В статье анализируются проблемные аспекты правовой регламентации деятельности Уполномоченных по правам ребенка в субъекте РФ, предлагается авторский вариант пути их решения.
Ключевые слова: уполномоченный по правам ребенка, детский омбудсмен, омбудсмен, права ребенка, защита прав ребенка.
Формирование института Уполномоченных по правам ребенка в России происходило нестандартным путем. Впервые детские омбудсмены появились 1998 году в пяти регионах (Волгоградская, Калужская, Новгородская, Свердловская области, г. Санкт-Петербург).
Официально на федеральном уровне должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка была введена указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 [2].
Данный указ Президента РФ в пункте 5 закреплял норму рекомендательного характера об учреждении должности уполномоченного по правам ребенка органами государственной власти субъектов. В связи с этим у регионов не было обязанности учреждать подобную должность. Порядок и способ учреждения подобной должности в субъекте никак не регламентировались, что обусловило наличие нескольких способов закрепления института детского омбудсмена.
Так, П. Л. Лихтер отмечает, что в некоторых субъектах РФ Уполномоченный по правам ребенка входит в аппарат Уполномоченного по правам человека, который играет ключевую роль при назначении детского омбудсмена. В ряде других областей детский омбудсмен назначается и подчиняется в своей деятельности главе региона. При «парламентской» модели Уполномоченного основную роль в формировании института играет законодательный орган субъекта Российской Федерации. В начале 2000-х годов был распространен вариант, при котором институт детского омбудсмена был организован и действовал под эгидой общественных организаций, а не государственных органов [4, с. 18].
В связи с наличием различных моделей учреждения должности детского омбудсмена, возникает вопрос о том, влияет ли этот факт на исполнение им своих обязанностей? На наш взгляд, при «парламентском» способе образования института уполномоченного, он обладает большей самостоятельностью и независимостью, что расширяет его возможности в сфере защиты прав ребенка. Именно поэтому подобная модель кажется нам более удачной и эффективной. Полагаем возможным закрепить в законодательстве данный вариант учреждения института детского омбудсмена на региональном уровне в качестве обязательного.
Долгое время детский омбудсмен не имел полноценной правовой регламентации своей деятельности. Лишь в 2018 году произошли серьезные подвижки в законодательстве, и 27.12.2018 г. принят Федеральный закон № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» [1].
Данный закон восполнил недостатки регулирования правового статуса и деятельности Уполномоченных по правам ребенка, установив требования к кандидатам, порядок назначения и освобождения от должности, расширив круг полномочий и т. п. Однако остались вопросы, которые законодатель обошел стороной. Например, как отмечает Д. Н. Степанова, в законодательстве не перечисляются принципы деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, и это является пробелом, который не позволяет четко определить правовой статус института и его место в системе органов государственной власти [6, с. 230].
Действительно, принципы деятельности как основополагающие аспекты, руководящие начала необходимы для понимания сущности института, целей его деятельности. Опыт регионов показывает, что далеко не все субъекты РФ задаются подобным вопросом. Чаще всего вопрос о принципах деятельности детского омбудсмена региональным законодателем также не рассматривается. С положительной стороны стоит отметить опыт Нижегородской области. Закон Нижегородской области от 28.12.2012 № 167-з «Об уполномоченном по правам ребенка в Нижегородской области» в ст. 4 закрепляет принципы деятельности Уполномоченного. Так, деятельность Уполномоченного строится на основе принципов законности, независимости, справедливости, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности [3]. На наш взгляд, подобные принципы необходимо закрепить не только на региональном, но и на федеральном уровне. Имея четкое представление об основополагающих началах своей деятельности и ориентируясь на них, омбудсмен будет осознавать свое место в системе государственных органов.
М. В. Мархгейм, А. Е. Новикова отмечают, что опыт работы региональных Уполномоченных по правам ребенка свидетельствует, что данный институт стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв в сложившейся сегодня системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, свою нишу, не подменяя деятельность других субъектов, но действуя в тесном контакте с ними [5, с. 157]. Вместе с тем, отметим, что как на федеральном, так и на региональном уровне достаточно слабо урегулирован вопрос о порядке и способах взаимодействия Уполномоченных по правам ребенка как между собой, так и с органами власти, должностными лицами и т. п. Этот вопрос требует детальной проработки и четкой регламентации, поскольку пробелы и недостатки законодательства препятствуют эффективному осуществлению защиты прав ребенка и координации органов в указанном направлении.
Отметим, что проанализированные нами недостатки законодательства не являются исчерпывающими. Однако, положительных примеров правовой регламентации деятельности детских омбудсменов все-таки больше. Законодательство постоянно дополняется, институт развивается, что свидетельствует о внимании государства к сфере защиты прав ребенка.
Литература:
- Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации: федеральный закон о 27.12.2018 № 501-ФЗ // Российская газета. 29 декабря 2018. № 295 (7758).
- Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка: указ Президента РФ от 01.09.2009 г. № 986 // Российская газета. 2009. № 166.
- Об уполномоченном по правам ребенка в Нижегородской области: закон Нижегородской области от 28.12.2012 № 167-з (ред. от 07.05.2019) // «Правовая среда». 29.12.2012. № 145 (1556).
- Лихтер П. Л. Методология оценки деятельности Уполномоченного по правам ребенка: постановка проблемы // Диалог. — 2017. — № 2 (7). — С. 16–22.
- Мархгейм М. В., Новикова А. Е. Соотношение и развитие региональной омбудсменовской службы в России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2014. — № 16 (187). — С. 152–158.
- Степанова Д. Н. К вопросу о принципах деятельности уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка // Современный ученый. — 2019. — № 6. — С. 230–234.