В статье авторы анализируют эффективность логопедической работы у школьников младших классов с дисграфией при использовании методов нейропсихологической коррекции.
Ключевые слова: нейропсихология, дисграфия, коррекция.
Еще в начале XX века А. Р. Лурия выделил в головном мозге 3 блока, каждый из которых отвечает за определенные психические процессы и каждый из них активно взаимодействует с другими для эффективной организации психической деятельности. Письмо — как один из видов психической деятельности является наиболее сложным актом и для его осуществления требуется слаженная работа и энергетического, и блока приема, переработки и хранения информации, а также блока программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Год от года мы замечаем, что количество детей с нарушениями письменной речи растет и является одной из самых распространенных речевых проблем у школьников младших классов. С ранних лет на ребенка ложится большая энергетическая нагрузка, что приводит к неблагоприятным изменениям. Зачастую большинство современных первоклассников, идущих в школу, оказываются не готовы к учебным нагрузкам, их мозговые структуры еще не готовы обрабатывать большой объем информации. Анализируя школьную успеваемость становится ясно, что большинству школьников языковая грамотность дается с трудом. Нарушения письма имеют под собой физиологическую основу — дисфункцию опеределенных областей головного мозга. Это связано с различными факторами: отягощенная наследственность, нарушения со стороны центральной нервной системы, соматическая ослабленность, а также различными социальными факторами. Дисграфия, довольно распространенное нарушение среди младших школьников и по данному нарушению было написано достаточно работ. Над методиками коррекции дисграфии работали такие ученые, как: Корнев А. Н., Логинова Е. А., Ефименкова Л. Н., Лалаева Р. И., Левина Р. Е., Парамонова Л. Г., Садовникова И. Н., Туманова Т. В., Чиркина Г. В., Шаховская С. Н., Ястребова А. В. и другие. Существует различные классификации дисграфий. Наиболее часто используемая логопедами считается классификация, разработанная Р. И. Лалаевой. В ней выделяются следующие формы:
- Артикуляторно-акустическая дисграфия. В основе данной дисграфии лежит отражение неправильного звукопроизношения на письме.
- Дисграфия на основе нарушенного фонемного распознавания. Проявляется в заменах букв, близких по акустическим свойствам.
- Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза. В основе данного вида дисграфии лежат нарушения операций анализа и синтеза.
- Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием грамматического строя речи.
- Оптическая дисграфия — недоразвитие зрительного гнозиса приводит к ошибкам в пространственной ориентировке.
Во многих странах с высоких уровнем развития давно идут различные исследования в области нейропсихологии и применение нейропсихологических методик коррекции для преодоления трудностей на письме у школьников. Однако в нашей стране применение в практических логопедических занятиях нейропсихологических методов стало применяться сравнительно недавно и еще недостаточно изучено. Основой изучения дисграфии с позиции нейропсихологии стали научные труды таких авторов, как Л. С. Выготского, А. Р. Лурия. Среди современных отечественных авторов, занимающихся данной проблемой можно выделить Т. В. Ахутину, Л. С. Цветкову, Т. Г. Визель, Л. В. Семенович, Е. Д. Хомскую. В нейропсихологии также применяются попытки классифицировать нарушения письменной речи. Т. В. Ахутина выделила следующие виды дисграфии [2]:
- Регуляторная дисграфия — обусловлена нарушенной функции планирования и контроля. У данной категории детей отмечаются трудности в удержании внимания, понимания задания, инертность или наоборот импульсивность при выполнении заданий, трудности переключения. В письме наблюдаются ошибки по типу упрощения программы (персеверации букв, слогов, пропуски, антиципации, контаминации). Наблюдаются также трудности языкового анализа;
- Дисграфия на фоне трудностей поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры. Данной категории детей свойственна высокая утомляемость, как следствие пониженная работоспособность. На этом фоне возникают многочисленные ошибки.
- Зрительно-пространственная дисграфия по правополушарному типу — у детей с данным видом дисграфии наблюдаются ошибки в пространственной ориентировке, задержки в актуализации графического и двигательного образов буквы, замена зрительно похожих букв.
