На
обложке изображен Карл Роджерс (1902–1987),
американский психолог.
Карл
Рэнсом Роджерс родился в Оук-Парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс. Он был
четвертым из шести детей Уолтера Роджерса и Джулии Кашинг. По словам Карла,
это была замкнутая семья со «строгой, бескомпромиссной религиозно-этической
атмосферой, где преклонялись перед добродетелью упорного труда». Долгие годы мальчик
находился под влиянием семьи, которая настаивала том, чтобы он избрал духовное
поприще. Только будучи уже зрелым человеком, Карл смог освободиться от ее
давления и выбрать свой путь.
В
юношестве Роджерс проявил страстный интерес к природе и занятриям сельским
хозяйством, делая подробные записи своих наблюдений за растениями и животными.
Он собирал и выращивал определенный вид ночных бабочек и прочитал
о них все, что мог найти. Он также читал книги по сельскому хозяйству,
которые приносил отец, и о применяемых в этой области научных
методах.
Сначала
он учился в Висконсинском университете, готовился к карьере
священника в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке.
А в семинарии заинтересовался психологией и поступил в педагогический
колледж Колумбийского университета, где получил магистерскую степень по
психологии, а затем и степень доктора.
Первоначально
Роджерса интересовали проблемы детской психологии, что нашло отражение в его
книге «Клиническая работа с проблемными детьми». Позднее интересы ученого
переместились на психотерапию и разработку подхода, известного как
«недирективное консультирование» и описанного в вызвавшей полемику
работе «Консультирование и психотерапия». Роджерс утверждал, что «клиент»
(он использовал это слово вместо слова «пациент») знает лучше, чем кто-либо,
в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом может
сам найти ее решение. Консультант не направляет, не дает советов, не
интерпретирует, не хвалит, не высказывает неодобрения, не выдвигает
предложений. Основная применяемая им техника — «отражение чувств»: каждый
раз, когда клиент говорит, реакция консультанта заключается в сообщении
клиенту, как он понимает его мысль или чувство. С помощью такого
психологического зеркала клиент лучше понимает собственные проблемы.
Во
время работы в Чикагском университете, где Роджерс занимал должность
профессора психологии и директора университетского консультативного
центра, он пришел к выводу, обсуждаемому в работе «Центрированная на
клиенте терапия», что установки консультанта имеют большее значение, чем его
техника. Условия, необходимые для «психотерапевтического изменения личности»,
создаются, если консультант способен продемонстрировать три существенных
качества: «конгруэнтность», т. е. подлинность, реальность, свободу от
фасада; «эмпатию», т. е. понимание мира так, как его видит клиент,
и возможность донести это понимание до клиента; и «безусловное позитивное
отношение», т. е. признание личности клиента и уважение к нему,
независимо от его проблем или степени асоциальности.
По
возвращении в Висконсинский университет он вел работу в отделениях
психологии и психиатрии, а впоследствии начал интенсивную программу
исследований, используя психотерапию для лечения больных шизофренией в Государственном
психиатрическом госпитале. Роджерс также был сотрудником Западного института
бихевиоральных наук в Ла-Джолле, штат Калифорния, — благотворительной
организации, занимающейся гуманистически ориентированными исследованиями
межличностных отношений, а позже занимал пост в Центре по изучению
человека. В последние годы Роджерс ездил по всему миру с семинарами,
на которых он демонстрировал психологам и другим работникам сферы
психического здоровья, а также педагогам и политикам, как принципы
клиент-центрированной терапии могут быть использованы для облегчения напряжения
в мире и достижения мирного сосуществования.
Карл
Роджерс совместно с Розалинд Даймонд опубликовал разработанный ими
опросник социально-психологической адаптации — инструмент, впоследствии
названный в их честь и получивший широкое распространение.
Роджерс
получил много наград за свой вклад в психологию и был активным членом
многочисленных научных обществ. Он первым получил награду Американской
психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку, а затем еще
одну — за выдающиеся профессиональные достижения. В обращении
к съезду Американской психологической ассоциации, президентом которой он
однажды был избран, он подытожил свой вклад в психологию, сказав: «Я
выразил идею, для которой пришло время, как будто камень был брошен в воду
и поднял рябь».