Методики изучения профессиональной языковой личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 13.04.2020

Статья просмотрена: 974 раза

Библиографическое описание:

Бердали, Ж. М. Методики изучения профессиональной языковой личности / Ж. М. Бердали. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 404-409. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68806/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье раскрывается содержание феномена «профессиональной языковой личности». Проводится анализ научно-методологических подходов к формированию профессиональной языковой личности на примере разных специальностей. Рассматривается проблема совершенствования профессиональной языковой личности.

Ключевые слова: профессиональная языковая личность, профессиональная картина мира, профессиональная деятельность, когнитивное терминоведение.

Введение. Интеграция образования и научных знаний требуют подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям 21–го века. Смена ориентиров в образовании, новые подходы к подготовке филологов-русистов ставит задачу дальнейшего совершенствования системы профессионального образования [1]. В соответствии с этими профессиональная деятельность человека, связываются одним из наиболее перспективных направлений когнитивного терминоведения, изучением профессиональной языковой личности как «субъекта продуцирования и развития профессионального знания, полноценного участника профессиональной коммуникации» [2, с. 15]. Следовательно, в современной перспективе исследуемый предмет — не отдельная профессия, а профессиональная языковая личность определенного специалиста. Для лингвистов это по–новому ставит вопрос о том, какие методы лингвистического анализа вносят свой вклад в изучение этого феномена.

Основная часть. Врамках челябинской научной школы когнитивного терминоведения исследовался феномен профессиональная языковая личность (далее — ПЯЛ) (выявлена и описана структура уровней ПЯЛ; охарактеризованы основные типы ПЯЛ — тип вдумчивой личности (на примере личности ученого) и тип личности интуитивно — образного типа (как пример личности работника), разработана лексикографическое описание ПЯЛ [3,4]; была предложена и апробирована методология дискурсивного исследования ПЯЛ (на основе естественных письменных речевых текстов предпринимателей [5]; словари ПЯЛ работника и ученого-лингвиста подготовлены в исторической перспективе [4]).

Следовательно, предметом нашего исследования является лингвистическое явление, которое включает языковые аспекты профессионального общения, психологические и социальные стороны речевой деятельности специалиста, точнее, профессиональная языковая личность [6, с. 63]. Это означает, что профессиональная языковая личность способна интегрировать различные специализированные языки, что, конечно, будет влиять на ее структуру, которая включает как общие, так и присущие профессиональные элементы только в специализированной деятельности.

По мнению, Е. А. Климова цельность профессиональной языковой личности обеспечивается следующими универсальными функциями:

– профессиональная картина мира;

– концентрация, совокупность мотивов (социально ориентированные мотивы, мотивы, ориентированные на деятельность — широкие и подробные, мотивы, направленные в смежные области);

– отношение к окружающему миру, людям и занятиям;

– взаимное отношение, особенности саморегуляции;

– креативность, в частности ее проявления;

– черты интеллектуальной личности;

– —личные эксплуатационные качества (способность, готовность действовать, умение действовать);

– эмоциональность, в частности ее проявления;

– характеристика осознания близких и отдаленных отношений профессии с окружающими;

– идеи по сложным навыкам, сочетаниям личностных качеств, ожидаемых профессионалом в данном сообществе;

– осознание качеств, которые профессия развивает в человеке или что позволяет ему проявляться и что подавляет его;

– представление о вашем месте в профессиональной среде [15].

Этот список позволяет нам понять, что профессиональная языковая личность формируется не в ограниченной образовательной системе, а в той, которая обеспечивает социокультурные и профессиональные отношения, доступ к внешнему миру и самосознание возможностей в широком социальном и профессиональном контексте.

Следовательно, формирование профессиональной языковой личности, с одной стороны, ставится и продолжается в процессе обучения и воспитания и, с другой стороны, в процессе сознательного самопланирования. Только комбинация этих двух процессов может привести к разграничению личной сферы личности, открытию и шлифовке новых граней личности, расширению его профессиональных горизонтов. Конечной целью является формирование требовательной профессиональной языковой личности, способной к обновлению, самообучению и самокоррекции даже за пределами структуры образовательного процесса.

В настоящее время накоплен достаточный опыт как в создании теоретической базы для описания когнитивных аспектов ПЯЛ, так и в описании отдельной ПЯЛ. Это создает условия для исследования в типологии ПЯЛ.

