком осуществления государственных и муниципальных закупок, так как размеры штрафов не всегда соразмерны общественному вреду, образующемуся в результате их совершения.
В связи с этим существует необходимость обратить внимание законодателя на целесообразность совершенствования норм КоАП РФ, касающихся административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Литература:
- Лавров Ю. Б. Диспозитивность как отраслевая особенность гражданско-правовых норм//Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2013. № 2. С. 197–198.
- Павелин А. Усиление ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе//Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2016. № 8. С. 46–56.
- Соловей Ю. П. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: старые и новые проблемы//Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сб. тез. ст. М.: Моск. ун-т МВД России, 2003. С. 183–185.
- Юрицин А. Е., Лавров Ю. Б. Проблемы определения наименования места происхождения товара при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд//Вестник Омской юридической академии. 2015. № 1 (26). С. 20–24.
- Акулич Е. И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 (274). — C. 623-634.