В данной статье рассматривается участие женщин в экономических сферах Узбекистана. Приводится юридические и правовые нормы из законодательства Республики Узбекистан. Исследуются цели вовлечения женщин в общественные деятельности и экономическую жизнь страны, формирование и изменения официальных понятий государственного регулирования семьи. Основы гендерного порядка, сформированного государственной политикой для достижения гендерного равенства в нынешнее время. Какие принципы меняли гендерную политику Узбекистана в течение многих лет и как они осваивались населением.
Ключевые слова: гендер, гендерное равенство, конституция, кодекс, закон, экономика, история, семья, гражданин, право, государство, личность, предпринимательство.
This article discusses the participation of women in the economic sectors of Uzbekistan. Legal and legal norms from the legislation of the Republic of Uzbekistan are given. The goals of involving women in social activities and the economic life of the country, the formation and changes of official concepts of state regulation of the family are investigated. Fundamentals of gender order formed by state policy to achieve gender equality at the present time. What principles have changed the gender policy of Uzbekistan for many years and how they were mastered by the population.
Keywords: gender, gender equality, constitution, code, law, economics, history, family, citizen, law, state, personality, entrepreneurship.
Благодаря труду человек вышел на этап сегодняшнего развития. Трудовая деятельность как жизненная необходимость практикуется во всех общественных отношениях. Человек по мере необходимости потребляет и использует природные ресурсы. Для создания нормальных условий люди обращаются к трудовой деятельности. Нет в истории человечества такого периода трудовых общественных отношений, где женщина не принимала участия. Объективные причины как деторождение и домохозяйство не давало равных возможностей с мужчинами в трудовой деятельности. Но по мере увеличения государством в законодательстве определённых льгот и специальных гарантий женщины не теряют конкурентоспособности с мужчинами в сфере труда.
Выход женщин на рынок труда помог снижению традиционных стереотипов о роли женщины и мужчины. Но появились новые экономические проблемы гендерного характера. Появились вопросы профессиональной сегрегации по признаку пола, низкая оценка труда женщин, совмещение профессиональных и семейных обязанностей женщин, дискриминация в сфере занятости.
В связи с этим основной задачей трудового законодательства, регулирующего общественные отношения, которые возникают при проявлении права на труд, стало «обеспечение нормального функционирования рынка труда, охрана трудовых прав и здоровья работников, создание справедливых и безопасных условий труда [1]. В Трудовом кодексе Республики Узбекистан исходя из Конституции Республики Узбекистан закреплены равные права каждого человека, независимо от пола, на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту в законном порядке от безработицы [2].
Идеология гендерной политики всех времен до независимости Узбекистана была заключена в освобождении женщин от частного домашнего труда и включение их участия в производительный труд. Предпринятые меры привели к эксплуатации женского труда и дискриминации в профессиональных сферах. Семья, являясь источником возникшей эксплуатации, теряла традиционные духовно-культурные ценности.
За годы независимости государством были созданы благоприятные условия для образования и профессионализма женщин. Это привело к росту занятости женщин в стране. Но учитывая то, что мужчины как носители человеческого капитала более производительны на рынке труда, а женщины в свою очередь имеют производительность в домашней области, то данное явление приводит к профессиональной сегрегации. То есть возникает проблема устойчивой тенденции найма мужчин и женщин в различные профессии с различными уровнями оплаты их труда. Соотносительно труда мужчины получают более выгодную оплату, чем женщины. Так как домашний труд и забота о детях на дому не оплачивается, но несёт существенную выгоду в семье, женщинам приходиться совмещать домашние заботы с профессиональными обязанностями.
Ещё один фактор имеет влияние при найме на работу. Женщина не рассматривается работодателем как надёжный и стабильный работник. Женщина в любое время может покинуть рабочее место в связи с рождением и воспитанием ребёнка, большое количество семейных обязанностей не позволяют работать сверхурочно, что не свойственно мужской занятости. Такое преимущество мужской занятости притесняет женскую занятость. В целях охраны материнства и детства в Трудовом кодексе Республики Узбекистан также предусмотрены статьи, которые обязывают работодателя перевести беременных женщин или женщин с детьми до 2 лет, на более лёгкую или исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов работу с сохранением заработка, не ниже прежнего. Также законом предусмотрено не привлекать без их согласия беременных женщин и женщин имеющих детей до 14 лет или детей-инвалидов до 16-лет к работам в ночное время, в выходные, праздничные дни, к сверхурочным работам, направлять в командировки [2]. В трудовом законодательстве предусмотрено много норм, направленных на защиту материнства и детства. Такое явление со временем может утратить положительность и создать неблагоприятные условия для возникновения скрытой дискриминации и неравенству на рынке труда. Не всегда частные предприятия охотно принимают на работу женщину, которой в дальнейшем приходиться предоставлять многочисленные льготы, дополнительные выходные дни, оплачивать отпуск по уходу ребёнка и т. д. В принципе работодатель должен выплачивать со своей прибыли тому, кто не участвует в производстве. Поэтому в некоторых случаях особенности законодательных норм ставят женщину в неблагоприятное положение.
