Оценка влияния корпоративной культуры на качество услуг образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 14.04.2020

Статья просмотрена: 531 раз

Библиографическое описание:

Роменская, А. В. Оценка влияния корпоративной культуры на качество услуг образовательного учреждения / А. В. Роменская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 317-320. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68841/ (дата обращения: 18.12.2024).



Корпоративная культура является мощным стратегическим инструментом, который позволяет направить сотрудников на достижение общих целей, сделать их работу наиболее продуктивной и эффективной, а также упростить деловое общение между ними.

Проанализировав информацию, содержащуюся в различных теоретических источниках, можно выделить следующие признаки наличия корпоративной культуры:

– Артефакты, структуры, стандарты (видимые и ощутимые);

– Ценности и нормы поведения (не так хорошо заметны, но они осознаются и о них говорят);

– Глубинные представления (обычно они скрыты, часто находятся в подсознании, в повседневной жизни редко обсуждаются).

Признаки присутствия корпоративной культуры можно обнаружить во всех организационных процессах. По мнению Каменский И. Н. «моделью корпоративной культуры может считаться многоуровневая система, которую можно представить следующим образом:

– в центре будут располагаться ценности лидеров организации, которые задают эту культуру;

– далее идет слой ценностей персонала, которые, возможно различны с приоритетами лидера;

– ценности будут задавать управленческую культуру, включающую критерии принятия решений, механизм их принятия и реализации;

– культура человеческих отношений в организации;

– технологическая культура, то есть отношения, задаваемые технологией;

– отношения организации со средой становятся причиной выделения маркетинговой культуры, включающий не только сбор информации о среде, но и критерии, и механизмы принятия решений и реализации действий».. [5]

Наглядно данная модель корпоративной культуры представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель корпоративной культуры

Как писали в своей книге Ричард Бояцис и Энни Макки «На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе» «Необходимыми условиями для формирования правильной и адекватной корпоративной культуры в образовательной организации являются:

  1. Формулировка миссии образовательного учреждения крайне важная составляющая, так как у миссии выделяется два предназначения: внешнее (корпорация заявляет, кто она, чего хочет на рынке труда (оказания услуг) и как будет существовать) и внутреннее (на основе миссии формируется корпоративность (развитие персонала вокруг целей, идеологии образовательного учреждения);
  2. Определение цели образовательного учреждения;
  3. Разработка стратегии образовательного учреждения;
  4. Забота о рейтинге образовательного учреждения, публикуемом в средствах массовой информации по результатам различных статистических исследований, социологических опросов;
  5. Работа над имиджем образовательного учреждения (наличие или отсутствие так называемого «доброго имени»)». [2]

Корпоративная культура, являясь обязательным условием высокой эффективности и конкурентоспособности любой организации, представляет своеобразный ориентир для сотрудников организации на достижение личных и корпоративных целей, мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц организации на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Главным условием победы организации в конкурентной борьбе является преданность и патриотизм ее персонала.

Приведу пример образовательной организации, в которой присутствует корпоративная культура:

Образовательное учреждение работает в технологии развивающего обучения в рамках образовательной системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. В данном учреждении реализуется смешанная технология: развивающее обучение в начальной школе и проблемное обучение в основной и старшей школе.

Таблица 1

Сравнительная характеристика развивающего ипроблемного обучения

Развивающее

Проблемное

1. Материал дается в готовом виде, от ученика требуется его осмысление и запоминание.

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.

2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса.

2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активности и самостоятельность достигает здесь высокого уровня.

3. Темп передачи информации ориентирован на боле сильных или слабых учащихся.

3.Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся.

4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его ограниченной частью.

4.Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информации в практике.

5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче принимают полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Педагогическому коллективу и администрации необходимо находится в режиме изучения и апробации новых способов обучения и развития школьников. Инновационная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая осуществляется под руководством ученых: Б. Д. Эльконина, А. Б. Воронцова, Е. В. Чудиновой, А. А. Попова. Необходимо чтобы в школе была создана создана команда единомышленников, наработан опыт разработки нового содержания, технологий, учебно-методических комплексов, форм организации, системы оценивания и системы взаимоотношений как внутри школы, так и в социальном и образовательном пространстве города и округа.

Организация учебного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий. Учебный план должен быть утвержден директором школы, согласован с Управляющим советом школы.

Программа мониторинга качества образования в процессе реализации образовательных программ включает в себя не только определение уровня освоения предметного материала (успеваемость по предметам, качество знаний), но и уровня развития метапредметных умений и личностных качеств. С этой целью в школе создана система особых оценочных процедур и форм учебного сотрудничества, которая включает в себя проектные задачи, учебные проекты, образовательные модули, проверочные работы и др.

Для повышения качества обученности в учебном году необходимо проводить работа с отдельными категориями учащихся, требующими особого педагогического внимания. Проводились малые педсоветы, консилиумы, индивидуальные беседы с родителями и учащимися на административном совете. Работа с данной категорией обучающихся проводилась по планам учителей на мастерских, индивидуальных консультациях. По результатам четвертей и полугодий подготовлены и вручены родителям уведомления о состоянии обученности ребенка. Меры, предпринимаемые администрацией, учителями и родителями отдельных учащихся, оказались действенными и позволили успешно ликвидировать проблемные зоны в знаниях ученика. Однако, нельзя сказать о 100-процентном решении проблемы с данной категорией учащихся. В течение года слабоуспевающим учащимся вручались зачетные листы для своевременной ликвидации задолженностей по предметам с целью исключения академических задолженностей по результатам учебного года, к концу учебного года не все учащиеся свои задолженности ликвидировали. Предполагается продолжить данную практику и в следующем учебном году, так как она эффективна и помогает учащимся и родителям организовать учебную деятельность.

