В данной статье автор рассматривает нормативные правовые акты государственных внебюджетных фондов. Представлено краткое исследование антикоррупционных мер, проводимых фондами для выявления, пресечения коррупционных фактов и дальнейшего совершенствования законодательства о противодействии коррупции.
Ключевые слова: нормативно-правовые акты, государственные внебюджетные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, коррупция, антикоррупционная экспертиза.
In this article, the author considers the regulatory legal acts of state extra-budgetary funds. Presented short study of anti-corruption measures taken by the Foundations for uncovering, prevention of corruption facts and further improvement of anti-corruption legislation.
Key words: normative legal acts, state extra-budgetary funds, Pension Fund of the Russian Federation, Fund of social insurance of the Russian Federation, Federal Fund of obligatory medical insurance, corruption, anti-corruption expertise.
На данный момент в системе российского законодательства действует множество подзаконных нормативно — правовых актов, объем которых с каждым годом только увеличивается. Однако, среди всех нормативно — правовых актов есть один неприметный, мало привлекающий к себе внимание специалистов в сфере права вид — нормативно — правовые акты внебюджетных фондов (Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд РФ).
Самой коррумпированной сферой российской экономики, на протяжении последних лет, является сфера государственных закупок [1], несмотря на то, что контрактная система изначально создана для эффективного, целесообразного, прозрачного распределения бюджетных ассигнований. Здесь необходимо сделать акцент на государственные внебюджетные фонды, при помощи которых государство осуществляет финансовую деятельность, распределяет и использует средства для решения разнообразных государственных задач [2. С. 65–66].
Коррупция, коррупционные преступления на протяжении многих лет являются острой проблемой, стоящей перед нашим государством. Уже в 2009 году указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [6] коррупция определена как основной источник угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности.
Через систему государственных внебюджетных фондов проходит огромный поток финансовых средств (средств налогоплательщиков). Поэтому такое явление как «коррупция» в органах, основной функцией которых являются социальная защита и социальное обеспечение, просто недопустимо.
В связи с этим, одной из мер, применяемых для устранения фактов коррупции, является проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также проектов нормативно — правовых актов. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с Федеральным законом от 17.07. 2009 г. № 172 — ФЗ (в ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — ФЗ № 172), вступившим в силу 2 августа 2009 года.
Различные лазейки в издаваемых нормативно — правовых актах, допускаемые законодателями, позволяют нарушать закон, в том числе и чиновничьему аппарату. Самым распространенным классическим примером, когда лингвистические ошибки решают судьбу человека, является фраза: «Казнить нельзя помиловать» [4]. И если в законе будут допущены подобные ошибки, то только конкретный служащий (к примеру, работник фонда) будет решать, как и в каких целях использовать их, поэтому антикоррупционная экспертиза непременно необходима.
Согласно п.3 ч.1 ст.3 после вступления ФЗ № 172 в силу, каждый из внебюджетных фондов должен был разработать внутренний нормативный акт, регламентирующий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов (их проектов), издаваемых ими в рамках своих полномочий [5].
Однако, исследовав нормативные акты, изданные в рамках внедрение антикоррупционной экспертизы во внебюджетных фондах, выяснено, что [3. С. 128]:
1) Федеральным фондом обязательного медицинского страхования издан приказ от 27.05.2010 г. (вступил в силу 17.08.2010 г.) № 103 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)»;
2) Фондом социального страхования РФ издан приказ от 12.11.2010 г. (вступил в силу 21.12.2010 г.) № 239 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы актов и проектов актов Фонда социального страхования, имеющих нормативный характер;
3) Пенсионным фондом РФ издано постановление Правления ПФР от 18.11.2010 г. (вступило в силу 04.03.2011 г.).
То есть, ФЗ № 172 вступил в силу 2 августа 2009 года, а внебюджетные фонды особо «не торопились» с принятием и разработкой своих актов, регламентирующих порядок проведения антикоррупционной экспертизы. Как видно выше, 2 из 3 фондов разработали свои положения в течение одного года со дня вступления ФЗ № 172 в силу, а ПФР вовсе на это потребовалось практически 2 года. Почему внебюджетным фондам потребовалось столько времени на разработку непонятно, учитывая что антикоррупционная экспертиза является одной из мер по устранению коррупции, и логичным было бы оперативное реагирование как внебюджетных фондов, так и иных организаций, на указания ФЗ и иных подзаконных актов.
В последнее время деятельность любого государственного органа направлена на повышение прозрачности и информационной открытости своей деятельности. Для реализации данного принципа осуществляются различные меры, в том числе и в антикоррупционном русле. Например, на официальных сайтах внебюджетных фондов любой гражданин может посмотреть справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудника данного фонда, его супруги (-а) и несовершеннолетних детей. Однако, нужно заметить, что данные сведения предоставляют отнюдь не все работники внебюджетных фондов, а лишь те, которые попадают в определенный перечень должностей, замещение которых влечет за собой предоставление данных сведений. Сведения предоставляют не все работники фондов, поскольку они не относятся к категории «государственный служащий», что, по нашему мнению, неправильно, и вновь дает лазейки для коррупционной деятельности аппарату служащих.
То же самое можно сказать и о нормативно — правовых актах. Из положений ч.4 ст. 3 ФЗ № 172 вытекает, что каждый внебюджетный фонд помимо антикоррупционной экспертизы, проводит также мониторинг применения изданных нормативно — правовых актов. Однако, в официальных источниках (на сайтах фондов) материалы правоприменительной практики не опубликованы, данная информация не раскрывается.
Таким образом, законодательство в сфере противодействия коррупции является несовершенным, необходимы более жесткие нормы, в том числе и при проведении антикоррупционной экспертизы. К тому же, необходимо обратить внимание научного общества на нормативные акты внебюджетных фондов, поскольку они, как и акты других государственных органов, нуждаются в постоянном научном наблюдении.
Литература:
- Звягина Ж. Названа самая коррумпированная сфера российской экономики / Жанна Звягина // Парламентская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pnp.ru/economics/nazvana-samaya-korrumpirovannaya-sfera-rossiyskoy-ekonomiki.html
- Карасева М. В. Финансовое право Российской Федерации: учебник. М.: КНОРУС, 2012. — С. 65–66.
- Никифоров М. В. Правовой режим нормативных правовых актов органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации // Вестник ВГУ. Серия:Право. 2015. № 4. С. 118–130.
- Новоселова Е. Какой язык в законе / Елена Новоселова // Российская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа:: https://rg.ru/2016/01/15/obr.html
- Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ // Российская газета. — 22.07.2009. — № 133.
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. -2009. — № 20. — Ст. 2444.