Роль общественных организаций в воспитательном процессе (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 15.04.2020

Статья просмотрена: 5719 раз

Библиографическое описание:

Викулова, Н. С. Роль общественных организаций в воспитательном процессе (из опыта работы) / Н. С. Викулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 295-298. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68892/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: воспитание, волонтёры.

Детская общественная организация — это неправительственное негосударственное добровольное объединение детей на основе совместных интересов и целей.

Она создается для того, чтобы объединить детей в один дружный коллектив, с общими интересами и взглядами.

Современные детские объединения не возникли на пустом месте: они используют 70-летний опыт пионерской организации, опыт первых шагов детского движения в России. Теоретической основой современного детского движения являются идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова [2].

На смену Всесоюзной пионерской организации — единой, монопольной, массовой — пришло множество форм и структур детского движения. Создана Международная Федерация детских организаций (СПО-ФДО), в составе которой 65 субъектов Российской Федерации и СНГ — республиканские, краевые, областные, городские детские структуры.

В теории и методике воспитания издавна существовала и существует идея о том, что детское движение, объединяющее детей (по Конвенции о правах ребенка ООН это возраст от 7 до 18 лет) —важный фактор развития личности, ее социализации, ибо оно, будучи реальной разновидностью движений современности, является во всем мире начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе.

Детским объединениям присущи три основные функции: развивающая (обеспечивает гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно — и личностно значимые цели), ориентационная (обеспечение условий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей), компенсаторная (создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастия).

Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой —как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

При организованной деятельности временное детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого, становится хорошим подспорьем в воспитании.

Таким образом, детские объединения расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка.

Перспективные цели детских общественных объединений — помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы. Детская организация призвана помочь детям развить организаторские способности, раскрыть их творческий потенциал, умение находить интересное дело, видеть и понимать прекрасное.

Детское общественное объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, оно обусловливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Детские общественные объединения часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур — создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат — ребенок как личность, творец, созидатель [1].

В последние годы стали появляться волонтерские или добровольческие организации — это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого — добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность для личности ребёнка неизмеримо выше навязанной извне [3].

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.

В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети — сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию, в нашей школе одним из направлений детского объединения «ШАНС» является волонтерское движение «Импульс», где каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства. Но нельзя допускать, чтобы волонтёры приходили и делали, что им вздумается. Они сами, их способности и их фактические действия нуждаются в чутком руководстве.

Цель программы волонтёрского объединения «Импульс»:

Создание добровольческого движения в нашей школе.

Задачи:

I. Образовательные:

− знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России;

− пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.);

− создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде;

− овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.

II. Развивающие:

формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями;

формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;

развитие чувства эмпатии, открытости, коммуникабельности;

обучение конструктивному общению, по средствам совместной значимой деятельности.

III. Воспитательные:

сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;

содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков;

− оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей;

− снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ОДН, КДН.

ВО «Импульс» школы № 7 г.Туймазы с сентября 2017г. осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

  1. Социальное волонтёрство «Милосердие»;
  2. Медиа-волонтёрство «Наглядная агитация»;
  3. Спортивное волонтёрство «Спорт и здоровый образ жизни»;
  4. Экологическое волонтёрство «Экология»;
  5. Культурное волонтёрство «Творчество»;
  6. Военно-патриотическое (поисковое) волонтёрство «Патриот».

Волонтёрский отряд «Импульс» функционирует на базе школы третий год, но его активистами, которыми являются ученики с 1 по 11 класс, сделано уже немало полезных дел… Ребята организуют и проводят благотворительные акции: «Дом без одиночества» (поздравление на дому ветеранов Великой Отечественной войны, вдов ветеранов, тружеников тыла, ветеранов педагогического труда, детей с ограниченными возможностями здоровья), «Мы разные, но мы вместе» (выступление с концертными номерами в городских обществах слепых и инвалидов), «Неделя добра» (сбор вещей, канцтоваров и бытовой химии для малозащищённых слоёв населения), «День памяти жертв ДТП», «Письмо ветерану», «Живи, книга!» (ремонт книг в школьной и городской библиотеках), «Внимание, водитель! Внимание пешеход!» (совместно с сотрудниками ГИБДД раздача Памяток водителям и пешеходам), «Георгиевская лента», «Посади дерево с ветераном», «Читаем детям о войне», «Покорми птиц зимой» и многие другие. Также ребята помогают в проведении школьных и городских мероприятий, проводят экологические субботники, организуют малоподвижные игры для учащихся начальных классов.