При левополушарных нарушений в письме наблюдаются ошибки в виде замен букв близких по звучанию и звукопроизношению, а также нарушение программирования и контроля.
Анализируя данную классификацию мы приходим к выводу, что каждый симптом дисграфии может быть обусловлен разными механизмами. Для точного определения вида дисграфии необходима обширная диагностика с учетом всего симптомокомплекса. Нейропсихологическая диагностика предусматривает создание тесного взаимокомплекса методов, которые способны с точностью устанавливать степень дефицитарности той или иной психической функции. Но главная роль по А. Р. Лурия — это описание симптомокомплекса психических изменений и выделение однородных признаков, а также установления развития психики возрасту ребенку.
Анализируя статью Т. В. Ахутиной «Нейропсихологический анализ ошибок на письме» [5] мы понимаем, что у школьников при несовершенстве навыка письма и возникновении дисграфических ошибок все последовательные операции, которые в норме протекают автоматизировано, становятся осознанными. Нейропсихологические коррекционные методики в нашей работе помогут обнаружить взаимосвязь дисграфии с особенностями функционирования мозга, а в частности с особенностями протекания психических функций у младших школьников с дисграфией и выявить причины не только самой дисграфии, но и трудностей обучения в целом.
Для продуктивной коррекционной работы на сегодняшний день нейропсихология и логопедия должны тесно взаимодействовать, так как общепринятые психолого-педагогические приемы работы часто не работают.
Мы думаем, что приемы детской нейрокоррекции на логопедических занятиях способствуют слаженному взаимодействию всех трех блоков мозга, их стимулированию и поэтапному прохождению фаз развития головного мозга. Нейропсихологическая коррекция состоит из нескольких блоков: 1) предпосылки познавательных функций, нацеленные на формирование базовых основ; 2) ориентирование на развитие, познавательные функции и входящие в нее компоненты; 3) развитие межполушарных взаимодействий.
А. В. Семенович предлагает систему сенсомоторной коррекции по принципу замещающего онтогенеза, которая представляет развитие мозгового обеспечения. Основной принцип данной системы — прохождение непройденных этапов онтогенеза. Работа ведется по двум направлениям: 1) методы двигательной коррекции (упражнения, повышающие уровень активации больших полушарий, упражнения на межполушарное взаимодействие, нормализация мышечного тонуса); 2) Методы восстановительного обучения Л. С. Цветковой — данная методика позволяет восстановить нужную функцию за счет внесения нарушенного звена; 3) применение кинезиологических упражнений. По этой методике написано работы А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, Г. Деннисон.
Эффективная коррекция письменной речи возможна лишь при понимании механизмов трудностей, возникающих у школьников, с учетом сильных и слабых сторон функциональной системы письма.
Литература:
- Ахутина Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтеза. М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
- Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008
- Киселев С. Ю., Бородийчук И. Г. Различия нейропсихологических профилей у детей пяти и шести лет // Вопр. психологии. 2006. № С. 47– 58.
- Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Пед. о-во России, 2001
- Нейропсихологический анализ ошибок на письме // www.elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36557481 (дата обращения: 10.04.2020).
- Кудряшова И. А. Нейропсихологический подход в коррекции дисграфии у младших школьников. // Студенческая наука и XXI век — 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30542894& (дата обращения 07.04.2020)
- Чеховская Н. П., Заричная А. М. Коррекция нарушения письма у младших школьников с использованием нейропсихологического подхода с внедрением логопедических упражнений // Современная образовательная среда — 2018 [Электронный ресурс]. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36799797 (дата обращения 07.04.2020)
- Васильева Н. Н. Особенности познавательных функций у детей младшего школьного возраста с трудностями обучения письму: нейропсихологический анализ // Глобальный научный потенциал — 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22929993 (дата обращения 23.12.2019)
- Соколова И. А., Борисова Е. Ю. Особенности нарушений письма у детей с ограниченными возможностями здоровья: нейропсихологический подход // Молодой исследователь: от идеи к проекту — 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37125351 (дата обращения 23.12.2019)