В статье рассмотрен опыт применения МСФО в разных странах, на основе которого обоснованы основные преимущества и недостатки процесса их внедрения для субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, финансовая отчетность, учетная политика, система бухгалтерского учета, МСФО.
Целью написания статьи было изучение опыта разных стран по внедрению МСФО и по результатам его анализа определение и обоснование основных преимуществ и недостатков использования МСФО при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности субъектами хозяйствования в РБ.
На сегодня существует большое разнообразие подходов относительно применения МСФО. Однако, в любом случае, с внедрением международных стандартов предприятия все реже прибегают к манипулированию размерами прибыли и утаиванию результатов хозяйственной деятельности. Анализ состояния внедрения МСФО в учетную практику компаний стран мира свидетельствует об усилении таких тенденций и о положительном эффекте от использования международных стандартов. Так, МСФО разрешены или обязательны для применения в 109 странах мира, в том числе в 81 — для листинговых компаний и 28 — для нелистинговых компаний [1, с. 15].
Сегодня в мире существует несколько систем бухгалтерского учета в зависимости от региональных, экономических, политических и социальных особенностей. Общеизвестным является деление учетных систем на такие виды: англосаксонская, континентальная, южноамериканская и исламская модели. В англосаксонской модели финансовая отчетность рассматривается как основной источник информации для инвесторов и кредиторов. Почти все компании, присутствующие на рынке ценных бумаг, непосредственно заинтересованы в предоставлении объективной информации о своем финансовом положении. Сегодня такая модель применяется в Великобритании, США, Австралии, Израиле, Индии, Канаде, странах Центральной Америки и др.
В отличие от англосаксонской в континентальной модели значительное внимание отводится законодательному регулированию бухгалтерского учета, а основными пользователями финансовой отчетности выступают налоговые и другие государственные органы. К странам с такой моделью принадлежат Австрия, Греция, Дания, Испания, Италия, Германия, Норвегия, Португалия, Франция, Япония, также можно отнести и Беларусь.
Отличной характеристикой южноамериканской модели является корректировка показателей финансовой отчетности с учетом изменения общего уровня цен, которое вызвано нестабильной экономической ситуацией и высоким уровнем инфляции. Такие корректировки необходимы для обеспечения достоверности финансовой отчетности. Эта модель присуща таким странам, как Бразилия, Перу, Уругвай, Чили и др.
Одной из форм организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности выступает исламская модель, которая характерна для мусульманских стран и сформирована под влиянием их национальных особенностей. Данная модель, в частности, запрещает получение финансовых дивидендов ради увеличения доходов, а при оценке активов и обязательств используются лишь рыночные цены.
Существуют и другие подходы к группированию стран в зависимости от степени внедрения Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, по такому признаку страны следует сгруппировать в шесть групп:
1) прямое разрешение для листинговых компаний с помощью специальных процедур (страны Европейского союза); конвергенция национальных стандартов с МСФО для листинговых компаний (США, Япония);
2) конвергенция национальных стандартов с МСФО для всех компаний (Великобритания);
3) конверсия МСФО в национальные стандарты (Новая Зеландия, Австралия, Гонконг, Сингапур);
4) разработка новых национальных стандартов и усовершенствования существующих национальных стандартов в направлении их соответствия с МСФО с учетом национальных особенностей (Индия);
5) работа по признанию национальных стандартов эквивалентными МСФО (в ЕС для Канады, Японии и США); прямое введение МСФО в качестве национальных стандартов, в том числе для юридических лиц и нелистинговых компаний [1, с.16].
Интересно отметить, что некоторые страны, которые переходят на МСФО (например, Кения), аргументируют это тем, что такое решение позволит им сэкономить средства на разработку стандартов и направить их на практическое внедрение. Иное видение к делению стран мира задекларировано Комитетом Международных стандартов финансовой отчетности, на официальном сайте которого определено четыре категории стран по уровню внедрения МСФО на данный момент:
1) полномасштабное внедрение МСФО для всех компаний, независимо от того, включены ли они в биржевой листинг или нет. Этой категории отвечают 36 стран;
2) обязательное соблюдение МСФО только для компаний, включенных в биржевой листинг. В эту группу попали Китай, Эстония, Гонконг и Латвия;
3) страны, чье законодательство допускает применение МСФО или других международно признанных принципов отчетности (например, ГААП США) вместо национальных правил. Примерами таких стран является Дания, Германия, Венгрия и Нидерланды;
4) страны, чьи национальные стандарты финансовой отчетности приближаются к МСФО, например, Египет, Малайзия, Сингапур и Южная Африка, причем степень приближенности национальных стандартов к МСФО варьируется [2, с.11].
Самый большой практический интерес имеет именно опыт стран, которые полностью перешли на международные требования ведения бухгалтерского учета и используют Международные стандарты финансовой отчетности. Однако исследование состояния внедрения международных стандартов в учетную практику иностранных компаний свидетельствует о том, что лишь 35 стран задекларировали применение МСФО как обязательных для зарегистрированных на биржах компаний и, в той или иной мере, для компаний, которые не включены в листинг. Эти страны делятся на четыре группы:
1) ближневосточные страны (Бахрейн, Кувейт и др.);
2) страны Южной Америки (Перу, Гондурас и др.);
3) бывшие британские колонии (Барбадос, Кипр, Кения и др.);
4) страны с переходной экономикой (Грузия, Хорватия и др.) [2, с. 12].