Моделирование профессиональной языковой личности неотделимо от представления об особенностях профессиональной картины мира и методологических основаниях в соответствующей области знания. Полнота и степень реализации ЯЛ в профессиональной деятельности зависит от важности компонента мировоззрения для осуществления профессиональной деятельности, таких как знания (онтологические, гносеологические и перцептивные, явные и неявные), парадигмы миропонимания в соответствующей области знания (естественно-научные или естественно-философские), доминантная методология (рациональная или иррациональная) и т. д. Эти факторы оказываются важными, прежде всего, при сравнительном изучении ПЯЛ представителей технических и гуманитарных специальностей.

Поскольку профессиональная картина мира является лишь частью индивидуального образа мира, при ее описании неизбежна гносеологическая редукция, когда человеческое сознание изучается не полностью, а только с познавательной, гносеологической точки зрения. В связи с этим особенно важно изучить механизмы, определенные специалистами в области языковой концептуализации реальности, а также проблему соотношения языковой и профессиональной осведомленности (Е. А. Климов, В. В. Шкатова, Е. В. Харченко и др.). При типологизации профессиональной языковой личности также важна степень близости объемов понятия ПЯЛ и целостной ЯЛ и связанный с этим уровень «лингвоинтенсивности» профессии (учителя, юриста, психолога, экскурсовода).

Исходя из этого мы можем утверждать, что профессиональное общение и сфера применения ПЯЛ отражается в профессиональном дискурсе. Мы находим подтверждение этого утверждения в социолингвистических работах, в которых профессиональный дискурс рассмаривается как часть институционального дискурса. По мнению Л. С. Бейлинсона профессиональный дискурс определяется как «совокупность определенных институциональных, профильных и предметных признаков, функций и норм» [18].

Неизменные и переменные части выделяются в структуре образа профессионального мира. Неизменный компонент соотносится с социально развитой профессиональной практикой, представленной профессиональной (научной) терминологией. Переменная часть профессиональной картины мира представлена личными ценностями субъекта в профессиональной деятельности, на лингвистическом уровне, индивидуальной лексикой и профессиональным жаргоном.

Динамика профессионального мира проходит через следующие этапы: от чувственного восприятия профессионального мировоззрения через личностное понимание ценности объектов социальной практики до последующего создания устойчивой семантической структуры картины профессионального мира и его осознания.

Следовательно, исследуемая проблема носит комплексный характер. Отдельные ее аспекты уже являлись предметом диссертационных работ в области лингвистики, педагогики, в частности: Кубиц Г. В. «Профессионализация языковой личности (на примере юридического дискурса)», Кузнецовой Л. Н. «В. В. Виноградов как профессиональная языковая личность ученого-филолога: лингвориторический аспект: на материале текстов о языке и стиле русских писателей», Золотовой Е. С. «Особенности реализации профессиональной языковой личности в естественной письменной речи предпринимателей», Пановой М. Н. «Языковая личность государственного служащего: дискурсивная практика, типология, механизмы формирования» Юрьевой А. В. «Лингвориторический идеал как фактор становления профессиональной языковой личности будущего учителя», Масыч Т. Л. «Профессиональная языковая картина мира сотрудников правоохранительных органов: на материале русского языка» и др. Отметим, что в рамках профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля особое внимание уделяется профессиональной коммуникативной компетентности, то есть к коммуникативным навыкам в профессиональной ситуации.

На примере юриста Кубиц Г. В. в своей работе «Профессионализация языковой личности (на примере юридического дискурса)» изучает профессиональный язык в сфере юриспруденции. При изучении ПЯЛ использовались следующие методы: соцолингвистические, ассоциативный и метод лингвостилистической интерпретации, методы описательного и сопоставительного анализа [21].

Профессиональный язык юриста рассматривалась с позиции специальной лексики юриста; терминологии юридических текстов; давались интерпретации юридических текстов; анализировались работы выпускников-юристов и т. д.

По мнению автора профессиональный язык юриста формируется поэтапно:

– На начальном этапе закладывается профессиональное сознание;

– На этап становления можно отнести коммуникативные компетенций, усвоение профессионального тезауруса;

– На этапе профессионального языкового сознания, юрист пользуется юридическими понятиями и текстами, логично и тщательно формулирует свои мысли, структурированно и продуманно производит тексты.

М. Н. Панова в своей работе «Языковая личность государственного служащего: дискурсивная практика, типология, механизмы формирования» исследовала языковую личность государственного служащего [20]. На основе современных подходов к изучению языка описывается профессиональная речь как часть административного дискурса. Исследователь описывает структуру языковой идентичности государственного служащего, классифицирует типичные языковые ошибки и представляет типологию языковых личностей государственного служащего.