Коллегиальные органы управления образовательного учреждения:

– Общешкольная конференция представителей учителей, учащихся школы, родителей (законных представителей) — высший орган управления.

– Управляющий Совет — постоянно действующий орган самоуправления, представленный учителями, учениками и их родителями (законными представителями).

– Методический Совет — постоянно действующий орган, задачами которого являются: обеспечение условий для эффективной образовательной деятельности, в том числе экспериментальной инновационной, анализа, коррекции и регулирования ее в течение всего учебного года, а также создание эффективной системы научно-методической работы, призванной обеспечить постоянный профессиональный и интеллектуальный рост педагогов и повышение качества образования.

– Педагогический совет — решает вопросы, касающиеся качества образовательного процесса, повышения профессионального мастерства педагогов, их научно — педагогического и методического уровня.

– Ученический Совет — осуществляет деятельность по всем направлениям воспитательной работы в школе, участвует в организации и проведении внеклассных и общественных мероприятий в соответствии с собственной структурой по направлениям деятельности.

– Родительский Комитет — оказывает помощь школе, пропаганде педагогических знаний среди родителей, осуществляет связь и взаимодействие между учителями и родителями, школой и семьей.

Материально-техническая база школы соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов в соответствии с ФГОС общего образования.

Для достижения каких-либо целей педагогам образовательного учреждения необходимо повышать свою квалификацию как в очно-заочной форме, так и в дистанционном режиме. В школе должна действовать внутрикорпоративная программа повышения квалификации педагогических работников, которая может включает в себя мероприятия как внутрикорпоративного обучения, так и очные, очно-заочные, дистанционные курсы повышения квалификации в городе, округе и курсы, семинары и образовательные сессии. Уровень квалификации педагогов позволяет достигать высоких результатов и наград.

Признаки корпоративной культуры образовательного учреждения:

– Правила, регулирующие взаимоотношения между работниками.

– Способы коммуникации внутри организации и с внешними субъектами.

– Сложившиеся в коллективе традиции, обычаи: в образовательном учреждении сложились такие традиции как проведение ежегодно «Директорской елки» где происходит чествование лучших учеников и педагогов, участие действующего школьного хора педагогов в различных городских и школьных мероприятиях. А также сложили такие традиции как проведение спартакиады среди сотрудников образовательного учреждения.

– Системы принятия решений на разных уровнях;

– Принятые этические нормы;

– Наличие корпоративного стиля в одежде, дизайнерских решениях, этике общения: корпоративный цвет в образовательном учреждении сиреневый, так как он благоприятно влияет на атмосферу школ;

– Ценности, сложившиеся за время существования организации;

– Способы и формы поощрения, наград, наказаний;

– Принятая степень публичности деятельности каждого из членов коллектива;

– Понимание стратегии развития организации, ее миссии и целей, долгосрочных, тактических и оперативных задач каждым ее членом.

Бывают ли школы без признаков корпоративной культуры? Однозначно — нет. И существует тот факт, что нет организации, не имеющей таковых. Даже если эти слова в школе не произносятся и находятся под строгим административным запретом, сама корпоративная культура присутствует.

Стоит посмотреть на различных информационных ресурсах такую рубрику, как «Отзывы о школе». Это явственный индикатор уровня той самой культуры. Показателем является школьный сайт, варианты настенной информации. Это также и тональность записи в дневниках или требования к учительской документации, лица детей, возвращающихся из школы, децибелы детских голосов на перемене или реакция родителей на приглашение зайти в школу, на школьные праздники.

Литература:

  1. Бородин С. И., Богуславский П. Д. Функции и типы корпоративной культуры // Современные научные исследования и инновации. — 2017. — № 1. — С. 21–24.
  2. Калянов Г. Н. На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе / Энни МакКи, Ричард Бояцис. / Г. Н. Калянов// — М., 2015. — 193 с.
  3. Каменская И. Н. Модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения / И. Н. Каменская // Теория и практика образования в современном мире: матери-алы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 35–37.
  4. Кискаев И. А. Развитие корпоративной культуры педагогов как способ формирования педагогического коллектива в школе // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. — 2013. — № 8. — С. 75–77.
  5. Кожефова Э. И. Способы поддержания корпоративной культуры / Э. И. Кожефова // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы. Сб. науч. статей студентов, магистров и аспирантов. Вып. 5 / Под ред. доцента О. Ю. Челноковой (отв. ред.), доц. М. В. Голубниченко. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2016. — C. 104–106.
  6. Полынова Л. В., Колесникова М. С. Специфика оценки корпоративной культуры образовательного учреждения // Вестник молодых ученых самарского государственного экономического университета. — 2015. — № 1 (31). — С. 110–112.
  7. Попова М. А. Корпоративная культура как важнейший фактор успеха современной организации // Научно-практические исследования. — 2017. — № 7 (7). — С. 148–150.
  8. Репников Д. А. Корпоративная культура в системе управления человеческими ресурсами /Д. А. Репников //- Кадровик.- 2015. — № 6. — С. 51–54.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, корпоративная культура, учащийся, школа, образовательный процесс, мощный стратегический инструмент, образовательная организация, работа, развивающее обучение, учебный план.


Похожие статьи

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Эффективность взаимодействия семьи и образовательного учреждения

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника

Влияние интерактивных форм работы на развитие коммуникативных навыков учащихся

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание культуры поведения старших дошкольников

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Похожие статьи

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Эффективность взаимодействия семьи и образовательного учреждения

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника

Влияние интерактивных форм работы на развитие коммуникативных навыков учащихся

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание культуры поведения старших дошкольников

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Задать вопрос