Школьный отряд тесно сотрудничает с такими общественными организациями, как Центр защиты материнства и детства «Ковчег», Советом ветеранов «Живая история», Всероссийским обществом слепых и Обществом инвалидов, ГИБДД, Модельной библиотекой № 4. Проводятся общие мероприятия, встречи, направленные на пропаганду ПДД, ЗОЖ, поддержка людей с ОВЗ и другие.

Многие ребята, при помощи родителей, занимаются и индивидуальной волонтёрской деятельностью: Хабиров Реналь проводит прогулки с детьми-инвалидами, организовал клуб для игр и развития детей, которые нуждаются в помощи и поддержке. Воробьёва Валерия читает деткам из реабилитационного центра их любимые книжки, Ахметова Азалия возит гостинцы воспитанникам Серафимовской коррекционной школы-интерната.

С марта по август 2019 года отряд принимал участие в республиканском проекте «3D» волонтёры «малых дел», организованном Общественным фондом развития г.Уфа. Наши ребята были самыми молодыми его участниками, но выполняли задания наравне со всеми. Нами было проведено 5 массовых, 4 групповых, 5 экологических мероприятий и около 100 «добрых» дел по оказанию шефской помощи подопечным (ветеранам Великой Отечественный войны, вдовам, многодетным семьям). Участвуя в марафоне «малых дел», мы научились различать полезное дело от просто приносящего радость, мы увидели, как многим людям нужна помощь и как несложно, как оказалось, её организовать.

Наш отряд уже имеет небольшие достижения:

− победа в номинации «Рождённые помогать» (декабрь 2018 г.) в Муниципальном конкурсе;

− победа в номинации «Лучший волонтёрский отряд» в «Топ 100 лучших волонтёрских отрядов Республики Башкортостан» (2019 год).

Древнегреческому философу Аристотелю принадлежит высказывание: «В чём суть жизни? Служить другим и делать добро». Ребята волонтерского отряда «Импульс» ежедневно совершают полезную деятельность, посылая жителям родного города импульсы добра.

В заключении хочется отметить, что детские общественные объединения часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

Литература:

  1. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  2. Место детской организации в школе. Виталий Лебедев, 2006 год.
  3. Зачем нам нужны общественные организации? Автор: SergeyMegafonov.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, волонтерское движение, детская, детское движение, III, воспитательная система школы, лучшая традиция школы, работа школы, Россия, творческий потенциал.


Ключевые слова

воспитание, волонтеры

Похожие статьи

Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся

Опыт руководителя с детьми по организации воспитательной системы в школе.

Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания и развития (из опыта работы)

В статье авторы раскрывают наиболее эффективные формы работы с родителями в ДОО из опыта работы.

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

В статье рассматриваются виды и способы формирования толерантного поведения подростков в условиях образовательного процесса.

Роль куратора в современных условиях среднего профессионального образования

Нравственное воспитание старших дошкольников посредством краеведческого компонента

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Организация детского самоуправления

В статье характеризуется роль самоуправления в процессе воспитания младших школьников в условиях реализации образовательных стандартов начального общего образования. Выделены особенности организации ученического самоуправления. По результатам изучени...

Организация работы с родителями: принципы и методы взаимодействия в детском саду

В статье автор исследует методы взаимодействия педагогов с родителями.

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Данная статья раскрывает систематическую разноплановую работу педагогов и семьи в формировании у дошкольников потребности в ЗОЖ средствами проектной деятельности.

Средства реализации задач воспитания в детском саду: традиции и инновации

В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики проведения коллективных проектов в свете реализации программы воспитания.

Похожие статьи

Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся

Опыт руководителя с детьми по организации воспитательной системы в школе.

Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания и развития (из опыта работы)

В статье авторы раскрывают наиболее эффективные формы работы с родителями в ДОО из опыта работы.

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

В статье рассматриваются виды и способы формирования толерантного поведения подростков в условиях образовательного процесса.

Роль куратора в современных условиях среднего профессионального образования

Нравственное воспитание старших дошкольников посредством краеведческого компонента

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Организация детского самоуправления

В статье характеризуется роль самоуправления в процессе воспитания младших школьников в условиях реализации образовательных стандартов начального общего образования. Выделены особенности организации ученического самоуправления. По результатам изучени...

Организация работы с родителями: принципы и методы взаимодействия в детском саду

В статье автор исследует методы взаимодействия педагогов с родителями.

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Данная статья раскрывает систематическую разноплановую работу педагогов и семьи в формировании у дошкольников потребности в ЗОЖ средствами проектной деятельности.

Средства реализации задач воспитания в детском саду: традиции и инновации

В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики проведения коллективных проектов в свете реализации программы воспитания.

Задать вопрос