В диссертационной работе Золотовой Е. С. «Особенности реализации профессиональной языковой личности в естественной письменной речи предпринимателей» [5], наряду с общенаучными методами наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации в исследовании использовались специальные языковые методы и приемы:

– Метод лингвистического описания — для многоуровневых характеристик естественной письменной речи предпринимателей, включая гендерные характеристики;

– Концептуальный анализ языковых единиц — изучение содержания лексических инструментов, используемых предпринимателями;

– Культурно-речевой анализ естественной письменной речи — для определения степени соответствия речевых произведений, спонтанно созданных предпринимателями в профессиональном общении, языковым нормам.

Следовательно, мы определяем основную категорию профессиональной языковой личности для данного исследования как тему речевого общения из определенной социокультурной сферы, чей познавательный потенциал языка раскрывается в созданном профессиональном дискурсе, характеризующемся той или иной степенью индивидуальности в сочетании с централизованной формой основных черт этого типа институционального дискурса, объективизируется на уровне универсальных лингвориторических параметров.

Применительно к нашей работе, Кузнецовой Л. Н. была выстроена общая типология профессиональной языковой личности по ряду причин, отражающих следующие ключевые позиции (после первого абзаца классификации была проведена детальная разработка только для филологической области самореализации профессиональной языковой личности):

1) С точки зрения принадлежности к определенной сфере социокультурного общения: а) нефилологические сферы самореализации профессиональной языковой личности (юриспруденция, менеджмент и экономика, администрация и делопроизводство, медицина, педагогика и др.); для представителей этих областей необходимо практически владеть словом как ведущим инструментом профессиональной деятельности, осуществляемой в сфере общения с большим количеством людей; б) филологическая сфера самореализации профессиональной языковой личности (филология как наука, преподавание дисциплин филологического цикла на разных уровнях образования, библиотечное дело, журналистика, реклама, создание литературных произведений разных жанров и т. д.);

2) Благодаря языково-познавательной деятельности профессиональной языковой личности филолога, области применения продуктов дискурсивного формирования текста: а) практическим филологам, мастерам слов (писателям (прозаикам, поэтам)), журналистам, специалистам по рекламе, текстовым и языковым текстам и т. д. б) теоретические филологи (филологи, преподаватели вузов по лингвистическим и литературным дисциплинам; преподаватели языка — в той или иной степени);

3) С точки зрения наличия/отсутствия идиостиля: а) средняя языковая личность филолога, использующая специальную терминологию; б) филологи — классики, заложившие теоретические и методологические основы науки о языке, выдающиеся ученые с ярко выраженным научным идиостилем;

4) По степени креативности в постановке новых задач, самостоятельности и разработке научных подходов, умению организовывать работу студентов и последователей: а) ученый является изолированным новатором; б) ученый — создатель научной школы; в) ученый — обычный ученик конкретной научной школы;

5) По характеру доминирующего изучения научной идиомы филолога, например: а) ПЯЛ ученого-филолога с лингвистической доминантой (В. В. Виноградов); б) ПЯЛ ученого-филолога с литературоведческой доминантой (Ю. М. Лотман); в) ПЯЛ ученого-филолога с философской доминантой (М. М. Бахтин) [16].

Следовательно, разрабатывая проблемы профессиональной языковой личности, раскрывая ее сложный и многомерный характер, основное внимание в нашей работе уделяется применению междисциплинарного подхода на основе методологического аппарата лингвистики, психолингвистики, психологии и социальной психологии.

Исходя из этого, попробуем понять взаимодействия различных подходов к анализу феномена профессиональной языковой личности:

– Лингвистический подход позволяет выделить структуру профессиональной языковой личности для создания функциональной модели профессионального общения.

– Психолингвистический подход позволяет выявить процесс формирования имиджа профессионального мира, развить лингвистическую профессиональную осведомленность специалиста как участника совместной деятельности, проанализировать речь профессиональных произведений.

– Психологический подход раскрывает закономерности языковой социализации профессиональной личности в сфере труда и профессии, а также прагматические аспекты профессионального общения.

– Социально-психологический подход показывает особенности языкового поведения человека как представителя определенной профессиональной группы и организации.

Для определения методики исследования мы будем использовать триангуляционный подход. По мнению Е.Митчелл, триангуляция максимизирует сильные стороны и минимизирует слабости каждого отдельного подхода, а также предлагает возможность мобильного и углубленного исследования, которое отсутствует в ряде других методов [7]. В современной психологии триангуляция понимается как использование данных из различных источников [8, с. 404].