Однако самое большое значение для эффективного внедрения МСФО в РБ имеет именно опыт стран с переходной экономикой и стран — членов СНГ. Это объясняется историческими аспектами функционирования экономик стран и похожими условиями ведения хозяйственной деятельности.
На основе анализа опыта первого внедрения и использования МСФО странами с переходной экономикой выделены основные недостатки процесса применения норм международных стандартов при ведении бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности:
- Отсутствие стандартизированных требований относительно применения национальных стандартов финансовой отчетности и МСФО, а также отсутствие норм, которые делают использование МСФО обязательным на практике будет приводить к разным отклонениям. В связи с этим могут возникать трудности при сравнении финансовой отчетности, которая будет составлена по разным подходам. Так, например, в Польше национальные стандарты финансовой отчетности структурно очень похожи на МСФО, а по сути существуют значительные отличия. Это может помешать достижению одной из главных целей МСФО, а именно сопоставимость финансовой отчетности в разных странах.
- Отсутствие достаточного количества высоко — квалифицированных специалистов для составления отчетности в соответствии с МСФО, а также имеющихся средств для подготовки таких специалистов. В странах, которые ввели МСФО, для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности существует большая потребность в квалифицированных бухгалтерах и аудиторах для составления финансовой отчетности согласно МСФО. С проблемой недостатка квалифицированных специалистов при внедрении МСФО, которое значительно усложнило этот процесс, сталкиваются страны с переходными экономиками (Грузия, Армения, Румыния).
- МСФО предусматривают оценку тех или других событий и операций, которые отображаются в финансовой отчетности, в то время как бухгалтеры, которые готовились в условиях плановой экономики и детальной регламентации, не имеют опыта оценки бухгалтерских событий. Одним из путей преодоления этой проблемы для больших компаний может быть привлечение аудиторских фирм для подготовки финансовой отчетности по МСФО. Однако, в этом случае, может возникнуть вопрос о независимости аудиторов. Очевидным является то, что нужно делать усилия для подготовки (переподготовки) бухгалтеров, которые были бы способны и владели определенными навыками для составления финансовой отчетности по МСФО.
- Наличие независимого аудита и профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов. Одним из условий повышения достоверности финансовой отчетности является наличие независимого внешнего аудита в качестве аттестации того, надлежащим ли образом подготовлена финансовая отчетность в той или иной компании. Вопрос заключается в том, в какой мере аудиторы могут оставаться независимыми от своих клиентов, особенно в странах с переходной экономикой. Также нужно обратить внимание на ответственность аудиторов. В странах с невысоким уровнем ответственности местных аудиторов существует проблема недобросовестного выполнения своих обязанностей.
- Наличие нормативных актов относительно механизма внедрения МСФО. Одной из проблем при внедрении МСФО является отсутствие четкой нормативной базы для такого перехода, особенно, что касается юридической силы МСФО. После того, как в стране появляется нормативный акт о внедрении МСФО, возникает вопрос, как можно четко и понятно ввести изменения в национальную практику составления финансовой отчетности.
- Еще одной проблемой при внедрении МСФО может быть отсутствие общих правил использования международных стандартов. МСФО были разработаны на принципиальной основе, а детальной инструкции относительно их использование не существует. В этом случае необходимо обратить внимание на создание центрального национального органа, который бы взял на себя обязанности управления процессом внедрения и дальнейшего применения МСФО. Для того, чтобы не возникало расхождений в трактовании МСФО разными странами, центральный национальный орган должен держать постоянный контакт с Правлением КМСФО относительно интерпретации МСФО.
- Малые и средние предприятия. Одной из задач, которое надо решить при переходе на МСФО — малые и средние предприятия в условиях перехода на МСФО. У малых и средних предприятий нет соответствующих ресурсов и необходимости для применения МСФО при составлении финансовой отчетности.
Таким образом, преимущества от использования МСФО при составлении финансовой отчетности в РБ касаются, как микроэкономического, так и макроэкономического уровней экономики. Переход на международные стандарты финансовой отчетности может вызвать как положительные, так и негативные последствия для компаний РБ. Среди положительных аспектов — повышение прозрачности, улучшение сравнимости показателей и, как следствие, увеличение возможностей для анализа их деятельности и облегчения доступа к международным рынкам капитала.
Важное значение для эффективного внедрения и использования МСФО в РБ имеют государственные органы и общественные профессиональные организации, роль которых состоит в подготовке к внедрению международных стандартов финансовой отчетности и содействии применению и выполнению этих стандартов.
Литература:
- Первые итоги внедрения МСФО за рубежом. Обзорная записка / Крылова Т. Б. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nsfo.ru/ docs/first %20resjlts.pdf.
- Отчет о международном опыте применения МСФО. Часть I / ФБК: Аудит. Финансы. Право. — Москва: ФБК, 2003 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fkcb.ffms.nj/catalog.asp?ob_no=1794.