В ходе разработки гендерно-чувствительных государственных программ Узбекистан использует гендерную статистику и новые методы гендерного анализа как надёжные и объективные инструменты в соответствии с мировым опытом для устранения подобным ситуации.
За последнее десятилетие в отраслях промышленности, сельского хозяйства, торговли, общественного питания, образования, культуры, науки, искусства возросло число работников женщин. Основная причина сдвига в данных сферах занятости стала низкая оплата труда. Мужчины покинули низкооплачиваемые места работы, а женщины их заняли из-за ограничений в трудоустройстве. Развитие технологической сферы привело к появлению малоквалифицированным работам. Обыденная работа, требующая, только обслуживания технологического процесса не привлекает мужчин, что ни скажешь о женщине, которая хочет трудиться в производственной сфере и совместить семейные работы. Работа с техникой помогает ей сохранить физические силы и получить хотя и маленькую, заработную плату за свой труд. В ходе такого процесса возникает горизонтальная сегрегация, проявляя гендерное неравенство в экономике.
Если горизонтальная сегрегация есть неравное профессиональное распределение, то вертикальная сегрегация несёт неравенство полов в управлении и должностном продвижении женщин. Исследование показало что женщины и мужчины, имеющие дипломы высших учебных заведений, получают равные оплаты по начальным ставкам труда. Однако, через 5 лет женщины, начинают отставать в должностном росте, имея одинаковый уровень образования и квалификации. Несоответствующая квалификация или недостача опыта, никакую роль не играют, в соответствии с неформально скрытой дискриминации в управленческих профессиях. Иногда должностное продвижение бывает связано с неготовностью женщины пожертвовать семейными ценностями ради профессионального роста. Для целенаправленного стремления достичь карьерных высот женщине приходиться преодолевать дополнительные препятствия, требующие от неё физических, эмоциональных, духовных, экономических сил.
Необходимо отметить значительный рост женщин в численности занятых в экономике Узбекистана указывает на установление тенденции включения женщин в рыночную занятость.
Одним из примеров участия женщин в экономических областях государства стало развитие предпринимательства среди женщин. Привлекательность предпринимательской деятельности для женщины заключается в приобретении права собственности. Развитие женского предпринимательства происходит за счёт свободного доступа женщин к финансовым ресурсам, улучшения финансирования малого и среднего бизнеса, упрощения системы кредитования предпринимателей. Активная позиция женщин увеличивает потенциал женского предпринимательства. Несмотря на гендерные стереотипы, которые создают проблемы в сфере брачно-семейных отношений, предопределяют право женщины распоряжаться собственностью, число женщин, занимающихся предпринимательством, в стране возрастает. Успешно налаженное предпринимательство кардинально изменяет положение женщины в обществе и семье.
По закону любой гражданин, желающий заняться предпринимательской деятельностью, может начать своё дело, достигнув 18 лет, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Если женщина имеет стартовый капитал, обладает навыками ведения и расширения собственного бизнеса, получив кредит в банке, может открыть собственное малое или среднее предприятие, заняться коммерцией или оказанием различных услуг что стало естественным в рыночных условиях страны. Государство старается поощрять женское предпринимательство, содействовать женскому бизнесу проводя ярмарки, выставки, конференции различных типов. Например, Комитетом женщин и Центром женщин-изобретателей Узбекистана третий год подряд проводится республиканский конкурс «100 лучших инновационных проектов женщин Узбекистана». В результате конкурса талантливым и креативным победителям оказывается постоянная поддержка для реализации инновационных проектов, изобретательной деятельности различных форматов. Ассоциация деловых женщин в процессе реализации своей деятельности также помогает женщинам предпринимателям, организуя среди них различные тренинги, курсы, в ходе которых женщины-предприниматели получают экономические и юридические знания, а также обмениваются опытом с международными коллегами.
Международный опыт показывает, что при развитии рыночной экономики расширение занятости, получение высоких доходов, адаптация к рыночной модели могут достигнуты лишь процессом выхода женщин из домашней обстановки и внедрения в предпринимательские области. При имении своего малого бизнеса у женщины возникает возможность иметь свой доход. Материальная обеспеченность устраняет экономическую зависимость женщины, плюс к этому у неё появляется возможность больше находиться в кругу семьи и выполнять свои семейные обязанности. В таком случае домашние заботы и воспитание детей не становятся принудительными работами, а модифицируются в обязанности женщины, которые она сможет выполнять с удовольствием и в пользу семьи.
Женщины в обществе активно выполняют все три деятельности исходящие из гендерной теории: продуктивную, репродуктивную и общественную. В рамках репродуктивной деятельности женщина ведёт активное хозяйство, воспитывает детей, следит за здоровьем членов семьи, готовит, варит, стирает, убирает и т. д. В ходе общественной деятельности имеющей специфические особенности, женщина занимается работами рутинного характера, не предполагающие повышения её статуса, например, сбор средств, взносов, организационные мероприятия и т. д. Но в последние годы возросло участие женщин в продуктивной деятельности. Во-первых, женщина делает выход на рынок труда, она участвует в производстве товаров и услуг. Как очевидно лишь продуктивная деятельность начинается признаваться обществом в виде заработной оплаты и непосредственно влияет на повышение социального статуса женщины в обществе. Сложившиеся стереотипы общества считают продуктивную деятельность женщины престижной, несмотря на то, что ей приходиться иногда выполнять все три функции одновременно.