Главным при исследовании профессиональной языковой личности является изучение языка и речи специалиста. То есть, создание модели исследования, которая будет описывать речь профессионала с помощью лингвистики, психолингвистики, социальной психологии и психологии. Для описания речевой деятельности профессионала мы опираемся на общепсихологическую теорию А. Н. Леонтьева [9]. Следовательно, для того, чтобы сформулировать полноценный взгляд на деятельность профессионала, необходимо раскрыть природу ментального образа.

Cледует отметить, что основной лингвистической концепцией, способной проводить систематический анализ «человека говорящего» в профессиональной среде, является лингвистическая теория личности Ю. Н. Караулова [10].

Основной лингвистической концепцией, способной проводить систематический анализ «человека говорящего» в профессиональной среде, является лингвистическая теория личности Ю. Н. Караулова [10]. Автором была разработана модель языковой личности, где отправной точкой являются когнитивные, интеллектуальные аспекты человека. Вслед за автором можно выделить в профессиональной языковой личности такие аспекты изучения, как психологический, деятельностный, социальный и лингвистический. Так, например, лингвистический аспект проявляется в системной и структурной организации профессиональных текстов. При этом профессиональные тексты закрепляют профессиональную картину мира как результат размышления об объекте реальности, определяющей психологическое видение лингвиста и подчеркивая цель в текстах, можно охарактеризовать профессиональную языковую личность с позиции языковой активности. В связи с этим, с точки зрения нашего исследования, мы можем использовать теорию интернализации [11], чтобы объяснить возникновение социальных структур профессионального сознания, переводя знания и профессиональные навыки, выраженные в языке, во внутренний психологический план будущего специалиста. Процессы интернализации также способствуют более глубокому пониманию функции профессиональных текстов, которая заключается в обеспечении выполнения профессиональных умственных действий.

Кроме того, профессиональную языковую личность невозможно исследовать без анализа профессионального сознания. Наиболее интересным с позиций нашего исследования является философская концепция сознания М. К. Мамардашвили, считающего, что знание человек в этом мире может получить, используя только его жизненный опыт, выраженный в сознательных суждениях и состояниях самого субъекта [12]. Для нашего исследования это означает, что изучение профессиональной языковой личности основано на знании субъектом его или ее начальных условий, переданных ему в материальной или устной форме.

Необходимо отметить, что в лингвистике профессиональная языковая личность находится в динамичных отношениях не только с литературными и разговорно-бытовыми языками, но также с другими профессиональными языками, что указывает на то, что специалист переходит от одного кода к другому, то есть происходит переключение субкода. Следовательно, за учением о субкодовых переключениях А. Д. Швейцера [13], мы понимаем, чтобы создать модель профессионального общения между различными специалистами важно использовать концепцию субкодового переключения. Но в то же время, профессиональная языковая личность не может быть раскрыта без анализа системы ее отношений в профессиональной реальности. Чтобы решить эту проблему, необходимо прибегнуть к концепции профессионального самоопределения личности Е. А. Климова [14]. По мнению автора, образ одного человека в профессиональном мире (его внутренние и внешние элементы) отличается от другого в зависимости от типа профессии: «…выделяемого по признакам предметных систем, с которыми имеют дело люди как субъекты деятельности [14, с. 171]». Следовательно, данная теория позволяет выявить особенности формирования профессионального сознания языковой личности. И принимая во внимание того, что пишутся многие работы по исследованию профессиональной языковой личности, попробуем выделить методы изучения (на примере филолога-русиста) этого лингвистического понятия:

– на примере лекций вузовских преподавателей (анализируется лекционная речь);

– самопроектирование и типология конкретных учебных материалов (учебные пособия, образовательные стандарты), основной метод сопоставительный анализ и систематизации требований к обучающимся;

– изучается филологический минимум, где методами исследования являются системный анализ, генерализация и категоризация понятий, моделирование, наблюдение, метод терминологической оценки и др.;

– метод моделирования характеристик конкурентоспособного специалиста и типов его профессиональной деятельности, а также выстраивание модели казахстанского филологического образования как образования «в течение всей жизни»;

– анкетирование студентов, начинающих и опытных филологов-русистов с целью подтверждения или опровержения рассматриваемых в работе положений.

Заключение. Поэтому изучение профессиональной языковой личности осуществляется с использованием вышеперечисленных теорий, концепций и методик, которые в совокупности составляют теоретическую и методологическую основу данного исследования.

Таким образом, выработка высокого уровня профессиональной речи позволит профессиональной языковой личности оставаться конкурентоспособной на рынке труда, адекватно действовать в различных социально–экономических условиях, активно участвовать в профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Жаркынбекова Ш. К. Подготовка специалистов-филологов в казахстанских вузах: проблемы, современные подходы и вопросы реализации // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. — 2017. — № 22–3. — С. 109‑112.
  2. Голованова Е. И. Когнитивное терминоведение: проблематика, инструментарий, направления и перспективы развития // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 24(315). — С. 13–17.
  3. Голованова Е. И. Введение в когнитивное терминоведение: учеб. пособие. — М., — 2011. — 224 с.
  4. Голованова Е. И. Профессиональная языковая личность в когнитивно–коммуникативном аспекте. Челябинск, — 2013. — 251 с.
  5. Золотова Е. С. Особенности реализации профессиональной языковой личности в текстах естественной письменной речи предпринимателей: автореф. дис. … канд. филол. наук. Челябинск, — 2013. — 22 с.
  6. Мыскин С. В. Теоретико–методологические аспекты теории языковой профессиональной личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2015. — № 1. — С. 62–75.
  7. Mitchell E. Multiple Triangulation: A methodology for nursing science // Advances in Nursing Science, –1986. Vol. 8. P. 18–26.
  8. Robson C. Real world research: A resourse for social scientists and practitioner–researchers. 8th ed. Oxford: Blackwell, 1998.
  9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977.
  10. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. — М.: Издательство ЛКИ,. — 2010. — 264 с.
  11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1982.
  12. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы психологии. — М.: Наука, — 1977. — № 7. — С. 109–125.
  13. Швейцер А. Д. Социальная дифференциация английского языка в США. –М.: Наука, 1983.
  14. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  15. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. — М.: МГУ, 1995. — 223 с.
  16. Кузнецова Л. Н. В.В. Виноградов как профессиональная языковая личность (общая характеристика в интерпретации исследователей) // Актуальные проблемы коммуникации и культуры. Вып. 10. Междунар. сб. научн. тр. Москва — Пятигорск: ПГЛУ, 2009. С. 68–72.
  17. Силантьева, М. С. О типах языковых личностей в отношении к элитарной речевой культуре // Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). 13/2009. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2009. С. 156 -160.
  18. Бейлинсон Л. С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы: на материале коммуникативной практики логопедов: диссертация... доктора филологических наук — Волгоград, 2009. — 339 с.
  19. Алмазова А. А. Развитие профессиональной языковой личности студентов-логопедов в процессе лингвистической подготовки. — М: МПГУ, 2014–204 с.
  20. Панова М. Н. Языковая личность государственного служащего: дискурсивная практика, типология, механизмы формирования: Дисс.... д-ра филол. наук. — М., 2004.
  21. Кубиц Г. В. Профессионализация языковой личности: На примере юридического дискурса: Дис. … канд. филол. наук. — Челябинск., 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная языковая личность, профессиональная деятельность, профессиональная картина мира, профессиональное общение, профессиональный мир, языковая личность, профессиональное сознание, естественная письменная речь, профессиональная среда, профессиональный дискурс.


Ключевые слова

профессиональная деятельность, профессиональная языковая личность, профессиональная картина мира, когнитивное терминоведение

Похожие статьи

Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога

В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов

В статье исследуется проблема учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов. Раскрыто понятие учебно-профессиональной мотивации, рассмотрены положительные профессиональные мотивы. Представлены результаты констатирующего эксперимента.

Проблема профессионального самосознания педагога

В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов

В статье проанализированы концептуальные теоретические подходы к изучению проблемы профессионального становления личности, предпринято продуктивную попытку раскрыть специфику профессиональной подготовки будущих специалистов в отрасли практической пси...

Условия оптимизации правовое образование в практике современной школы

В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваться сущность и структура правового образования, возможности личности в формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру современной шк...

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Особенности становления профессиональной идентичности студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе.

Похожие статьи

Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога

В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов

В статье исследуется проблема учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов. Раскрыто понятие учебно-профессиональной мотивации, рассмотрены положительные профессиональные мотивы. Представлены результаты констатирующего эксперимента.

Проблема профессионального самосознания педагога

В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов

В статье проанализированы концептуальные теоретические подходы к изучению проблемы профессионального становления личности, предпринято продуктивную попытку раскрыть специфику профессиональной подготовки будущих специалистов в отрасли практической пси...

Условия оптимизации правовое образование в практике современной школы

В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваться сущность и структура правового образования, возможности личности в формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру современной шк...

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Особенности становления профессиональной идентичности студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе.

Задать вопрос