Несмотря на стремление женщины активно создавать свой бизнес, в обществе приоритетными остаются взгляды непризнания женского лидерства в экономике. Но основные права и свободы, предоставленные и гарантированные Конституцией Республики Узбекистан, законы и другие законодательные документы помогают женщинам организовать свой бизнес, настроить производство продукции. Основой пятой инициативы предложенной Президентом Республики Узбекистан стало именно обеспечение трудоустройства и занятости женщин в стране. В ходе реализации данной инициативы многие женщины в стране приобрели своё бизнес-дело. [3]
Право иметь собственность считается имущественным правом и как компонент гражданского права регулируется Гражданским кодексом Республики Узбекистан [4] (раздел II). Здесь закреплены понятие права собственности, формы и объекты, основания приобретения и прекращения права собственности, а также гражданско-правовые способы его защиты, помогающие приобретать, владеть и распоряжаться собственностью. Кроме этого, в 1990 году был принят специальный Закон Республики Узбекистан «О собственности» и Закон Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации» принятый годом позже, в 1991 году. Оба закона регламентируют правовые основы приобретения имущества в частную собственность, как для мужчин, так и для женщин.
Для определения индекса человеческого развития в стране показателями служат такие факторы как процент участия женщин и мужчин парламентариев, уровень участия в экономической жизни общества и возможность распоряжения экономическими ресурсами. Так как данные показатели в республики догоняют международные нормы, то с уверенностью можно сказать, что государственная политика относительно гендерного равенства отражает степень развития. На протяжении последних десятилетий Республика Узбекистан не только разработала и приняла ряд законов относительно женщин, но и внедрила в общество эффективные механизмы исполнения. Пример тому правовые санкции в отношении нарушения гендерного равенства в общественно-социальных отношениях. Статья Трудового кодекса (статья 78, 224) признаёт незаконным отказ в принятие на работу беременной женщины или женщины с малолетними детьми.
Исходя из этого, должностное лицо виновное в этом отказе может быть подвергнуто уголовному наказанию в соответствии с Уголовным кодексом Республики Узбекистан [5]
По примерам видно, что женщины в Узбекистане имеют полные права на приобретение собственности. Для достижения равноправия и поднятия статуса женщины в обществе, полного устранения экономической зависимости от мужчин государство предпринимает все меры. Законодательство государства не разрабатывает отдельных норм применяемых по отношению представителей мужского или женского пола. Положение женщин в стране отличается от общих норм наличием льгот в отдельных случаях (часто связанных с деторождением), и негативным отношением тех, кто должен предоставлять эти привилегии в ходе деятельности.
Самое важное — государство помогает осознать женщинам ценность их прав, донести до каждой женщины, что она вправе не только получить свои права и свободы, но и использовать их, защититься ими.
Гендерная политика в Новом Узбекистане осуществляется на базе правовых, организационных, административных основах гендерного равенства. В силу того что получение образования и профессиональная подготовка, реализация права на труд и вознаграждение за него, общественно-политическая и культурная деятельность, а также специальные меры по охране труда и здоровья женщин нашли отражение в законодательстве страны, принцип равноправия мужчин и женщин берёт начало с Главного Закона страны — Конституции Республики Узбекистан.
Многообразность форм участия женщин в социально-трудовой деятельности, расширенные возможности самореализации, действенные меры по улучшению труда сельских женщин помогают построению нового, гражданского, демократического общества. Гендерное равенство нужно для устранения социальных барьеров, для оказания помощи проявления личности, как мужчины, так и женщины во всех сферах жизнедеятельности.
В основе гендерной политики Республики Узбекистан лежат общепринятые международные нормы, закреплённые в Конвенциях ООН и других международных документах, направленные на преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку и создание условий, дающих каждому человеку право, независимо от пола, на всестороннюю реализацию личностного потенциала.
Независимо от политического устройства и уровня социально-экономического развития проблемы обеспечения отношений и равных возможностей всегда были актуальны в любом государстве. Потому что устойчивое развитие и процветание страны, достижение мира в народе происходит благодаря основам гендерного равенства. Развитое общество доказывает, что если женщины и девочки имеют равный доступ к образованию, достойное медико-санитарное обслуживание, приемлемую работу, активное участие в процессе принятия политических и экономических решений то это способствует достижению стабильности экономики и приносит пользу как обществу, в котором они живут, так и человечеству в целом.
Литература:
- Трудовой кодекс Республики Узбекистан, статья 2.
- Там же. Статья 226, 227, 228.
- Конституция Республики Узбекистан. — Т.:Узбекистан. 2018.
- Гражданский кодекс Республики Узбекистан. — Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан. 2018.
- Уголовный кодекс Республики Узбекистан. — Т.: Министерство юстиции Республики Узбекистан. 2001.